Культура и искусство XVII – XIX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.

Содержание

1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
1.1 Эпоха абсолютизма
1.2 Эстетика классицизма
1.3 Искусство барокко
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
2. Культура и искусство XIX века
2.1 Философия Канта
2.2 Теория Шиллера
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
2.4 Творчество Гете
2.5 Философия Гегеля
2.6 Импрессионизм
2.7 Постимпрессионизм
3. Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

культура и искусство.docx

— 956.68 Кб (Скачать файл)

 

Казанский научно-исследовательский  технический университет имени  А. Туполева

 

Казанский учебно-исследовательский  и методический центр

 

 

 

 

 

Дисциплина. Культурология

Реферат на тему: «Культура и искусство XVII – XIX веков»

 

 

 

Выполнил: студент группы 5122к

Ярославкин Артем Сергеевич

 

 

Проверил: преподаватель

                                                                                                             Иртуганова    Эльмира Анверовна 

                                                                                                          

 

 

Казань 2011

 

Культура  и искусство XVII – XIX веков

Содержание

1. Культура и искусство  XVII-XVIII веков

1.1 Эпоха абсолютизма

1.2 Эстетика классицизма

1.3 Искусство барокко

1.4 Творчество Рембрандта  и Эль Греко

2. Культура и искусство  XIX века

2.1 Философия Канта

2.2 Теория Шиллера

2.3 Эстетические идеи в  творчестве немецких романтиков

2.4 Творчество Гете

2.5 Философия Гегеля

2.6 Импрессионизм

2.7 Постимпрессионизм

3. Список использованных  источников

1. Культура и  искусство XVII-XVIII веков

С наступлением новой эпохи  наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с  лица земли, несмотря на религиозные  войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство  средневековья с ее шедеврами  архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать  свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном  и художественном осмыслении мира и  человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся  научном его постижении.

 

 

 

1.1 Эпоха абсолютизма

В XVII в. художественная культура Италии значительно утрачивает свое былое величие, и центр европейской духовной культуры перемещается во Францию. Новаторский дух французского искусства формируется не без влияния со стороны новых политических и экономических условий. Франция явила собой пример классической страны абсолютизма, который стал объединяющим началом в обществе. В средневековых городах местное самоуправление сменилось господством буржуазии и централизованной власти. Вступило в свои права новое гражданское общество. Наряду с прогрессивной ролью абсолютизм, имел и отрицательные стороны, что сказалось, в первую очередь, на усилении социального расслоения общества и ухудшении жизни крестьян, оказавшихся внизу общественной лестницы. Это приводило к многочисленным крестьянским восстаниям, которые жестоко подавлялись королевской властью. Социальная база эпохи абсолютизма заметно сузилась по сравнению с предшествующей культурой эпохи Возрождения. В первую очередь, она отражала интересы двух классов дворянства и буржуазии. Упрочившийся абсолютизм (в Испании, Франции и других европейских странах) установил принцип всеобщей регламентации и регулирования всех сторон жизни - от экономики и политики до культуры и искусства. Это привело к подавлению всякой личной инициативы и свободы. Основой человеческого поведения становится долг, который олицетворялся с государством и которому отдельный член общества должен был подчиняться. Строгое соблюдение всех требований государственной власти и безусловное подчинение ей провозглашалось высшей добродетелью. Поведение индивида ограничивалось определенными нормами и правилами поведения. По сравнению с предшествовавшей культурой Ренессанса, человек лишался не только свободы поведения, но и свободы мировоззрения. Абсолютизм сумел подчинить себе хаос эгоистических воль отдельных индивидуумов, стремящихся в эпоху капитализма реализовать свои интересы.

1.2 Эстетика классицизма

    Существенно изменился характер труда: успешно развивалась мануфактура, повлекшая за собой разделение труда, которое привело к достаточно высоким успехам материального производства. Промышленность была заинтересована в развитии точных наук физики, математики, химии, астрономии и др. В философии одержал победу рационализм, основные принципы которого изложил в своей работе «Рассуждения о методе» (1637 г.) Р. Декарт, где он сформулировал четыре правила «для руководства ума», которые сводились к следующему:

1)не принимать за истинное  то, в чем сомневаешься;

2)любое затруднение разделить  на множество небольших;

3)начинать познание следует  от простого к сложному;

4)чтобы избежать упущения, необходимо последовательно изложить  свои рассуждения о предмете. Эти принципы послужили философской  основой эстетики классицизма,  получившей наиболее полное отражение  в литературе, театре и архитектуре  XVII в. Теоретиком классицизма явился Н. Буало, изложивший свои взгляды в «Поэтическом искусстве» (1674 г.). Обращаясь к поэтам, он писал: «Так пусть же будет смысл всего дороже вам, Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!» Прекрасное, согласно классицизму, не могло быть вне истины, а раз христианские сюжеты иррациональны по своей природе, то им нет места в искусстве. Содержание и форма выражения должны быть ясными и четкими. Основой прекрасного провозглашалась гармония частей и целого наиболее полно это требование нашло отражение в драматическом искусстве у Корнеля, Расина и Мольера, а также в архитектуре. Много внимания П. Буало уделял моральной ответственности художника, его долгу и профессиональному мастерству, которым он должен блестяще владеть. Одним из основных требований, выдвигаемых теоретиком классицизма к художнику, являлось требование во всем следовать античности, опираясь на ее мифологию. Однако французские авторы по-своему осваивали античность: они ориентировались, в первую очередь, на римское искусство с его суровыми и мужественными характерами, привлекавшими их внимание и согласующимися с требованиями жизни французского общества. Не случайно положительными героями у Корнеля были Август и Гораций, которые олицетворяли долг и патриотизм и ставили интересы государства выше собственных. Подобное требование имело и свою положительную сторону оно способствовало социализации личности, ограничению эгоистической воли индивида. Эту ситуацию в обществе предвидел еще Шекспир, предостерегавший, что в противном случае может воцариться «война всех против всех». Поэтому искусство, следуя требованиям классицистов, не только не ограничивало свободу граждан, но и дисциплинировало их, выполняя свое высокое предназначение и воспитывая людей в соответствии с требованиями государства. Специфика изобразительно-выразительных средств в искусстве определялась основными принципами (которые выполняли роль канона), предъявляемыми эстетикой классицизма: художественный язык должен стремиться быть четким, ясным и рационалистичным; композиция должна строиться в соответствии со строго установленными правилами и др. Таким четким правилом для драматического искусства было требование трех единств места, времени и действия, которому неукоснительно следовали драматурги, создавая свои произведения. В живописи предпочтение отдавалось рисунку, по сравнению с композицией, колоритом и краской. Главная задача художника сводилась к тому, чтобы воздействовать на публику силой разума и ясной логикой. По мнению художника-классициста Н. Пуссена, живопись представляет собой не что иное, как (изображение духовных понятий», воплощенных в материализованных образах, созданных в определенной манере классицизма. Отсюда и идеализация сюжетов его живописи, заметное их приукрашивание и некоторая абстрактность. Прекрасное идеализировалось классицистами его источник они видели не в природе, а в некоем духовном начале, проводником которого был разум. Духовная красота ставилась ими выше красоты природного мира, а произведения искусства - выше творений природы. Прекрасное в природе должно быть освобождено от первоначальной грубости, очищено от наслоений и оформлено соответственно требованиям разума. Но поскольку разум связан с абстрактным мышлением - понятиями, отражающими общее, то и искусство должно быть направлено на отражение наиболее общего и типичного. Характеры героев в драматургии, согласно требованиям эстетики классицизма, не должны развиваться и быть противоречивыми. Следуя этому правилу, большинство героев Мольера отличаются статичностью и схематизмом, обладая определенным набором черт своего характера. В них не появляется что-то новое - на протяжении всей драмы они остаются прежними: скупой - скуп, а глупый - глуп. Таким образом, основная идея эстетики классицизма сводилась к требованию подчинить искусство строгой регламентации со стороны разума, подобно тому, как отдельный человек должен подчиниться обществу.

1.3 Искусство барокко

Вместе с тем в искусстве XVII в. сохранились черты и тенденции, доставшиеся ему в наследство от прошлых эпох. Во многом они были прямо противоположны тем, о которых  шла речь выше. Искусство барокко, получившее наибольшее распространение  в Риме, по-своему отразило идеи позднего Возрождения о неустойчивости и  зыбкости бытия, сиюминутности человеческого  счастья, тщетности усилий и поисков  идеала в земной жизни. Пессимистический настрой ввиду несбывшихся надежд, которые питали гуманисты Ренессанса, выразился в своеобразии стиля  искусства барокко и рококо. Для  искусства барокко были характерны следующие особенности - это извилистые и нервные линии в живописи, вычурность и нагромождение множества  отдельных деталей в архитектуре, а также определенная тематика литературных произведений, стремившихся изображать мучеников за христианскую веру, сцены  самоубийства. От искусства классицизма, которое отличается строгостью, холодностью и во всем согласуется с логикой разума, барокко отличал динамизм и противоречивость, эмоциональность и чувственность образов. От первого веяло строгой гармонией, от второго - теплотой и сердечностью, телесностью и жаждой жизни. Эти черты нашли свое отражение в живописи П. Рубенса. Используя античные сюжеты, он создавал произведения, от которых исходила энергия и радость чувственной жизни.

1.4 Творчество  Рембрандта и Эль Греко

Несмотря на влияние художественных принципов искусства барокко  и классицизма, существовали художники, творчество которых невозможно отнести  к какому-то определенному направлению  или стилю. Гении во все времена  оказывались выше любых норм и  правил, которые диктовались со стороны. Они оставались свободными в своем  творчестве, нередко намного опережая свое время. XVII в. был богат талантами, но Рембрандт и Эль Греко по праву занимают среди них достойное место. Гениальный голландский портретист и мастер светотени, Рембрандт оказался прекрасным психологом, оставившем после себя в мировой живописи шедевры портретного искусства. Обращаясь к библейским сюжетам, Рембрандт наполнял их новым содержанием, концентрируя свое внимание на внутренней духовной жизни человека. Особенностью его творческой манеры явился повышенный интерес к изображению и проработке человеческого лица и рук. Незабываемые образы созданы кистью другого мастера этого жанра - Эль Греко. Его портреты также не спутаешь с другими благодаря особой манере письма, присущей автору: прекрасный мастер колорита отдает предпочтение чистым локальным цветам (художник учился у лучших венецианских художников-колористов - прежде всего, у Тициана). Кроме того, изображаемые лица, как и фигуры в целом, имеют, как правило, вытянутую форму, подчиняясь вертикали, по-видимому, навеянной готическим миросозерцанием. Если в эпоху Возрождения идеалом человека была свободно мыслящая личность, в эпоху абсолютизма - личность, наделенная разумом, то в эпоху Просвещения все больше начинают обращать внимание на моральное совершенствование индивида. Несмотря на то, что вера в безграничные возможности человеческого разума стала доминировать в мировоззрении эпохи Просвещения во всех странах Запятой Европы вновь обрели ценность благородство и мудрость, образованность и уважение достоинства каждого народа и отдельной личности. Поиски человеческой гармонии средствами искусства продолжались и в XVII в., и в XVIII в. Но вопрос о соотношении физической и природной стороны в человеке так и не был решен. Рационалисты, а вслед за ними и классицисты рассматривали отношение между телом и духом как величину раз и навсегда данную и неизменную, в то время как идеологи эпохи Просвещения заговорили о противопоставлении «естественного» и «цивилизованного» человека. Симпатии французских просветителей (Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Д. Дидро) были целиком на стороне природного человека, не испорченного цивилизацией. Но поскольку разум сделал человечество цивилизованным, то он и способен вывести общество из противоречий, в котором оно пребывает. Все беды человека вследствие его собственного «неразумения», - считали просветители. Что касается культуры, то она рассматривалась в качестве одного из звеньев природной эволюции, как естественное проявление человеческой природы, т.е. натуралистически. Немецких просветителей больше волновали идеи не столько политического преобразования общества и государства, как французов, сколько нравственное воспитание человека. История и культура рассматривались через постижение лежащих в их основании закономерностей. Такой взгляд на культуру во многом продолжил рационалистические традиции. На культуру, как и на само общество, просветители впервые стали смотреть исторически, подчеркивая прогрессивность ее развития. Одним из первых, кто заявил о прогрессе в области культуры, был немецкий просветитель Гердер. В качестве единой «разумной» основы природы и истории, благодаря которой можно проследить закономерную связь вещей и явлений в мире, Гердер рассматривал Бога. Изучая обычаи и хозяйственный уклад народов Греции, Египта, Китая, Японии, а также особенности славянских культур, он пытался представить «общую картину человечества». Идеи просветителей были отмечены верой человека в собственные силы и разум, оптимистически смотрящего в будущее и пытающегося изменить настоящее. Подобные идеи не могли не повлиять на культуру и не найти свое отражение в искусстве того времени. Если на раннем этапе своего развития искусство эпохи Просвещения было тесно связано с традициями Возрождения и классицизма, то позднее оно все больше ориентируется на собственные эстетические принципы. Дидро провозглашает необходимость демократизации искусства и культуры, ставит вопрос о высоком предназначении искусства в обществе, его роли в воспитании граждан. Если английские просветители Шефтсбери и Хатчесон писали о том, что искусство может улучшить человеческую природу, смягчая нравы, то Дидро выдвигает целую программу революционно-демократического воспитания граждан. В простых людях он видит действительных носителей моральных ценностей, критикуя классицистов за холодность и высокомерие: третьему сословию они отводили место лишь в комедии, которая считалась низким жанром в искусстве. Дидро, напротив, превращает народ в основного героя своих произведений, выдвигая основные принципы новой теории драмы в противовес классицизму. Театр, по мнению Дидро, должен стать «школой нравственности», а для этого требуется реалистически отображать повседневные заботы и радости, показывая человеческие характеры в развитии. Идеи французского Просвещения нашли свое отражение в живописи Ж.-Б. Шардена, которого интересовал скромный быт и нравы третьего сословия. Художник с теплотой изображал в своих жанровых картинах просто и непритязательно одетых женщин, занятых привычными домашними хлопотами, он хорошо знал отдельные предметы этого быта и изображал их в своих натюрмортах. Искусство Шардена отвечало демократическим идеалам Просвещения и его эстетическим принципам, подчеркивающим, что главное в искусстве - это содержание, а не форма. Английский художник У. Хогарт, с присущим ему вниманием к описанию подробных деталей быта, явился предтечей будущего критического реализма, обнаружившего себя в полную силу в XIX в. Художник оказался мастером композиции, человеком, не лишенным юмора. Его произведения нередко напоминают сценографию своей подчеркнутой театральностью. Манера Хогарта сходна с манером русского художника Федотова, поскольку обоих интересовали житейские ситуации и людские характеры. Гордостью английского портретного жанра являются Д. Рейнолдс и Г. Гейнсборо. Первый - мастер парадных портретов, театрально представляющих своих героев, второму в большей мере свойственна мягкость и лиричность, очарование и некоторый романтизм. Кроме портретов, Т. Гейнсборо писал также пейзажи, а к концу жизни и жанровые сцены. В «Портрете дамы в голубом» Гейнсборо удалось создать образ, сочетающий парадность с изысканностью и поэтичностью. Цветовая гамма представляет собой гармонию холодных тонов - от разнообразных оттенков голубого до серебристо-серого и белого. Несмотря на то, что портрет написан маслом, создается впечатление легкости и воздушности, словно художник использует пастельные краски. Таким образом, воплощая идеи классицизма и Просвещения, искусство ХVII-ХVIII вв. не забывало ставить и по-своему решать собственные художественные задачи. Воспевая разум, оно не запивало о другой стороне человеческой души-эмоциях и чувствах. При этом все чаще художников начинает интересовать уже не столько высокое, сколько повседневность. Кроме портретного жанра, мастера живописи пишут пейзажи и натюрморты, которых не знали предшествующие исторические эпохи.

2. Культура и  искусство XIX века

Сохраняя связь с европейской  просветительской традицией XVIII в., немецкая классическая философия в лице И. Канта, И.Г-. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля не разделяла идеала «разумного человека». Этот идеал плохо согласовывался с событиями и характерами реальной действительности и вступал с ними в противоречия - скорее, он был обращен в будущее, чем отражал настоящее. Пытаясь критически осмыслить идейное наследие просветителей, немецкие философы выдвинули свои концепции, исходя из потребностей времени, а не из абстрактных потребностей «естественного» человека, как это делали просветители.

 

2.1 Философия Канта

По мнению Канта, - основателя немецкой классической философии, природа  сама по себе не содержит никакой гарантии разумного существования человека. В своем естественном течении  она слепа и безразлична к  человеческим целям: ею движет лишенная всякого смысла необходимость. Поэтому, слепо следуя природе, человек не может быть существом разумным. Напротив, разумность, по мнению Канта, заключается  в способности человека действовать  независимо от природы, т.е. свободно. В  противном случае, человек становится марионеткой в руках природы  и обстоятельств. Разум, считает  Кант, дан человеку не для того, чтобы  он заботился о собственном благополучии и удовлетворял свои чувственные  потребности, наслаждаясь жизнью. Действительное назначение разума заключается в  его влиянии на волю, благодаря  которой человек сумеет подчинить  нравственному закону свои чувства, мысли и поступки. Совершенствуя  данные от природы способности и  умения, человек создает культуру. Сущностью культуры является то, что  человек обретает способность действовать  независимо от природы. Вслед за Руссо  Кант критикует цивилизацию, которая  безжалостна по отношению к отдельному человеку, однако представляет несомненный  прогресс по отношению ко всему человеческому  роду. На пути к более совершенному обществу, каким является правовое государство, человечество ожидают  тяжелые испытания и опустошительные  войны, которые могут поставить  под угрозу само существование культуры и цивилизации. Поэтому Кант ставит вопрос о необходимости совершенствования  нравственности человека, которая является высшим проявлением его культуры.  Идеи о связи культуры и нравственности до Канта высказывали английские и французские просветители (правда, речь шла больше об искусстве), однако именно у Канта они оказываются  в центре его теоретических рассуждений. Согласно Канту, с выходом человечества из естественного состояния и  его переходом в «моральное состояние» развертывается вся мировая история  и культура. Подняв человека над  грубостью и его животным существованием в природе, культура не только развивает  его способности и задатки, но и морально образовывает человека, стремясь обуздать эгоистические интересы и примирить враждующие стороны. Благодаря культуре человек либо превращается в физически совершенное  и моральное существо, либо гибнет. Теория Канта носит открытый «характер» - он считает, что процесс культурного  развития общества, как и отдельного человека, не закончен и в будущем  должен быть продолжен, хотя на этом пути человечество переживает известные  сложности. С одной стороны, эти  трудности вызваны влиянием цивилизации, а с другой - человеку необходимо научиться преодолеть собственные  эгоистические интересы, уметь согласовать  в себе чувственную и разумную природу.

Информация о работе Культура и искусство XVII – XIX веков