Культура и искусство XVII – XIX веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:31, реферат

Краткое описание

С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.

Содержание

1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
1.1 Эпоха абсолютизма
1.2 Эстетика классицизма
1.3 Искусство барокко
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
2. Культура и искусство XIX века
2.1 Философия Канта
2.2 Теория Шиллера
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
2.4 Творчество Гете
2.5 Философия Гегеля
2.6 Импрессионизм
2.7 Постимпрессионизм
3. Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

культура и искусство.docx

— 956.68 Кб (Скачать файл)

2.2 Теория Шиллера

Вслед за И. Кантом Ф. Шиллер ищет в культуре средство для достижения единства между чувственной и  моральной сферами человеческой жизни. Переход от «естественного», природного существования человека к нравственному возможен через отыскание третьего состояния, каким является, по его мнению, эстетическое сознание. Поэтому задача культуры состоит в гармоническом развитии и примирении чувственной и нравственной природы человека, индивидуального и всеобщего, действительности и идеала, наслаждения и долга. Эту задачу культура может решить посредством искусства и эстетического воспитания, способного восстановить целостность в человеке, когда люди будут свободны как от физического, так и от морального принуждения.

2.3 Эстетические  идеи в творчестве немецких  романтиков

Эстетические идеи о преодолении  противоречий действительности средствами искусства нашли свое выражение  в творчестве немецких романтиков. Доктрина романтизма была разработана  Ф. Шлегелем и Новалисом, которые дополнили друг друга своими подчас противоположными рассуждениями. Для Новалиса субъективный мир поэта являлся тем действительно реальным миром, который только и заслуживает внимания. Ф. Шлегель разработал концепцию иронического, соединив ее с романтическим. Иронический человек никогда ничем не довольствуется, все отрицает, наслаждаясь неограниченной свободой, и поднимается все выше, переходя от одной формы к другой. Мир при этом разрушается, превращаясь в чарующий хаос. Источником вдохновения для романтиков (поэтов, художников, композиторов) становились не столько происходящие в действительности события, сколько субъективные переживания и грезы. Отвергая современную им цивилизацию как состояние, враждебное человеку, романтики противопоставляли ей мир таинственных и загадочных образов и поэтических символов, фантастических грез, сотканных воображением. В этом придуманном мире человек мог отрешиться от всего земного и обыденного, подчиняясь лишь власти поэтического вымысла и интуиции. Романтическое искусство утверждало полную свободу творческого самовыражения художника, его суверенность и автономию от внешней необходимости и земных забот. Все это вполне согласовывалось с идеями Канта о прекрасном как о рожденной рассудком свободной игре воображения.

2.4 Творчество  Гете

Поистине неоценимо не только для Германии, но и других стран творчество Гете. Предметом  отдельного изучения могут стать  как гениальные его творения, так  и философские и эстетические рассуждения, а также судьба самого автора. Гете не просто сосредоточил внимание на индивидуальных субъективных переживаниях, как это делали многие его современники, но стремился найти в них объективное  содержание, соответствовавшее правде самой жизни. Гете те суждено было говорить языком философов, ибо мир  для него был необъятным космосом. Творческое воображение поэта не сводилось лишь к простой игре рассудочно-эмоционального отношения  к миру, а смогло подняться до высот великого Духа, царящего над  Вселенной. По мнению Гете, именно любовь создает красоту, окрыляя воображение. Именно она посвящает человека в  таинство жизни, поднимает выше ее будней и тем самым возвышает человека. Вершиной творчества Гете явился «Фауст», ставший символом всей европейской  культуры. Не случайно ее так и называют «фаустовской», подчеркивая трагедийность уже пережитого и предвидя то, что еще предстоит пережить европейской культуре - об ном размышляли также А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Поэтическая идеализация прошлого в романтическом искусстве вызывала интерес к своеобразию его конкретных исторических форм, что позволило романтикам подняться до философского осмысления действительности и ее противоречий и связать философию культуры с историей культуры. На это обстоятельство обратили внимание представители немецкой классической философии и прежде всего Гегель.

2.5 Философия Гегеля

Гегель осуждал односторонний, как ему казалось, субъективизм романтиков. Действительной целью человеческой истории он считал переход от «естественной  простоты» человеческого природного существования к всеобщности  разума - этому переходу и призвана способствовать культура. Культура помогает отдельному человеку осознать свою причастность к целому. По мнению Гегеля, культура осуществляет переход человека от его  природной, непосредственной жизни  к жизни духовной. В рамках гегелевской  философии культура и искусство  рассматривались прежде всего как сфера духовной деятельности.

2.6 Импрессионизм

Одним из заметных художественных направлений в европейском искусстве  второй половины XIX в. явился импрессионизм (что означает «впечатление»), перевернувший  своим новаторским искусством складывавшиеся веками традиционные каноны. Импрессионизм  смело отказался от классического  наследия и утвердил свое ни на что  не похожее представление о том, каким должно быть новое искусство. Не случайно он возникает накануне бурного и стремительного XX в., по-видимому предвидя те глобальные изменения в мировой культуре и цивилизации, которые еще только предстоит пережить человечеству. Однако великим художникам всегда удавалось заглянуть в будущее. Стремление передать текучесть и изменчивость мира и самого человека сформировали особую творческую манеру живописцев. Главное внимание А. Дега, К. Моне, П.-О. Ренуара, Э. Мане и др. художников-импрессионистов было сосредоточено на цвете. Отказавшись при этом от рисунка, контуры изображаемых предметов намечались с помощью стремительных мазков, передающих динамику жизни и ее дыхание. Произведения искусства рождались на лоне природы, а не в мастерских, где обычно привыкли работать художники. Любимыми жанрами импрессионистов были уже не исторические полотна, натюрморты или парадные портреты, как в XVIII в., а пейзажи и портреты, написанные в непривычной манере необычными для зрителя средствами. Не случайно на первой выставке импрессионистов разразился грандиозный скандал, вызванный тем, что уважаемую публику «не уважают», представляя на ее суд безобразные полотна, которые она «не понимает». Однако страсти со временем улеглись, и импрессионизм, зародившийся сначала во французской живописи, становится на протяжении ряда десятилетий одним из ведущих художественных течений также и музыке и литературе.

2.7 Постимпрессионизм

Однако жизнь не стояла на месте, и на рубеже ХIХ-ХХ вв. в искусстве находят отражение новые противоречия духовной жизни быстро меняющегося общества. Они обнаруживаются и в искусстве, по-своему реагирующем на эти изменения. Продолжая традиции импрессионистов, постепенно складывается новое течение постимпрессионизм в лице таких художников, как В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек и др. Манера их письма становится более импульсивной и нервной. Прозрачные, наполненные воздухом полотна импрессионистов создавались легкими мазками. Произведения постимпрессионистов совершенно иные и по восприятию, и по технике исполнения: мазки плотные, образы нередко трагические (Ван-Гог «Автопортрет», «Виноградники в Арле» и др.). Наметившийся в культуре кризис европоцентризма и обращение к Востоку находит свое отражение в творчестве П. Гогена. Декоративность его полотен и своеобразная манера письма свидетельствуют об искреннем интересе художника к культуре Востока, питавшем его творчество. Обращение к Востоку говорит об определенном кризисе духовных ценностей европейской культуры, который наметился уже во второй половине XIX в., а заявил о себе в полную силу в будущем столетии. Наблюдалось не только крушение традиционных христианских представлений о мироздании и человеческом бытии, питавшем западноевропейскую культуру на протяжении многих веков, но и кризис рационалистического способа познания. Если в течение ряда веков рационализм господствовал в философии и науке, то уже в конце XIX в. он все больше сдает позиции, обнаруживая свою односторонность. Новые тенденции в культуре утверждали себя в противоборстве с традиционными классическими представлениями, которые продолжали существовать, что приводило к противоречиям в духовной жизни. Крушение прежних идеалов вызывало у мыслителей идеи о гибели культуры и закате Европы. Поиску «новых ценностей» человеческого бытия посвятили свои философские труды А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, взгляды которых оказали существенное влияние на духовную и интеллектуальную атмосферу всего XX в. И прежде всего знаменитое высказывание Ф. Ницше «Бог умер».

Список литературы:

1. Мамонтов С.П. Основы  культурологи. – М., 1993.

2. Сорокин П.А. Человек,  цивилизация, общество. – М. 1990.

3. Лотман Ю.М. культура  и взрыв. – М., 1992.

4. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.

Информация о работе Культура и искусство XVII – XIX веков