Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:31, реферат
С наступлением новой эпохи наследие Ренессанса не кануло в вечность и, претерпевая изменения, продолжало жить своей жизнью. Не исчезло с лица земли, несмотря на религиозные войны и разрушения, походы крестоносцев и инквизиторские костры, искусство средневековья с ее шедеврами архитектуры и живописи, по-прежнему останавливая взор на вертикалях готики. Мифологическими сюжетами и вечным стремлением возродить утраченную гармонию напоминала о себе античность. Мировая культура продолжала накапливать свой потенциал, обогащалась новыми поисками и открытиями и пыталась построить новую картину мира, основанную уже не столько на религиозном и художественном осмыслении мира и человека, как в предшествовавшие эпохи, сколько на все более развивающемся научном его постижении.
1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
1.1 Эпоха абсолютизма
1.2 Эстетика классицизма
1.3 Искусство барокко
1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
2. Культура и искусство XIX века
2.1 Философия Канта
2.2 Теория Шиллера
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
2.4 Творчество Гете
2.5 Философия Гегеля
2.6 Импрессионизм
2.7 Постимпрессионизм
3. Список использованных источников
2.2 Теория Шиллера
Вслед за И. Кантом Ф. Шиллер ищет в культуре средство для достижения единства между чувственной и моральной сферами человеческой жизни. Переход от «естественного», природного существования человека к нравственному возможен через отыскание третьего состояния, каким является, по его мнению, эстетическое сознание. Поэтому задача культуры состоит в гармоническом развитии и примирении чувственной и нравственной природы человека, индивидуального и всеобщего, действительности и идеала, наслаждения и долга. Эту задачу культура может решить посредством искусства и эстетического воспитания, способного восстановить целостность в человеке, когда люди будут свободны как от физического, так и от морального принуждения.
2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
Эстетические идеи о преодолении противоречий действительности средствами искусства нашли свое выражение в творчестве немецких романтиков. Доктрина романтизма была разработана Ф. Шлегелем и Новалисом, которые дополнили друг друга своими подчас противоположными рассуждениями. Для Новалиса субъективный мир поэта являлся тем действительно реальным миром, который только и заслуживает внимания. Ф. Шлегель разработал концепцию иронического, соединив ее с романтическим. Иронический человек никогда ничем не довольствуется, все отрицает, наслаждаясь неограниченной свободой, и поднимается все выше, переходя от одной формы к другой. Мир при этом разрушается, превращаясь в чарующий хаос. Источником вдохновения для романтиков (поэтов, художников, композиторов) становились не столько происходящие в действительности события, сколько субъективные переживания и грезы. Отвергая современную им цивилизацию как состояние, враждебное человеку, романтики противопоставляли ей мир таинственных и загадочных образов и поэтических символов, фантастических грез, сотканных воображением. В этом придуманном мире человек мог отрешиться от всего земного и обыденного, подчиняясь лишь власти поэтического вымысла и интуиции. Романтическое искусство утверждало полную свободу творческого самовыражения художника, его суверенность и автономию от внешней необходимости и земных забот. Все это вполне согласовывалось с идеями Канта о прекрасном как о рожденной рассудком свободной игре воображения.
2.4 Творчество Гете
Поистине неоценимо не
только для Германии, но и других
стран творчество Гете. Предметом
отдельного изучения могут стать
как гениальные его творения, так
и философские и эстетические
рассуждения, а также судьба самого
автора. Гете не просто сосредоточил внимание
на индивидуальных субъективных переживаниях,
как это делали многие его современники,
но стремился найти в них
2.5 Философия Гегеля
Гегель осуждал односторонний,
как ему казалось, субъективизм романтиков.
Действительной целью человеческой
истории он считал переход от «естественной
простоты» человеческого
2.6 Импрессионизм
Одним из заметных художественных
направлений в европейском
2.7 Постимпрессионизм
Однако жизнь не стояла на месте, и на рубеже ХIХ-ХХ вв. в искусстве находят отражение новые противоречия духовной жизни быстро меняющегося общества. Они обнаруживаются и в искусстве, по-своему реагирующем на эти изменения. Продолжая традиции импрессионистов, постепенно складывается новое течение постимпрессионизм в лице таких художников, как В. Ван-Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек и др. Манера их письма становится более импульсивной и нервной. Прозрачные, наполненные воздухом полотна импрессионистов создавались легкими мазками. Произведения постимпрессионистов совершенно иные и по восприятию, и по технике исполнения: мазки плотные, образы нередко трагические (Ван-Гог «Автопортрет», «Виноградники в Арле» и др.). Наметившийся в культуре кризис европоцентризма и обращение к Востоку находит свое отражение в творчестве П. Гогена. Декоративность его полотен и своеобразная манера письма свидетельствуют об искреннем интересе художника к культуре Востока, питавшем его творчество. Обращение к Востоку говорит об определенном кризисе духовных ценностей европейской культуры, который наметился уже во второй половине XIX в., а заявил о себе в полную силу в будущем столетии. Наблюдалось не только крушение традиционных христианских представлений о мироздании и человеческом бытии, питавшем западноевропейскую культуру на протяжении многих веков, но и кризис рационалистического способа познания. Если в течение ряда веков рационализм господствовал в философии и науке, то уже в конце XIX в. он все больше сдает позиции, обнаруживая свою односторонность. Новые тенденции в культуре утверждали себя в противоборстве с традиционными классическими представлениями, которые продолжали существовать, что приводило к противоречиям в духовной жизни. Крушение прежних идеалов вызывало у мыслителей идеи о гибели культуры и закате Европы. Поиску «новых ценностей» человеческого бытия посвятили свои философские труды А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, взгляды которых оказали существенное влияние на духовную и интеллектуальную атмосферу всего XX в. И прежде всего знаменитое высказывание Ф. Ницше «Бог умер».
Список литературы:
1. Мамонтов С.П. Основы культурологи. – М., 1993.
2. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М. 1990.
3. Лотман Ю.М. культура и взрыв. – М., 1992.
4. Межуев В.М. Культура и история. – М., 1977.