Культура и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

тема 5.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Выделение стадий социализации с точки  зрения отношения к трудовой деятельности имеет большое значение. Для становления  личности небезразлично, через какие  социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки зрения их развития. Пока этот комплекс не имеет достаточного количества экспериментальных исследований, как, впрочем, и теоретической разработки, что не умаляет его значения

 

2 КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ

В процессе приобщения к культуре личность приобретает определенную культурную идентичность (самоидентификация). Идентификация (от лат. identifico - отождествляю). Культурная идентификация - это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Понятие «идентификация» было введено З. Фрейдом, как этап взросления и механизм, обеспечивающий возможность самореализации. Личностная психосоциальная идентичность - это знание того «кто я есть в мире», встреча со своим «подлинным Я». Идентичности принадлежит ведущая роль в обретении индивидуумом психосоциального равновесия. В процессе идентификации огромное значение имеют культурные и этнические характеристики группы, в которую включен человек, ее обычаи и нравы, ее религиозная практика, нравственные установки, особенности материально-экономической деятельности, способы организации труда и быта. Идентификация и социокультурная идентификация - это не разовое явление, а непрерывный процесс приобретения человеком новых психосоциальных и культурных характеристик и утраты старых.

Важность обретения идентичности в психологическом, социальном и культурном отношении в том, что в них выражается одна из важнейших присущих человеку сущностей, реализуются экзистенциальные, то есть фундаментально-жизненные, потребности человека как такового (потребности в общении, любви, трансцеденции, укорененности), то есть связи себя с той или иной формой общественного устройства, причем идеологическое давление может подчинить человека; укорененность реализуется через активизацию архаических стадных влечений, путем «растворения» в родовой группе, нации. По мнению Э. Фромма, пример такой идентификации в ХХ веке гитлеровский фашизм и сталинский коммунизм, когда происходила идентификация с соответствующим культурным сообществом.

Важную роль в культурной идентичности играет национально-этническое сознание, с общими символами, святынями, мифами, легендами, историей. В современном мире одна из тенденций глобализации - унификация и стандартизация, ведущая к утере многообразия субкультурных образований, к оторванности человека от корней, традиций и, в конечном счете, утрате подлинной идентичности. Глобализация в то же время ведет к появлению новых культурноидентификационных групп, как субкультурных образований. Формы культурной идентичности становятся все более кратковременными, мобильными, ситуационными, гораздо в меньшей степени предопределяя последующую жизнь человека. Однако при всех изменениях, сам принцип идентификации как реализации экзистенциальной потребности сохранится. Утрата идентичности ведет к ощущению чуждости окружающему миру и к таким явлениям как отчуждению, ощущению «разорванности бытия», деперсонализации, маргинализации, психологической патологии, асоциальному поведению и так далее. В периоды быстрых социокультурных изменений кризис идентичности может принимать массовый характер, порождая «времена безвременья», периоды «разброда и шатаний», целые и «потерянные поколения». Кризис культурной идентичности воспринимается как утрата смысла жизни. Но смены эпох могут иметь и позитивные последствия, открывая дорогу новому.

Формирование идентичности связано с процессами инкультурации и социализации.

 Инкультурация (от англ. enculturation) - это процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им определенных привычек, норм и стереотипов поведения. Ранее этот термин употреблялся как синоним термина социализация (от лат. socialis - общественный). Сегодня под социализацией понимаются социальные, социологические моменты адаптации индивида к среде обитания; под инкультурацией - культурные, культурологические. Критерием инкультурированности человека являются его убеждения - априорные знания, которым доверяют вследствие их испытанности предшествующими поколениями, утвержденные авторитетом предков. Процессы инкультурации могут происходить как с отдельными индивидами, так и с целыми группами, например, исход из России после революции 1917 года, когда эмигранты с разным социальным статусом вливались в западноевропейское общество.

Культурная личность обладает определенным менталитетом и соответствующей  картиной мира. Менталитет - это общее  умонастроение, явление коллективной психологии, «образ мыслей», картина мира, стиль культуры. Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания.

Менталитет:

1) отражает специфические особенности  определенного типа культуры;

 2) он исторически обусловлен (с изменением общества меняется менталитет);

3) входит в структуру индивидуальной  психики человека в процессе  его приобщения к данной культуре (ребенок усваивает менталитет  своего народа;

4) в нем общественное и индивидуальное  сливаются вместе, становятся неразличимыми: менталитет представляет собой и общественное явление, которое выступает как независимая от отдельных людей социокультурная реальность и явление личностное характеризующее психику отдельного человека. Менталитет народа есть одновременно и ментальность его отдельных представителей. Эти представления не сотворены индивидами, а навязываются им извне, из коллективной жизни в общей культурной среде;

5) менталитет укореняется в бессознательных  глубинах человеческой психики,  и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая отчета, почему он так действует. Ментальность личности плохо поддается перестройке.

Ментальность людей  можно рассматривать на разных уровнях:

а) на уровне социокультурных миров  или типов культуры: ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная;

6) на уровне национальных культур: ментальность русская, китайская, американская;

в) на уровне субкультур, носителями которых  являются различные социальные группы (классы, сословия, профессиональные, этнические, религиозные, возрастные): ментальность дворянская, криминальная, актерская, христианская и так далее.

Но в любом случае ментальность есть понятие, которое, с одной стороны, характеризует то общее, что объединяет отдельных носителей какой-либо культуры, а с другой - то особенное, что отличает данную культуру от других.

Ментальное поле структурируется некоторыми общими идеями, которые выражаются в категориях культуры. Категории культуры - это самые общие представления и установки, из которых исходят люди в восприятии и понимании всего, с чем они сталкиваются в своей жизни. Они делятся на две группы: 1) онтологические категории, относящиеся ко всем объектам, с которыми люди имеют дело (пространство, время, движение, качество, количество, причина, закономерность и другие); 2) социальные категории, характеризующие человека и общество (труд, собственность, власть свобода, добро, совесть, долг и другие). Обе группы категорий тесно взаимосвязаны, грань между онтологическими и социальными категориями относительна и в различных культурах проводится по-разному. Осмысливает категории культуры философия.

Ментальное поле культуры с его  категориями обусловливает существующую в культуре картину мира - более  или менее целостную систему  образов, характеризующих устройство мироздания. Картина мира, как и  другие ментальные образования, не имеет  четко обрисованных очертаний и обычно включает в себя логически плохо сочетающиеся компоненты, двусмысленные и неопределенные образы, вопросы, остающиеся без ответа. Картина мира присутствует в каждой культуре. Например, древние мифы о Земле, покоящейся на слонах, мире, как творении Бога, мир, как машина и другие. Существует большое различие между образом мира в западной культуре и культуре Востока. Но иного мира, кроме того, каким он выглядит при взгляде на него «изнутри культуры», люди данной культуры не знают и вообразить себе не могут без знакомства с другими культурами.

Картина мира включает в себя не только представления об окружающей человека реальности и о мироздании в целом, но и определенное отношение к  явлениям и событиям действительности, определяемое существующими в культуре ценностными ориентациями. Картина мира в определенной степени должна соответствовать реальности, иначе бы общество не могло сохранить себя. Картина мира в развитых культурах, особенно в современную эпоху, многослойна и поливариантна. Она включает в себя и общедоступные компоненты научного знания, и данные житейского опыта, и различного рода верования, и социально-этические оценки явлений, причем логика соединения всех разнородных элементов весьма неопределенна. Что допускает различные варианты отбора, систематизации и истолкования содержания этой картины. Однако при всей своей причудливости сочетания рациональнбых и иррациональных мотивов картина мира все же выполняет в культуре интегрирующую функцию и объединяет различные культурные феномены и формы в некую общую «раму», придавая им тем самым определенную целостность.

 

3 КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ  И НОРМЫ

Ценностные  ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» («Молодежь Германии и России». Социологические исследования. М., 1994). Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации.

Речь, поведение человека всегда опираются  на ценности, которые осваиваются  ею и становятся ценностными ориентациями, направляющими её сознание и поведение. Те ориентации, которые обуславливают человеческое поведение, называют ценностными. Они образуют ядро личностных убеждений. Например, таджик, признаваясь в любви, скажет своей возлюбленной: «Ты мой несравненный попугай», т.к. для него эта птица – символ экзотичности, разноперья, своего рода ценность. Назовет ли русский человек любимую попугаем? Конечно, нет. Попугай для него – это символ болтливости и глупости. Здесь мы видим зависимость культуры от видения мира, от индивидуальных или групповых установок, от той объективной шкалы, которая зависима от субъективных оценок. Поэтому существуют и так называемые национальные ценности – это ценности, значимые для конкретного народа, занимающие важнейшее место в его жизни (для русских – это Пушкин, Толстой, «Слово о полку Игореве», Эрмитаж, Третьяковская галерея и т.д., для грека – это Гомер, акрополь, демократия и т.д.).

Существуют и сословно-классовые, локально-групповые, утилитарные, этические, правовые, политические, религиозные  ценности и т.д. в зависимости  от критерия, положенного в основу их классификации.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный характер. «Ценность  – положительная или отрицательная  значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях» (Советский энциклопедический словарь, М., 1989).

Культурные ценности – это объекты  материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно –  полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут удовлетворяться разнообразные потребности людей. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентной, двойственной природе ценности. Ценности помогают человеку и обществу определить хорошее и плохое, красивое и безобразное, существенное и второстепенное. Приоритет тех или иных ценностей отражает степень духовности человека.

В мире человека можно обнаружить различные виды ценностей: предметные ценности, ценности – свойства вещей, ценности как специфический вид  норм, императивов, традиций, ценности – идеалы, ценности – знания и  др., либо их можно классифицировать таким образом: моральные ценности –добро, любовь, честь, благо; религиозные ценности – Бог, вера, благодать, спасение. Хотя и те, и другие ценности находятся во внутрисущностном единстве.  В основании сложной структуры ценностей находятся фундаментальные высшие ценности, которые определяются социальной всеобщностью и необходимостью. Иногда возникает иллюзия, будто ценностные ориентации носят вечный, внеисторический характер. Однако это не так. В каждой культуре рождаются, расцветают свои ценностные ориентации. В каждой культуре обнаруживается её ценностная природа, т.е. наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Человеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого  рода. Есть такие абсолюты, которые  значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного  опыта. К святыням человеческого  рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эта триада является  исторически сложившейся высшей ценностью. Данные абсолюты отражают достояния всего человеческого рода.

Нет культуры, где не оценивались  бы негативно убийство, ложь, воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях: движении защиты прав личности, ее уважении, признание ее достоинств, свободе, совести, гуманности, взаимообогащении национальных культур, научном знании и передовых технологий  и экологическом отношении к жизни и окружающей среде. Общечеловеческая культура – это также наилучшие формы творческой деятельности людей.

Информация о работе Культура и личность