Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 17:48, реферат
Цель работы – рассмотреть личность в пространстве культуры. Обозначенная проблема определила постановку задач исследования:
-дать определение понятиям «индивид», «личность» и «человек»;
-охарактеризовать античную личность;
-выявить особенности средневековой личности и эпохи Возрождения;
Введение………………………………………………………………………….......3
1. Характеристика понятий «человек», «индивид», «личность»……………..5
2. Становление античной личности……………………………………………...6
3. Становление и особенности средневековой личности……………………...8
4. Личность эпохи Возрождения………………………………………………...10
5. Культура и личность в современном мире …………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….........16
Список использованной литературы…………………………………
В средние века человек сам по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог чествовать только как член какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй Средневековья иногда называют корпоративным. Цеха могли защищать своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел свое знамя, свое меховое здание, где проводились собрания и торжественные акты. Во главе стоял выборный магистр.
4. Личность эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения обращается к Античности, особенно к идеям человечности позднеантичным учениям. Эпоха Реформации конкурирует с эпохой Возрождения и частично совпадает с ней по историческому времени.
Товарное производство снимало присущие натуральному хозяйству ограничения и стимулировало потребность в развитии производительных сил, совершенствовании средств производства, навыков, умений и знаний работника. Оно требовало также работника, способного трудиться не за страх, под угрозой принуждения, а на совесть.
Потребность в развитии производительных сил дает толчок к опытному познанию природы, к переориентации философии с теологических и схоластических проблем средневековья на проблемы познания природы и человека, а потребность в свободном от внешнего принуждения труде порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинстве.
Универсальным выражением
этих общественных
Говоря об эпохе Возрождения как о великом историческом перевороте , Ф. Энгельс в предисловии к «Диалектике природы» подчёркивал, что в ходе этого перворота в Европе сложились нации, родились национальные литературы, выковался новый тип человека2.
В эпоху Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV-XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313-1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469-1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474-1533) и Торквато Тассо (1544-1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Как отмечает Л. М. Брагина, идея гуманизма выражалась в том, что в человеке важны его личные качества -ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное происхождение и положение в обществе 3.
В противовес
средневековому христианскому
В религиозной форме гуманисты по существу возрождали и развивали натуралистическое и рационалистическое понимание человека, проводили идеи гедонизма и эвдемонизма, тем самым преодолевая аскетический характер и потусторонний дух христианского гуманизма.
С другой стороны, средневековые представления о нравственном миропорядке, которые защищала католическая церковь, расшатывала Реформация. Она обосновала новое понимание христианской веры как непосредственной личной связи человека с Богом, ограничив авторитет и претензии церкви в вопросах веры и морали, защитила свободу совести и достоинства личности независимо от места в социальной иерархии, освятила нравственную ценность мирского труда и предприимчивости.
Реформация изменила сознание массового человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу мыслить самостоятельно, освободился от авторитарной опеки церкви, приобрел высшую для себя санкцию — религиозную на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить.
Однако
для окончательной победы
Поэтому
главными чертами этики Нового
времени становятся эмпиризм
и рационализм, сведение этики
к отрасли естествознания, которая
должна иметь дело не с
Доминирующая установка мыслителей Нового времени предполагала выведение морали из природы, что часто оборачивалось сведением её к естественнонаучному знанию. Стремление придать этике статус строгой научной теории путём использования методов математики, физики было характерно для этических изысканий Декарта, Гоббса, Спинозы и многих других.
5. Культура и личность в современном мире
Вторая половина XIX - начало XX в. стала временем перелома, знаменовавшего собой конец классической и становление новой, современной философии и этики. Это выразилось в отходе от основных принципов и установок, характерных для всей классической этики, или их переосмыслении в свете новых реалий, в появлении огромного множества учений и школ, в изменении самих способов и подходов к традиционным проблемам.
Понятие «личность» традиционно базировалась на культе разума и рациональности, на оптимистической уверенности в закономерности и логичности устройства всего бытия и самого человека, способного к сознательному переустройству своей жизни на началах разумности, справедливости и человечности. Все случайное, неподлинное, неразумное, несправедливое, эгоистическое рассматривалось как временные характеристики Бытия, через которые посредством прогресса науки и просвещения, развития человеческой сознательности проторит себе дорогу Разум.
Культура
была пронизана
В центре своих размышлений Н. А. Бердяев ставит человека и его творчество, проблемы смысла жизни, духовности и свободы, добродетели и порока, добра и зла. Нравственность, по его мнению, лежит в основании философии. Так, философия Платона была вдохновлена исканием верховного блага, кантовский категорический императив обосновывает общечеловеческие нормы поведения, а за диалектикой Гегеля скрывается нравственные ценности.
Свои несчастья и страдания человек переносит на Бога, против которого восстало не только зло, но и добро, неспособное примириться с самим фактом существования зла. Злые люди ненавидят Бога за то, что он мешает им творить зло, а добрые - за допущение зла.
Связь зла с личностью, с грехом и виной ведёт к персонификации зла, к созданию образа личности как универсального воплощения зла4.
Бердяевское учение о свободе и творчестве выявляется через этику. В книге «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (Париж, 1931 г.) он различает три формы этики: этику закона, этику искупления и этику творчества. Первая из них, этика закона, соответствует начальному природно-органическому, дохристианскому периоду человеческой духовности, периоду ветхозаветного Бога, требующего от человека абсолютной покорности и любви. Эти этика обращена не столько к человеку, сколько к роду человеческому, она носит запретительный характер и представляет безличный кодекс всевозможных «вето», порождённых страхом вернуться в животное состояние.
Этика искупления соответствует культурно-органическому периоду человеческой духовности. Это этика Бога-сына, этика всепрощения, любви и сострадания в отличие от этики закона обращена конкретным людям, грешникам, предлагает им путь искупления. Это евангельская мораль, неподвластная закону, ставящая человека выше добра и зла.
Учение Н. Бердяева персоналистично, поскольку основной ценностью в нём является человеческая личность. Творчество осуществляется во времени, и смысл ему задаётся конечным результатом, т.е. выходом за пределы конечного, выходом из времени в вечность.
Современое-постмодернистское-
С позиций христианского сознания эпоха модернизма -последний акт великой исторической миссии, завершающая фаза раскола между Богом и человеком. Раскол этот обнаружил свою разрушительную силу, когда человек вообразил, что Бог «мёртв», а личное и государственное безбожие стало почти повсеместно превращается в норму общественной жизни. Метаморфозы, переживаемые человечеством на протяжении всей эпохи модерна, весьма серьёзны. Их суть - в отходе западного и российского культурного сознания от классического христианства.
Cтремительное вхождение понятия «постмодернизм» в лексикон современной интеллигенции говорит о её морально-психологической усталости от безбрежного нигилизма и вседозволенности модернисткой культуры. Постмодернизм создал философию, которая стала интеллектуальной апологией корпоративной греховности. Его неотъемлемыми составляющими выступают литература и искусство. Собирание себя в мире и мира в себе стало одним из магистральных сюжетов в модернизме. В его развитии формообразующую функцию выполняет бессознательное, что привело к переосмыслению классических парадигм в искусстве.
Заключение
На основании изученного материала можно сделать вывод, что личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида и социальных качеств, формируемых в обществе. Становление личности – это сложный, глубоко противоречивый процесс взаимодействия человека с миром людей и природой. Масштаб личности определяется степенью реализации себя в социально значимых деяниях. Человек становится личностью, отождествляя себя с определённой социальной ролью. Личность - одна из реализаций сущности. Человек представляет собой частицу общества, «каково общество, таков и человек». При таком подходе выделяются существенные характеристики человека, можно проследить, как он менялся от эпохи к эпохе вместе с развитием общества.
Природа человека едина, неисчерпаема и изменчива. По своему содержанию она настолько богата, что потенциально даёт возможность для универсального, а не одностороннего существования в окружающем мире.
Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Но каждая личность формирует собственную стратегию жизни – устойчивую систему обобщённых способов преобразования текущих жизненных ситуаций. Её формирование и вся жизнедеятельность неизбежно обусловлены биосоциальными факторами.
В античное время человека определяли как гражданина, носителя духа.
В Средневековье социальное неравенство компенсируется равенством греховности, страданий; людская разобщенность заменяется братством во Христе в общении; бессилие человека компенсируется всесилием Бога; мир зла и справедливости заменяется царством Божием. Общение людей происходит в культовой деятельности.
Главную черту культуры эпохи Возрождения – антропоцентризм, который проник во все стороны жизни. Он ярко проявлен и в трактатах гуманистов, переосмысливающих проблему человека и его взаимоотношений с окружающий миром по сравнению со средневековыми установками. Вместо традиционного принижения человека он объявляется высшей ценностью.
Особенность эпохи Возрождения заключалась в широком использовании античного культурного наследия. Античная, «языческая» культура оказалась ближе и понятней нарождающейся буржуазии, чем культура и идеология феодального общества. С другой стороны, этот возврат к культурному наследию античности ярко свидетельствует о непреходящей ценности культурных достижений. В эту эпоху были разработаны основные категории, которые существует и по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.