Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 03:30, реферат
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик. Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли, рассуждения привели к тому, что родилась культурология - наука о множественности культур, об их уникальности, несхожести,
Введение……………………………………………………………………....3
Культура и цивилизация ………………………………………………….…4
Стадиальные концепции цивилизации ………………………………….….8
Теория "локальных цивилизаций"……………………………………….…11
Противники теории "локальных цивилизаций"……………………….…...15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы………………………………………………….……… 20
А между тем, XIII и XIV вв. — наиболее революционные (до XIX—XX вв.) в истории Европы. Крепостничество и другие классовые различия были жесткими и устойчивыми, и было множество войн — больших и малых... В итоге средневековое западное общество периода роста не обнаруживает множества черт, характерных для растущих цивилизаций. То же верно в отношении других цивилизаций. Это означает, что единообразия роста и упадка цивилизаций у Тойнби совершенно фантастичны и не основаны на фактах.
Сорокин подчеркивал, что многие единообразия, на которые претендует Тойнби в связи со своей схемой, либо ложны, либо переоценены. Например, его. единообразие негативной связи между географическим распространением цивилизации и ее внутренним ритмом; между войной и ростом; между прогрессом техники и ростом. В утверждениях Тойнби есть известная доля истины, но как категорические формулировки они безусловно ошибочны.
Все цивилизации Тойнби — сложные комплексы, распространившиеся на обширные территории и группы населения... Причем он предполагает, что такое распространение происходило мирно, без войны, благодаря невольному подчинению «варваров» очарованию цивилизации. Такое утверждение опять-таки неверно. В реальной истории все цивилизации во время роста распространялись не только мирно, но и с помощью силы, насилия, войн. Кроме того, многие из них в период разложения сжимались, а не расширялись, и были миролюбивее, чем во время роста.
Вслед за Шпенглером Тойнби приписывает некоторым цивилизациям различные господствующие тенденции: эстетическую — эллинской, религиозную — индийской (долины Инда), механистически-техническую — западной (у других восемнадцати цивилизаций он таких господствующих влечений не обнаружил).
Очень
сомнительны сами такие суммарные
характеристики. Западная цивилизация
не была господствующей примерно до XIII
в. с VI по конец
XII в. движения технических изобретений
и научных открытий почти не было. С VI по
XVIII в. эта механическая цивилизация была
сверху донизу религиозной, даже более
религиозной, чем индийская или индуистская
во многие периоды их истории... Предположительно
эстетическая эллинская цивилизация не
обнаруживала своего эстетического (в
смысле Тойнби) влечения до VI в. до н.э.
и, наоборот, выказала определенный научно-
технический порыв между 600 г. до н.э. и
200 г. н.э. Арабская цивилизация, чью доминирующую
черту Тойнби не подчеркнул, выказала
исключительный порыв к научным и техническим
занятиям в VIII—XIII вв., причем гораздо больший,
чем западное общество в те же века. Все
это значит, что приписывание, в духе Шпенглера
и Тойнби, некоторой специфически вечной
тенденции той или иной цивилизации, независимо
от стадии ее развития, не соответствует
фактам и вводит в заблуждение.
Заключение
Следовательно,
мы, действительно, сталкиваемся в своей
жизни с проблемой
Никаких дел у нас с тобой не будет. Вот что должно сидеть в сознании у каждого человека. Только тогда все войны прекратятся, т.к. носители зла действуют только руками обманутых совращенных людей и при наличии социальной поддержки. У них исчезнет возможность перекладывать на людей, на народы, религии, государства свои преступления, а в случае сопротивления людей античеловеческим действиям - обвинять их в разжигании межнациональной, религиозной, классовой вражды и розни. Это предложение не противоречит никаким законам, никаким убеждениям, против него не может быть никаких честных аргументов. Оно сводит задачу к одному - к изменению общественного сознания в сторону понимания того, что любые социальные действия, противоречащие совести и приводящие к массовому страданию и взаимоистреблению людей, являются ложными и совершаются не людьми. Только так мы сможем выйти из кризиса и сохранить цивилизацию.
Список
литературы:
1. Гуревич П.С. Культурология.- М.: Гардарики,1999
2. Спецсеминар МИФИ "Проблемы цивилизационной
безопасности".
3. Фофанов В.П. Социальная философия: к новой исследовательской программе // Гуманитарные науки в Сибири. – 1996. – № 1.
4. Данилевский Н.Е.
Россия и Европа (взгляд на культурные
и политические отношения Славянского
мира к Германо-Романскому). – М.:
Книга, 1991.
5. Ерасов Б.С. Цивилизация: слово – термин – теория // Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект-пресс, 1998.