Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:22, доклад
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры.
Как говорит Н. Я. Бромлей, "сущностное
содержание понятий
"цивилизация" и "культура" в
определенной среде накладывается одно
на другое. Так, в обыденных, повседневных
употреблениях, когда мы говорим
"цивилизованный человек", мы подразумеваем
- культурный. Когда мы говорим,
"цивилизованное общество", мы предполагаем,
что речь идет об обществе, имеющем определенный
уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это правомерно, ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию. Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения -какую культуру мы имеем в виду".
Во временном измерении
По Канту цивилизация
О. Шпенглер рассматривает переход
от культуры к цивилизации как
переход от творчества к бесплодию,
от живого развития к окостенению, от
возвышенных устремлений к