Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 17:34, контрольная работа

Краткое описание

В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко используют как синонимы. Эти понятия и в самом деле близки. Однако в строгом смысле, между культурой и цивилизацией есть существенная разница.
Понятие цивилизации появилось ещё в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIXвеке, это понятие использовалось для характеристики высшей ступени развития общества в цепочке «дикость¬¬¬– варварство – цивилизация». В XX столетии под цивилизацией стали понимать также локальные моно- и полиэтнические общности с выраженной социокультурной спецификой. В противовес теории глобальной эволюции всего человечества была выдвинута концепция «исторических цивилизаций», проходящих путь от саморазвития до саморазрушения.

Содержание

Введение
1. Понятия культуры и цивилизации.
2.Запад и Восток, интеллектуальная и духовная мера.
3.Компромисс интеллектуального и духовного.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная - копия.docx

— 36.49 Кб (Скачать файл)

 

Сегодня намечаются два противоположных  пути решения. Один — это надежда  разрешить кризисные явления  культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода  ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии. Другими словами  первостепенное значение должны иметь  цели духовного и морального совершенствования  человека, а также улучшения его  материальных условий. Второй путь разрешения кризисных явлений можно назвать  “альтернативным” или “эзотерическим”. Его сторонники предсказывают возвращение  рода человеческого или к различным  модификациям религиозной культуры или к формам жизни более “естественным” для человека и жизни — с  ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и  космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

Эти два подхода существуют, но мир во многих отношениях продолжает двигаться в направлении, которое  отнюдь не ведет к исправлению  нынешних недостатков. Более того, общество пребывает в таком душевном состоянии, что его не волнуют разоблачения и изобличения, какими бы обоснованными  и аргументированными они не были”. Но, с другой стороны, укрепляются  и расширяются движения отдельных  групп и граждан, движения “зеленых”, реализующих альтернативные формы  жизни: например, практикующих восточный  или западный  эзотермизм  или  частичный отказ от благ нашей  цивилизации.

Пессимисты критикуют  утопические убеждения оптимистов. Они уверены, что в мире правит не разум, а скорее стихия, что рациональное и разумное не свойственно людям, что культура — это не разумное построенное целое, а живой организм с неизвестной нам жизнедеятельностью и движением. Оптимисты, естественно, возражают: человечество далеко ушло по пути современной цивилизации, назад пути нет, разум, рационализм, все атрибуты современной цивилизации — наша судьба, мы спасемся в лоне этой цивилизации или погибнем. Впрочем, они убеждены, что человечество не погибнет, а напротив, справится со всеми своими проблемами, как до сих пор оно справлялось и достигнет нового могущества и на земле и в космосе.

Современные мыслители занимают в отношении техники ту или  иную позицию, как правило, они связывают  с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Однако лишь немногие смогли объяснить  влияние техники на современную  культуру. Например, Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная  техника поставила на службу человеку природу, и самого человека.  Человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины — поставляющего производства. Мемфорд видит причину кризиса в другом: чрезвычайном усилении в культуре значения “мегамашин” — это полностью организованная и единая социальная система, в которой общество функционирует подобно машине, а люди — подобно ее частям. Этот вид организации с его тотальной координацией: с “постоянным увеличением порядка, мощи, предсказуемости и всеобщего контроля” — достиг почти чудесных технических результатов в ранних мегамашинах вроде египетского или месопотамского общества, а с помощью современной технологии найдет свое полнейшее выражение в будущности технологического общества.

Следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все  большее значение приобретают способности  к пониманию чужой культуры и  точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Новый тип социального действия все больше нуждается в культурных составляющих и должен подчиняться логике культурной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение

Культура и цивилизация  – не одно и тоже, культура имеет  душу, цивилизация лишь методы и  орудия.

Богатство культуры, накопленное человечеством  за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской  мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления  о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли  морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в  жизни людей. Древний мир оставил  нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и  легенды, скульптуры, архитектурные  сооружения.

Сегодня цивилизация увеличивает  сумму материального комфорта, но одновременно уменьшает сумму комфорта духовного, психологического. Так благо ли для человека достижения цивилизации или зло? И оправданны ли утраты важных культурных ценностей сомнительными приобретениями в области внешнего удобства жизни? В XX в. развитие цивилизации со всеми ее последствиями вышло из под контроля человека, стало непредсказуемым и неуправляемым.

   Таким образом, можно сказать, что человечество, если и выигрывает в ходе развития цивилизации в степени физического комфорта, то явно проигрывает в духовном плане. Из сказанного понятен и характер соотношения природы и цивилизации в системе культуры. Природа - естественная среда обитания человека, а цивилизация - искусственная. Но без той и без другой равно невозможны жизнь человека, его физический и душевный комфорт. Поэтому важно соотношение того и другого начал.

   На сегодняшний  день  человек вынужден  обратиться  к духовным ценностям, дабы  не стать рабом интеллектуальных  приобретений. Научиться держать  баланс между интеллектуальным  и духовным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Литература

 

1.Добрынина  В.И. «Культурология. Теория и история культуры», Знание, Москва 1999г.

2.Кирамова  К. И. «Культурология», Проспект, Москва 2004г.

3.Радугин  А.А. . «Культурология», Центр, Москва 2000г.

4.Берестовская  Д.С. . «Культурология», Бизнес - Информ, Симферополь 2005г.

5.Тюрменко  I.I. «Культурологiя: теорiя та iсторiя культури», Киiв 2005р.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура и цивилизация