Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 17:34, контрольная работа
В повседневной жизни понятия культуры и цивилизации нередко используют как синонимы. Эти понятия и в самом деле близки. Однако в строгом смысле, между культурой и цивилизацией есть существенная разница.
Понятие цивилизации появилось ещё в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в XIXвеке, это понятие использовалось для характеристики высшей ступени развития общества в цепочке «дикость¬¬¬– варварство – цивилизация». В XX столетии под цивилизацией стали понимать также локальные моно- и полиэтнические общности с выраженной социокультурной спецификой. В противовес теории глобальной эволюции всего человечества была выдвинута концепция «исторических цивилизаций», проходящих путь от саморазвития до саморазрушения.
Введение
1. Понятия культуры и цивилизации.
2.Запад и Восток, интеллектуальная и духовная мера.
3.Компромисс интеллектуального и духовного.
Заключение
Литература
Сегодня намечаются два противоположных
пути решения. Один — это надежда
разрешить кризисные явления
культуры на путях разума, науки, образования,
за счет разумной организации жизни,
производства, сознательного подхода
ко всему, изменение ориентиров развития
науки и технологии. Другими словами
первостепенное значение должны иметь
цели духовного и морального совершенствования
человека, а также улучшения его
материальных условий. Второй путь разрешения
кризисных явлений можно
Эти два подхода существуют, но мир во многих отношениях продолжает двигаться в направлении, которое отнюдь не ведет к исправлению нынешних недостатков. Более того, общество пребывает в таком душевном состоянии, что его не волнуют разоблачения и изобличения, какими бы обоснованными и аргументированными они не были”. Но, с другой стороны, укрепляются и расширяются движения отдельных групп и граждан, движения “зеленых”, реализующих альтернативные формы жизни: например, практикующих восточный или западный эзотермизм или частичный отказ от благ нашей цивилизации.
Пессимисты критикуют
утопические убеждения
Современные мыслители занимают в отношении техники ту или иную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Однако лишь немногие смогли объяснить влияние техники на современную культуру. Например, Хайдеггер основную проблему видит в том, что современная техника поставила на службу человеку природу, и самого человека. Человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может уже освободиться от власти созданной им техники. В результате природа и человек деградируют, поскольку становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины — поставляющего производства. Мемфорд видит причину кризиса в другом: чрезвычайном усилении в культуре значения “мегамашин” — это полностью организованная и единая социальная система, в которой общество функционирует подобно машине, а люди — подобно ее частям. Этот вид организации с его тотальной координацией: с “постоянным увеличением порядка, мощи, предсказуемости и всеобщего контроля” — достиг почти чудесных технических результатов в ранних мегамашинах вроде египетского или месопотамского общества, а с помощью современной технологии найдет свое полнейшее выражение в будущности технологического общества.
Следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, включающего: отказ от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Новый тип социального действия все больше нуждается в культурных составляющих и должен подчиняться логике культурной коммуникации.
Заключение
Культура и цивилизация – не одно и тоже, культура имеет душу, цивилизация лишь методы и орудия.
Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. В гуманитарно-культурном наследии древнего мира, социально-философской мысли Индии, Китая, Греции и Рима можно отыскать глубокие размышления о человеке, о смысле жизни, о высших ценностях, роли морали, права, религии, искусства, педагогики и риторики в жизни людей. Древний мир оставил нам великолепные исторические памятники, интересные философские и исторические труды, произведения искусства, мифы и легенды, скульптуры, архитектурные сооружения.
Сегодня цивилизация увеличивает сумму материального комфорта, но одновременно уменьшает сумму комфорта духовного, психологического. Так благо ли для человека достижения цивилизации или зло? И оправданны ли утраты важных культурных ценностей сомнительными приобретениями в области внешнего удобства жизни? В XX в. развитие цивилизации со всеми ее последствиями вышло из под контроля человека, стало непредсказуемым и неуправляемым.
Таким образом, можно сказать, что человечество, если и выигрывает в ходе развития цивилизации в степени физического комфорта, то явно проигрывает в духовном плане. Из сказанного понятен и характер соотношения природы и цивилизации в системе культуры. Природа - естественная среда обитания человека, а цивилизация - искусственная. Но без той и без другой равно невозможны жизнь человека, его физический и душевный комфорт. Поэтому важно соотношение того и другого начал.
На сегодняшний день
человек вынужден обратиться
к духовным ценностям, дабы
не стать рабом
Литература
1.Добрынина В.И. «Культурология. Теория и история культуры», Знание, Москва 1999г.
2.Кирамова
К. И. «Культурология»,
3.Радугин А.А. . «Культурология», Центр, Москва 2000г.
4.Берестовская Д.С. . «Культурология», Бизнес - Информ, Симферополь 2005г.
5.Тюрменко I.I. «Культурологiя: теорiя та iсторiя культури», Киiв 2005р.