Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души».

Содержание

1. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Понятие культуры. Многообразие определений.
Понятие «цивилизация», его самое первое использование и современные трактовки.
Подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация» Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.

2. КОСМОС КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА.
2.1. Ислам как культура и как мировоззрение.
2.2. Особенности арабского искусства

3. ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ:
артефакт;
негритюд;
полисемантичность понятия культура.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КР культурология.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация» Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера

Со второй половины XIX в. в качестве альтернативы безраздельно господствующему  в умах линейно-стадиальному (эволюционистскому) подходу зарождается теория локальных  цивилизаций. Классиками-основателями теории цивилизаций считаются Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. Основные принципы нового подхода заключались  в следующем.

Во-первых, отвергалась идея всеобщего  прогресса человечества как «закона» истории. Человечество не представляет собой единого субъекта историко-культурного  процесса и не развивается синхронно  по одним и тем же стадиям. Реальным субъектом истории являются цивилизации  – относительно замкнутые социальные и культурные общности, состоящие  из родственных племён или народов. Цивилизация подобно живому организму  существует, минуя определённые стадии: зарождения, расцвета, надлома, упадка. При этом в силу экстраординарных условий порядок чередования  этапов может нарушаться: возможно движение вспять, или же, наоборот, быстрая  гибель цивилизации (А. Тойнби). Раз  человечество не едино, а состоит  из асинхронно развивающихся цивилизаций, не существует всеобщего прогресса, движения по одним и тем же универсальным  стадиям развития.

Во-вторых, каждая цивилизация имеет  локальный и самобытный характер, поскольку представляет собой особый тип культуры. Н.Я. Данилевский именовал цивилизацией высший этап развития локальной  культуры (культурно-исторического  типа). Близкий смысл вкладывает в понятие цивилизации А. Тойнби. Он рассматривает цивилизацию как  единый организм, основанный на общности культуры, который может объединять несколько национальных государств (например, «цивилизация христианского  Запада»).

Иную версию цивилизации предложил  О. Шпенглер. Он также считал, что  человечество состоит из локальных  культур, которые переживают в своём  развитии несколько этапов. Однако понятием «цивилизация» он обозначил  не этап расцвета культуры, а период упадка. Тем самым немецкий философ  впервые жестко противопоставил  культуру и цивилизацию как два разнокачественных феномена. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества и развития к окостенению. Культура индивидуальна, оригинальна, элитарна. Цивилизация стремится к равенству, стандартизации и унификации. Культура возвышается над обыденными нуждами людей, она нацелена на высшие идеалы, цивилизация ориентирована на осуществление практических и полезных результатов. Признаками наступления периода цивилизации в культуре является развитие индустрии и техники, преобладание городов, интеллектуализация сознания, но деградация духовных ценностей и искусства. Шпенглеровская версия интерпретации цивилизации стала популярна и была развита некоторыми знаменитыми философами XX в., такими как Н.А. Бердяев, Х. Ортега-и-Гассет и др.

Таким образом, многообразие точек  зрения в понимании соотношения  цивилизации и культуры, сложившихся  в истории культурологической мысли, можно свести к четырём позициям:

1. Цивилизация есть синоним культуры.

2. Универсальная стадия общественного и культурного развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс и др.).

3. Финальный и высший этап развития локальной культуры, её расцвет. (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби).

4. Заключительный этап развития  локальной культуры, представляющий  собой увядание ее духовных  и творческих сил. Цивилизация  как противоположность культуре (О. Шпенглер).

В настоящее время в гуманитарных науках сложилось два преобладающих  понимания цивилизации. Историческая наука определяет цивилизацию как  крупную культурную общность, объединяющую несколько близких народов и  стоящую на высоком уровне общественного  развития. Данное определение продолжает традицию эволюционного подхода (Л. Морган) или теорию локальных цивилизаций  в русле идей Н.Я. Данилевского и  А. Тойнби. Вторая интерпретация цивилизации  сложилась в современной культурологии  под преобладающим влиянием философских  идей О. Шпенглера, на основе их критического переосмысления. Она представляет собой  пятую и  самую современную  интерпретацию феномена цивилизации.

5. Культура и цивилизация –  две универсальные и неразрывные  стороны жизнедеятельности общества. Любое человеческое явление заключает в себе частицу культуры, несёт на себе её отпечаток. Но вряд ли всё созданное человеком можно назвать культурными фактами. Искусственная окружающая среда, созданная человеком, зачастую представляет собой не что иное как результат материально-технической деятельности, ценностно-нейтральной и основанной на принципе практицизма. Сюда входят техника и изобретения, технологии, производственная деятельность, всё, что служит удобству, комфорту внешних условий жизни человека. Ценностная нейтральность означает, что достижения цивилизации сами по себе не несут никаких ценностей, и могут использоваться как во благо, так и во зло. К примеру, лазер способен как лечить, так и быть использованным в качестве оружия.

Культура в свою очередь ассоциируется  с ценностным освоением мира, духовным развитием, внутренним состоянием человека. Достижения культуры зачастую совершенно не практичны, но не менее важны для  полноценной жизни человека (духовные, нравственные, эстетические ценности, шедевры искусства). Культура в отличие  от цивилизации явление глубоко  индивидуальное и неповторимое, культуры народов весьма непохожи друг на друга, тогда как элементы цивилизации  легко заимствуются и могут распространяться в одном и том же виде повсеместно.

Культурологическое понимание  цивилизации не только отрицает тождество  культуры и цивилизации, но также  отвергает и их резкое противопоставление друг другу.  Современные учёные отмечают, что между культурой  и цивилизацией нет непримиримого  противоречия, как считал в своё время О. Шпенглер. Культура и цивилизация, несмотря на все различия, органично  связаны друг с другом. Более того, цивилизация генетически происходит из культуры, представляя собой отчуждённую  от самой себя культуру, воплощённую  во внешних, материально-технических  и социальных формах. Цивилизация  есть совокупность условий, избавляющая  людей от затрат невосполнимого времени  на заурядное природное выживание. Цивилизация – средство подчинения сил природы человеку и «защитный  пояс» от её разрушительных воздействий. Она создает материальные возможности  для развития и обогащения культуры, а потому не противостоит ей, но дополняет  духовное бытие человека. Факт же частого  использования достижений цивилизации  против человека и человечности свидетельствует  не о порочности природы цивилизации, но скорее о низком культурном уровне человеческого общества.

Для простоты восприятия все выше сказанное можно суммировать  в единый метафорический образ. Если социальные отношения (политические, экономические, правовые и т.д.) составляют «тело» человеческого  общества, то культура представляет собой  его «душу». Цивилизацию же можно  определить как внешние «одежды» общества, в которые оно облекается в ходе своего  исторического  развития.

 

 

2. КОСМОС КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА

 

2.1. Ислам как культура и как мировоззрение

Накануне возникновения ислама (VII в.) племена, населявшие Аравийский полуостров, находились в состоянии социально-экономического кризиса, сопровождавшегося упадком караванной торговли в Мекке, разложением родоплеменного строя и началом классового общества, а также переходом племен к оседлому образу жизни и междоусобными конфликтами. В условиях обострения внутренних противоречий и разрушения традиционных социальных отношений стала актуальной необходимость консолидации арабских племен и формирования единого государства путем объединения многочисленных племенных культов в единую религию арабов - ислам. В процессе своего становления и развития ислам (араб. muslim 'покорность') вобрал в себя мифологические представления и религиозные традиции кочевых языческих племен и оседлого населения Аравийского полуострова, а также испытал сильное влияние иудаизма, христианства, зороастризма и культурных традиций разных народов Ближнего Востока.

Первоисточником ислама является Коран (араб. кур 'ан 'чтение вслух, наизусть'), составленный после смерти пророка Мухаммеда на основе его проповедей и излагающий основные положения вероучения. В качестве обобщенного синонимичного названия Корана как Священного Писания в исламе выступает термин ал-Китаб (Книга). Коран состоит из 114 сур (глав), расположенных по степени убывания длины (за исключением первой) и делящихся на законченные фразы (аяты). В отличие от библейских текстов, Коран не подвергался тщательной литературной обработке, поэтому его стиль отличается мозаичностью, тематической несогласованностью внутри отдельных глав, речевой неоднородностью обращений к верующим. По своему содержанию Коран представляет собой совокупность мифологических сказаний, легенд и преданий, предписаний, законов, традиций, отражающих религиозный взгляд на окружающий мир и сущность человеческого бытия, определяющих допустимый образ жизни и правила поведения, которые регламентируют правовые, нравственные, семейно-брачные отношения мусульман.

Вторичным источником религиозной  информации в исламе (Священным Преданием) является Сннау (обычай, пример), состоящая из хадисов (рассказов   о   жизни   и   поучениях   Мухаммеда   и   его   сторонников), объединенных в канонические сборники. Сборники хадисов составлялись в IX в. мусульманскими богословами и были призваны освещать и пояснять вопросы вероучения, не отраженные в Коране, и дополнять религиозный первоисточник.

Объединение племен и стирание различий между ними, а также замирение  торговых городов и воинственных бедуинов, живущих за счет грабежа  караванов, произошло благодаря  упразднению культов сотен родовых божеств и провозглашению единым богом Аллаха. Так называли свое божество люди рода курейшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Воплощением божества многие народы Аравии считают "черный камень", помещенный в Каабе — сравнительно небольшом кубическом святилище. Святым считают и колодец Земзем.

Самым многочисленным направлением в исламе является суннизм, приверженцы которого наряду с Кораном признают священный авторитет Сунны. Последователи шиизма (от араб. партия) признают право на преемственность в управлении общиной за потомками Али - верного последователя, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Наряду со святостью Корана шииты почитают только некоторые хадисы, имеющие отношение к Али.

Ислам оказывает существенное влияние  на разные стороны социокультурной, государственно-политической, личной и семейной жизни арабо-язычных народов. Особенности жизнедеятельности и нормы поведения мусульман определяются Кораном и шариатом (путь) - сводом закрепленных Кораном и Сунной предписаний, запретов и разрешений.

Культовая сторона  мусульманской жизни предполагает соблюдение обязательных ритуальных предписаний, или пяти столпов веры, которые включают акт исповедания (покорения), ежедневную пятикратную молитву, пост в девятый месяц лунного календаря рамазан, ежегодную милостыню, паломничество в святые места в Мекке и Медине, связанные с жизнью и проповедничеством Мухаммеда.

Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не с христианским Богом, а  с иудейским. Один из тезисов Корана запрещает поклонение ангелам и  пророкам, кроме Мухаммеда. Правда, выделяются четыре ангела как бы высшей категории, одного из которых - Джабраила  — называют "святым духом". Аллаху противостоят Шайтан, или Иблис (Сатана, или Дьявол), и его слуги джины (бывшие племенные боги). Коран содержит ряд библейских сюжетов в несколько  искаженном виде. Пророком признается Иисус Христос под именем Исы. Признаются чудеса, творимые Иисусом  и связанные с его рождением, а также упоминаемые в некоторых  апокрифах: например, как Иисус в  детстве оживил вылепленных им из глины птиц. Но хотя в некоторых  сурах Корана высказано довольно дружеское отношение к иудеям и христианам (в отличие от язычников, отношение к которым резко  враждебное), в целом отношение  к иноверцам противоречиво: это  позволяет изменять политику в зависимости  от момента. Мусульмане чтят также пророка  пророков Мухаммеда, который получил  Коран от Джабраила вместе со способностью его прочитать. Пророк за одну ночь посетил Иерусалим и вернулся обратно, вознесся на небо и совершил многие другие чудеса. Но главное —  каждое свое действие он обосновывал  откровениями, полученными от Аллаха в состоянии экстаза или в  видениях.

Обычай молиться Мухаммед заимствовал  у иудеев (некогда молящиеся обращали лицо к Иерусалиму, а не к Мекке). Мусульмане молятся в течение  суток пять раз. Перед молитвой обязательно совершается омовение. Для этого достаточно прикосновения к воде, песку, земле или даже пыли с одежды. Молитва представляет собой магическое заклинание: в определенной последовательности произносятся обычно 1-я и 112-я суры Корана, отдельные строки из других, периодически повторяются слова "Аллахакбар" — "Бог велик". Каждой части молитвы соответствуют определенные телодвижения. Молитва состоит из нескольких циклов таких формул и движений. В мечети молитвы читаются синхронно с муллой.

Пост мусульмане соблюдают в  течение месяца рамадан, и заключается  он в том, что есть и пить разрешено  только ночью.

Мусульманская коммуникативная  парадигма определяется понятиями халал (разрешенное) и харам (запрещенное), регулирующими культовую и частную жизнь, социальные отношения, этикет. К числу самых общих вопросов, касающихся дуализма разрешенного и запретного и имеющих немалое значение для повседневной жизни мусульман, относится вопрос о пище. В категорию запрещенных входят свинина, насекомые, хищные звери и птицы, кровь, алкоголь, мясо задушенных и убитых недопустимыми способами животных.

Информация о работе Культура и цивилизация