Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:18, контрольная работа
Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души».
1. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Понятие культуры. Многообразие определений.
Понятие «цивилизация», его самое первое использование и современные трактовки.
Подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация» Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.
2. КОСМОС КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА.
2.1. Ислам как культура и как мировоззрение.
2.2. Особенности арабского искусства
3. ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ:
артефакт;
негритюд;
полисемантичность понятия культура.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Милостыня" для мусульманина означает в первую очередь уплату налога казне.
Мекка была местом паломничества для всех арабов еще до мусульманства. До прихода в Мекку паломник должен посетить долину Мина и бросить три раза по семь камней: в два жертвенных столба и в стену (поразить камнями дьявола и его подручных). В Мекке он должен совершить обряд хаджа: семь раз обойти "черный камень", каждый раз целуя его или прикасаясь; после молитвы у "места Авраамова" выпить воды из колодца Зем-зем, семь раз пробежать с холма Сафа на холм Марва, многократно прочитать молитвы. Для совершения хаджа может быть нанят человек, и пост можно заменить выкупом (накормить бедняка).
Ислам характеризует идея жесткого предопределения, что сближает его с протестантством. По воле Аллаха человек остается праведником, по воле Аллаха становится грешником и даже неверным (так что неверие в Аллаха может быть истолковано как наказание за грехи). Хотя в Коране есть стихи, которые позволяют думать, что от Аллаха исходит только хорошее, а все плохое — от самого человека. Можно считать источником зла и шайтана, но бог сам разрешил ему совращать "кого сможет", т. е. в воле человека удержаться от соблазна или пасть.
Конец света и страшный суд ислам не связывает с приходом мессии. Но процедура суда, по сути, лишь завершающий торжественный ритуал: еще до страшного суда грешники попадают в ад, а праведники — в рай; на пути к месту суда каждому вручается книга с описанием его грехов и добрых дел, и если книгу вкладывают в правую руку, человека ждет рай, а если в левую — ад.
Сближает ислам с
Ислам не осуждает богатство, так как и оно предопределено человеку Богом, но любовь и упорное стремление к богатству не признаются богоугодной чертой. Есть место в Коране, которое можно понять так, что Аллах может наделить благосостоянием того, кто в него еще не верует, дабы уверовал.
Характерная черта ислама заключается в том, что главным путем к благосостоянию он считает не созидательный труд и не создание новых материальных ценностей, а расширение контролируемых территорий путем захвата с последующим дележом добычи (пятая часть -Аллаху) и обложением завоеванных народов данью. Восьмая сура в Коране так и называется "Добыча". Сами мусульмане также платили "милостыню" государству - десятину, что и послужило причиной многих мятежей и попыток отойти от ислама. Эти споры с самого начала решались оружием.
Исламские войны велись отнюдь не
с единственной декларируемой целью
распространить свою веру. Во-первых, обращенный
никогда не мог достичь положения,
равного положению мусульманина
по рождению. А во-вторых, обращение
завоеванных народов в
В 30-е гг. VIII в. мусульмане завоевали Египет, большую часть Византии, Иранское царство. Затем продвинулись к Средней Азии и Индии. На западе они захватили Северную Африку, Испанию. Продвижение исламских воинов в Европу было остановлено только битвой при Пуатье в 732 г.
Основной политической идеей ислама (его суннитской версии) является создание халифата – мощной целостной империи. В Коране концепция правления государством намечена очень скупо: правоверные обязаны подчиняться посланнику Аллаха (Коран, 4: 62), правитель должен советоваться с подданными и учитывать их мнение (Коран, 3: 153), а также править и судить по справедливости (Коран, 4: 62).
Халифом может стать авторитетный мусульманин из рода курейшитов, т.е. потомок пророка Мухаммеда. Своего преемника предлагает правящий халиф, утверждает община или совет ее представителей (известных мудрецов). Между общиной и халифом заключается договор, который является основой государственного строя.
Теоретически халиф не пользуется
какими-либо привилегиями, он следит за
соблюдением законов и сам
подчиняется нормам мусульманского
права, включающего в себя светские
и религиозные правила
Несмотря на существование процедуры выборов, власть фактически наследуется, и основная борьба в исламе была развернута между сторонниками двух родов – Омейядов и Мухаммедов. Шииты к Корану добавили 115-ю суру, в которой родом, имеющим право на власть, назывался род Али, двоюродного брата пророка, женатого на его дочери Фатиме. Сунниты же придерживаются преданий Сунны, которые обосновывают право Омейядов на владычество. Шииты сформировали свое священное предание – Ахбар. Правда, существует также секта хариджитов, которые считают, что халифы должны избираться только по их личным качествам, без учета родства и социального положения.
Если в суннизме богословские и политические проблемы решаются путем соглашения авторитетов, то шииты считают носителем непогрешимой мудрости имама.
Династию Омейядов на основной территории, кроме Кордовского Эмирата (потом – халифата), сменила династия Аббасидов – потомков дяди пророка.
В начале X в. государственная власть
оказалась в руках
2.2. Особенности арабского искусства
Суть культуры скотоводов, по Тойнби, – не в их умении использовать коз, овец и коров, т. е. стада, а в умении использовать (дрессировать) собак для управления стадом, лошадей и верблюдов для верховой езды и т. п.
Правда, первый опыт привлечения на службу иноплеменников у арабов оказался неудачным: наемники, среди которых преобладали турки, как уже говорилось, отстранили халифа от светской власти. Правда, в дальнейшем мусульмане учли полученный урок: Бербер Тарик, будучи "клиентом" араба Мусы, стал крупным военачальником – выиграл главные сражения при завоевании Испании; его имя дало название Гибралтару.
Исламскую цивилизацию, по мнению А. Тойнби, можно отнести к цивилизациям "задержанным", т. е. зафиксированным в определенном состоянии. Если сторонники обязательной эволюции могут счесть такую характеристику отрицательной, то с точки зрения "продолжительности жизни" она выглядит как положительная. Тот же Тойнби объясняет секрет долгожительства этой цивилизации тем, что иерархия и механизм управления обществом были отделены от носителей власти. Не только от родовой аристократии, но и от мусульман вообще. Военная и управленческая иерархии состояли из мамлюков или янычаров, воспитанных и обученных детей убитых врагов и рабов. Так, на дипломатической службе в Османской империи после падения Византии стояли образованные православные аристократы и священники. Их продвижение по иерархической лестнице было не ограничено, но подконтрольно: верный слуга мог достичь любых высот, но смерть угрожала за любой проступок. Положение самих завоевателей оставалось незыблемым и не было связано ни с какой службой. Крах этой цивилизации Тойнби как раз и связывает с привлечением к государственной службе свободных мусульман.
Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемом в странах этого региона. Прежде всего это коснулось развития исторического жанра в литературе.
Недостаток пластических жанров искусства в мусульманской культуре восполняется также за счет изящной арабской и персидской поэзии, имеющей древнейшие традиции и представленной своеобразными жанрами (касыда, газель, рубаи, месневи). Популярным жанром прозы были приключенческие рассказы и анекдоты. Под влиянием традиций разных народов возник сборник сказок "Тысяча и одна ночь". Поэтическое творчество развивалось на арабском, персидском и турецком языках (Рудаки, Фирдоуси, Низами, Хайям, Хафиз и др.). Знаковым явлением в пространстве арабо-мусульманской культуры является искусство декламации Корана. Под влиянием античной научной традиции в арабской культуре развивалось математическое, астрономическое и медицинское знание.
С конца VII в. главным образом на арабском, но также и на персидском, турецком, малайском языках непрерывно писались труды по всемирной истории и отдельных народов, хроники и генеалогические летописи царских династий и отдельных родов, составлялись биографические словари. Характерно, что историки-мусульмане проявляли интерес не только к жизни и культуре мусульманских стран, но и других народов: в арабских хрониках мы находим описания путешествий, достопримечательностей и архитектурных сооружений, происшествий и глобальных событий (голода, эпидемий).
Хотя историческое повествование было рассчитано не только на интеллектуалов, но и на простой народ, в нем исследуются и сложные проблемы философии истории. Так, Бируни в XI в. создает обзор по категории времени.
Если в западноевропейской историографии единая хронология формировалась начиная с XI в., то исламские историки датируют события и располагают их в хронологическом порядке уже с VIII в. Интересно, что в начале хроник арабские историки сознательно оперировали не фактами, а знаниями о них: анализировали достоверность письменных или устных источников, сопоставляли их, подвергали сообщение критическому анализу. Образцом такого подхода служит "История" Ат-Табари (839-923 гг.). Обычай хронологической организации материала позволил историку XIV в. Ибн Хальдуну осмыслить взаимосвязь исторических событий и проследить возникновение, развитие и упадок отдельных социальных общностей (арабов, берберов, персов, византийцев).
Под влиянием идей строгого монотеизма в арабо-мусульманской культуре изобразительное искусство не является основным средством выражения религиозных идей и представлений. В связи со строгим запретом на изображение, отождествляющимся с идолопоклонством, иконопись, портретная живопись и скульптура совершенно не получили развития. Их отсутствие компенсируется искусством каллиграфии, книжной миниатюры и арабески, которые обладают глубоким символическим смыслом и отражают красоту и гармонию созданного Аллахом мира.
Каллиграфия, наиболее благородное визуальное искусство ислама, имеет функцию, аналогичную функциям икон в христианском искусстве, так как представляет видимое тело божественного Слова. Арабские слова в священных письменах соотносятся с арабесками, прежде всего с растительным орнаментом, связанным с азиатским символом древа мира, листья которого отвечают словам святой книги.
В течение всей эпохи зрелого феодализма иранские зодчие в контексте идейно образных заданий, которые появлялись перед ними, разрешали проблему синтеза архитектуры и декоративного искусства, гармонически соединяя конструктивно строительные и художественные требования.
Мастера архитектурного орнамента использовали технику резьбы по стуку, обогащая узор сюжетно и пластично. Известной достопримечательностью декоративного искусства стал интерьер мавзолея в Хамадани (ХІV в.). В интерьере мавзолея сохранялись большие стуковые (гипсовые) панно, покрытые рельефным разным узором. Симметрично выгнутые и переплетенные между собой ветви и стебли украшены цветами, листьями. Вся эта растительная масса преисполнена движению: стебли выгибаются, далеко отстают закруглявшие края листьев. Поверхность стены напоминает ковер из растений, который подчиняется могучему ритму. Можно сказать, что орнаментальное украшение мавзолея поэтически образно воплощает представление о райском саде, который мусульмане считали местом для праведных в потустороннем мире.
Иногда в архитектуре михрабов используются композиции из орнамента и каллиграфических надписей. Надписи из Корана, широкой П-образной лентой из трех боков охватывают михраб, украшают арки. Капризная линия орнамента сливается с цветочным узором, вертикальные линии алиров и лам переплетаются с изгибами растительных стеблей.
Наиболее ранним и широко распространенным в VІІІ в. был куфичный шрифт, который отличался прямолинейностью и подчеркнуто угловатостью начерчивания. Разновидностью его является цветущий куфи, в котором начерчивание букв сопровождалось сложным плетением из стилизованных растительных мотивов.
В ІХ-Х веках сложилось немало канонических видов арабского шрифта.
Большой интерес вызывает использование каллиграфии в узорах египетских тканей. Как правило, арабские надписи, выполненные куфичным шрифтом, что наносились на ткани, передавали имя правящего халифа с пожеланиями здоровья, благополучия. На некоторых тканях эти надписи чередуются с полосами орнамента, из растительных мотивов, которые символизировали плодородие земли, связь человека с природой. Иногда каллиграфические строки передавали имя мастера и место обработки ткани.
В арабо-мусульманском мире каллиграфия широко использовалась в архитектуре и как средство передачи текста, и просто для украшения. Архитекторы порой покрывали целые стены дворцов и мечетей затейливой арабской вязью, стилизованными мотивами из растительного мира и геометрическими узорами. Знаменита и сама архитектура, шедеврами которой являются Тадж-Махал, голубая мечеть в Стамбуле, в основе которой лежит христианский храм, голубые купола самаркандских и исфаганских мечетей, дворец Альгамбры в Гранаде, дворцы и мечети Кордовы. Нужно вспомнить и узорные изразцы мусульманской архитектуры, орнаменты которых впоследствии принесли известность персидским коврам.