Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души».

Содержание

1. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Понятие культуры. Многообразие определений.
Понятие «цивилизация», его самое первое использование и современные трактовки.
Подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация» Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.

2. КОСМОС КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА.
2.1. Ислам как культура и как мировоззрение.
2.2. Особенности арабского искусства

3. ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ:
артефакт;
негритюд;
полисемантичность понятия культура.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

КР культурология.docx

— 60.33 Кб (Скачать файл)

Многие примеры  исламского искусства можно увидеть  в западном полушарии благодаря  конкистадорам. В мексиканском городе Пуэбло стены старинных католических церквей покрыты изразцовой мозаикой с растительным орнаментом. Оказывается, что взаимно соперничающие культуры и религии взаимно обогащают друг друга.

Арабеска – это образец орнамента, который совмещает геометричность с кочевым духом, логику из живого непрерывного ритма. Растительный мотив  и переплетение составляют основу арабески. Арабеска имеет свои аналогии в арабской риторике и поэзии. Для мусульманина арабеска – не просто возможность  существования искусства без  создания образов: это непосредственный способ постепенного растворения образов, или того, что им отвечает в ментальном плане. В арабеске любой намек  на индивидуальную форму переходит  в неограниченность непрерывного плетения и воспроизводит процесс, будто  душа отделяет себя от страстей и погружается  в чистое состояние бытия.

Таким образом, символика орнамента  и каллиграфии, которая является сугубо восточным феноменом, воспринимались как музыка для глаз, как основные декоративные идеи мусульманского искусства. Пропитанные богатым ритмом и  фантазией, они компенсировали отсутствие изображения человеческих фигур.

Вклад арабо-мусульманской  культуры в сокровищницу мировой  культуры весьма значителен. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве  мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья — Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других — вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии.

Эта культура оказала большое влияние  на становление европейской культуры. При этом оно не ограничивается прошлым, оно заметно и сегодня. Некоторые исследователи полагают, что это влияние будет впредь только усиливаться, развивая концепции «панисламизма». История ислама показывает, что он легко приспосабливается к новым условиям. Важно только, чтобы он сохранялся именно как религия, без претензий на абсолютное подчинение себе государственной и общественной жизни.

 

 

3. ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ:

 

АРТЕФАКТ (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.

Термин употребляется в нескольких разных смыслах в различных областях:

  • артефакт – рукотворный предмет, изучаемый археологией;
  • артефакт культуры – искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры могут быть созданные людьми предметы, вещи, а также феномены духовной жизни общества: научные теории, суеверия, произведения искусства и фольклор;
  • артефакт в теории искусства – претендент на звание художественного произведения;
  • артефакт в магии – предмет, заряженный энергетическим полем с наложением информационной матрицы. Как правило, имеет необычные свойства (усиление или уменьшение физических или магических способностей субъекта при контакте, изменение матрицы пространства и др.)

 

НЕГРИТЮД  (фр. negritude, от negre – негр) – идеологическое течение, включающее в себя философские, социально-политические и эстетические взгляды, абсолютизирующие специфику африканской культуры. Негритюд сложился в 30-40-е гг. ХХ в. Большой вклад в развитие концепции негритюда внес политический деятель и поэт Сенегала Л. С. Сенгор. По своей объективной социально-классовой сущности негритюд – буржуазно-националистическая концепция негро-африканского человека, основанная на эклектическом смешении спиритуалистических, иррационалистических идей, взятых из европейской мысли и традиционных мифологических, религиозных и общинных представлений многих народов Африки. Основное понятие в негритюде – понятие культуры, культурной идентификации. Возрождение собственной культуры негро-африканских народов, обретение ими культурной независимости от “бездуховного” Запада рассматривается здесь как важнейшая предпосылка политического и экономического освобождения. В период подъема антиколониальной борьбы негритюд стал одним из течений идеологии национально-освободительного движения. Выступая за культурное возрождение порабощенных народов, он объективно приобрел антиколониальную направленность. Вместе с тем в негритюде всегда проявлялись и реакционные тенденции: идеи консервации общинно-племенных отношений, изоляционализма Африки и ее противопоставления другим странам и народам, элементы расизма. В последнее время влияние негритюда идет на убыль, он подвергается критике со стороны представителей революционно-демократических сил.

 

ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА.

Культура представляет собой сложное  многомерное образование. [Собственно слово “культура” возникает в  древнеримскую эпоху и этимологически “культура” восходит к латинскому colere - “возделывание, обработка”].

На сегодняшний день учеными  насчитывается более 500 определений  культуры, объединенных в 10 основных классов:

1. Культура – ценность

2. Культура – совокупность конкретных элементов

3. Культура – форма адаптации

4. Культура – социальная норма

5. Культура – социальная память

6. Культура - коммуникация

7. Культура - язык

8. Культура - деятельность

9. Культура - творчество

10. Культура – духовный опыт

В обыденном представлении понятие  “культура” существует, прежде всего  как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной  стороны, как определенный образ  жизни, преимущественно городской, с другой, и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.), с третьей. Однако во вненаучных взглядах на культуру происходит смешение и подмена понятий (“культуры”и  “культурности”/ “бескультурности”). Таким образом, понятие культуры полисемантично. Культуру можно рассматривать в широком смысле (это все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни – обычаи, нормы, институты) и в узком (культура как духовное творчество, искусство, нравственность, интеллектуальная деятельность). При этом культура – это всегда то, что содействует развитию человека.

Классическим  является определение культуры Э. Тайлора (в 1871): культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм, артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества (нации, группы), благодаря чему каждое общество обладает именно своей культурой.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.
  2. Большаков В.П. Культура как форма человечности. – Великий Новгород, 2000.
  3. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003.
  4. Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. – Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с.
  5. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М», 1999. - 288с.
  6. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997, - 640 с. –(Культурология, XX век)
  7. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов под. ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.- 224с.
  8. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. - 304 с.
  9. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под научн. ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2005.
  10. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии - М., «Гвардарика»1997.
  11. Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное пособие.- М.: Гардарики, 2000. – 574с.

 

 

 


Информация о работе Культура и цивилизация