Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:18, контрольная работа
Своим появлением слово «культура» (лат. cultura) обязано древним римлянам, которые обозначали им возделывание, обработку почвы. Таким образом, используемые сегодня понятия «сельскохозяйственная культура», а также «агрикультура» (земледелие) наиболее близки к древнему, первоначальному смыслу. Со временем термин «культура» был перенесен на процесс «возделывания» человека через воспитание, формирование нравственных и гражданских добродетелей, что в древнегреческом языке выражалось словом «пайдейя». В данном смысле понятие культуры впервые употребил Цицерон (106-43 гг. до н.э.), определивший философию как «культуру души».
1. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Понятие культуры. Многообразие определений.
Понятие «цивилизация», его самое первое использование и современные трактовки.
Подходы к соотношению понятий «культура» и «цивилизация» Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера.
2. КОСМОС КУЛЬТУРЫ ИСЛАМА.
2.1. Ислам как культура и как мировоззрение.
2.2. Особенности арабского искусства
3. ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ:
артефакт;
негритюд;
полисемантичность понятия культура.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Многие примеры исламского искусства можно увидеть в западном полушарии благодаря конкистадорам. В мексиканском городе Пуэбло стены старинных католических церквей покрыты изразцовой мозаикой с растительным орнаментом. Оказывается, что взаимно соперничающие культуры и религии взаимно обогащают друг друга.
Арабеска – это образец
Таким образом, символика орнамента и каллиграфии, которая является сугубо восточным феноменом, воспринимались как музыка для глаз, как основные декоративные идеи мусульманского искусства. Пропитанные богатым ритмом и фантазией, они компенсировали отсутствие изображения человеческих фигур.
Вклад арабо-мусульманской культуры в сокровищницу мировой культуры весьма значителен. Существующее свыше тысячи лет, от Испании до Индии, искусство ислама играет в искусстве мира важную роль, особенно произведения художественного ремесла и ткани. Запад использовал его в качестве образца, перенимая мотивы из мусульманской Испании; в архитектуре Сицилии и Венеции, в тканях из Лукки и Флоренции видно сильное влияние искусства ислама. В XVII в. на Западе возникла мода на культуру и украшения мусульманского Востока. Поэзия поэтов-жизнелюбцев средневековья — Низами, Хафиза, Джами, Омара Хайяма, Руми и многих других — вдохновляла европейских и американских поэтов на создание шедевров мировой поэзии.
Эта культура оказала большое влияние
на становление европейской
3. ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ:
АРТЕФАКТ (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Появление артефакта, следовательно, является признаком целенаправленного вмешательства в наблюдаемый процесс, либо наличия неких неучтённых факторов.
Термин употребляется в
НЕГРИТЮД (фр. negritude, от negre – негр) – идеологическое течение, включающее в себя философские, социально-политические и эстетические взгляды, абсолютизирующие специфику африканской культуры. Негритюд сложился в 30-40-е гг. ХХ в. Большой вклад в развитие концепции негритюда внес политический деятель и поэт Сенегала Л. С. Сенгор. По своей объективной социально-классовой сущности негритюд – буржуазно-националистическая концепция негро-африканского человека, основанная на эклектическом смешении спиритуалистических, иррационалистических идей, взятых из европейской мысли и традиционных мифологических, религиозных и общинных представлений многих народов Африки. Основное понятие в негритюде – понятие культуры, культурной идентификации. Возрождение собственной культуры негро-африканских народов, обретение ими культурной независимости от “бездуховного” Запада рассматривается здесь как важнейшая предпосылка политического и экономического освобождения. В период подъема антиколониальной борьбы негритюд стал одним из течений идеологии национально-освободительного движения. Выступая за культурное возрождение порабощенных народов, он объективно приобрел антиколониальную направленность. Вместе с тем в негритюде всегда проявлялись и реакционные тенденции: идеи консервации общинно-племенных отношений, изоляционализма Африки и ее противопоставления другим странам и народам, элементы расизма. В последнее время влияние негритюда идет на убыль, он подвергается критике со стороны представителей революционно-демократических сил.
ПОЛИСЕМАНТИЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРА.
Культура представляет собой сложное
многомерное образование. [Собственно
слово “культура” возникает в
древнеримскую эпоху и
На сегодняшний день учеными насчитывается более 500 определений культуры, объединенных в 10 основных классов:
1. Культура – ценность
2. Культура – совокупность конкретных элементов
3. Культура – форма адаптации
4. Культура – социальная норма
5. Культура – социальная память
6. Культура - коммуникация
7. Культура - язык
8. Культура - деятельность
9. Культура - творчество
10. Культура – духовный опыт
В обыденном представлении
Классическим является определение культуры Э. Тайлора (в 1871): культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также другие способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
Культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм, артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества (нации, группы), благодаря чему каждое общество обладает именно своей культурой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: