Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 00:38, реферат
Много связанных с культурой проблем имеют международный и даже глобальный аспект. Нынешний век насыщен угрозами культуре, которые несли с собой различные тиранические режимы от Гитлера до Пиночета. Остро стоят проблемы "массовой культуры", духовности и бездуховности. В то же время все большее значение приобретают взаимодействие, диалог, взаимопонимание различных культур, в том числе отношения современной западной культуры и традиционных культур развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. Таким образом, интерес к вопросам теории культуры имеет глубокие практические основания. Все это стимулировало разработку философских проблем культуры и привело к значительному прогрессу в этой области знания, вплоть до создания особой науки о культуре - культурологии. Иначе говоря, при изучении истории и прогнозировании будущего социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно - исторического процесса. А это открывает широкое поле для разнообразных исследований культуры.
В качестве основной характеристики дезинтеграционной
стадии Арнольд
Джозеф Тойнби рассматривал раскол общества
на три группы: господствующее меньшинство,
внутренний пролетариат и внешний пролетариат.
При этом деятельность каждой из названных
групп осуществляется благодаря содействию
конкретных организационных структур.
Для господствующего меньшинства в таком
качестве выступает "универсальное
государство", понимаемое вполне традиционно.
Внутренний пролетариат создает на этом
этапе эволюции цивилизации "универсальную
религию и церковь" (это важнейшая социальная
структура в теории А. Тойнби), а внешний
- "варварские военные банды".
Стадия дезинтеграции характеризуется не только общественным расколом, но и более глубинным "расколом души" представителей данной цивилизации. В общественной жизни при этом существует четыре возможных способа спасения от "невыносимой действительности". Первый характеризуется стремлением вернуть прошлое, сторонники второго пути стремятся к революции. Третий путь ориентирует на "уход" от действительности (в частности, средствами буддизма). Каждое из выделенных направлений является лишь частичным решением проблемы разрушительного действия дезинтеграции. Спасти человечество, вступившее в дезинтеграционную фазу, может лишь "универсальная религия и церковь".
9.КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
Первым ввел отличие культуры от цивилизации И.Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.
Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью
противопоставил "культуре умения"
"культуру "воспитания", а чисто
внешний, "технический" тип культуры
он назвал цивилизацией. Дальновидный
гений мыслителя провидел бурное развитие
цивилизации и воспринимал это с тревогой,
говоря об отрыве цивилизации от культуры:
культура идет вперед гораздо медленнее
цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция
несет с собой многие беды народам мира:
цивилизация, взятая без духовного измерения,
порождает опасность технического самоуничтожения
человечества. Между культурой и природой
есть удивительное сходство: творения
природы столь же органичны по своему
поражающему наше воображение строению,
как и культура.
Ведь и общество есть некий чрезвычайно
сложный своего рода организм - имеется
в виду органическая единоцельность социума,
являющего собой удивительное подобие,
разумеется, при явном сущностном отличии.
Бесспорно, что следует различать культуру
и цивилизацию. Согласно
Канту, цивилизация начинается с установления
человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения.
Цивилизованный человек - это человек,
который другому человеку не причинит
неприятностей, он его обязательно принимает
в расчет. Цивилизованный человек вежлив,
обходителен, тактичен, любезен, внимателен,
уважает человека в другом. Культуру Кант
связывает с нравственным категорическим
императивом, который обладает практической
силой и определяет человеческие действия
не общепринятыми нормами, ориентированными
прежде всего на разум, а нравственными
основаниями самого человека, его совестью.
Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. В социально-философской литературе цивилизацией назывался этап человеческой истории, следующий за варварством. Этой идеи придерживались Г. Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтительных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.
Как уже было сказано выше, термин "цивилизация" во многом совпадает по
смыслу с понятием "культура". Если
первое, возникнув в 18 веке, фиксировало
окультуривание человека в системе государственного
устройства, разумно устроенного общества,
то второе еще со времен античности означало
формирование, воспитание человеческой
души, обуздание страстей. Иначе говоря,
понятие "цивилизация" в определенном
смысле поглотило понятие "культура",
оставив за ним то, что относится к формированию
личностного, творческого начала в человеческой
деятельности. В тоже время за понятием
"цивилизация" закрепилась в качестве
из его определений характеристика материальной
стороны человеческой деятельности. Скажем,
в культурологической концепции О.Шпенглера,
представленной в его книге "Закат Европы",
рассматривается переход от культуры
к цивилизации как переход от творчества
к бесплодию, от живого развития к окостенению,
от возвышенных устремлений к неосмысленной
рутинной работе. Для цивилизации как
стадии вырождения культуры характерно
господство интеллекта, без души и сердца.
Цивилизация в целом есть культура, но
лишенная своего содержания, лишенная
души. От культуры остается лишь пустая
оболочка, которая приобретает самодовлеющее
значение.
Культура умирает после того, как душа
осуществит все свои возможности
- через народы, языки, вероучения, искусство, государство,
науку и т.п.
Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление
души народа. Под цивилизацией он понимает
последнюю, заключительную стадию существования
любой культуры, когда возникает огромное
скопление людей в больших городах, развивается
техника, идет деградация искусства, народ
превращается в "безликую массу".
Цивилизация, считает Шпенглер, - эпоха
духовного упадка.
По Шпенглеру цивилизация оказывается самым поздним этапом развития единой культуры, который рассматривается как "логическая стадия, завершение и исход культуры".
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется удалением от первоначальной обстановки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение понятия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура". Далее Д.Каринский (автор этой обширной статьи) отмечает, что главное содержание истории должна составлять культурная история или история цивилизации, и следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры):
1) материальный быт, все то, что
служит человеку для
2) общественный быт (семья, сословные организации, ассоциации, государство и право);
3) духовная культура (религия, мораль, искусство, философия и наука).
Он указывает и на основные вопросы или изучении цивилизации:
1) исходная точка ее развития;
2) законы, по которым совершается развитие цивилизации;
3) факторы этого развития и их взаимодействие;
4) характеристики изменения
5) в чем заключается назначение цивилизации.
Таковыми были основные представления о цивилизации на рубеже 19-20 веков. Социальные преобразования и научные достижения 20 века внесли много нового в понимании цивилизации, которую стали рассматривать как целостность экономической, социально-классовой, политической и духовной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных границах. Эта целостность выражается в наличии устойчивых взаимосвязей между сферами, определяемых действием экономических и социальных законов.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации
представляется довольно запутанным из-за
того, что они во многом перекрывают друг друга.
Представители англоязычной литературы
апеллируют в большей степени к понятию
"цивилизация" (начало этой традиции
положил А. Фергюсон), а немецкие авторы,
начиная с И. Гердера - к понятию "культура".
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятием "культура" вообще не пользовались, заменяя его рассуждениями о просвещении, воспитании, образовании. Русская социальная мысль стало использовать понятие "культура" в контексте рассуждений о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Достаточно обратиться к "Историческим письмам" П.Л.Лаврова или знаменитой книге Н.Я.Данилевского "Россия и Европа". Так, например, П.Л.Лавров писал: " Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".
В настоящее время рассматриваемый вопрос касается, как правило, того, какие стороны культуры и цивилизации выступают предметом совместного анализа. Скажем, способ производства с позиций культурологического анализа выступает экономическим фактором культуры и сферой развития различных элементов материальной и духовной (наука) культуры. А в ракурсе цивилизационного анализа способ производства предстает материальной основой существования и развития цивилизации - локальной либо мировой. "Сущностное содержание понятий "цивилизация" и "культура" в определенной среде", - писал Н. Я. Бромлей, - "накладывается одно на другое". Так, в обыденных, повседневных употреблениях, когда мы говорим "цивилизованный человек", мы подразумеваем - культурный. Когда мы говорим "цивилизованное общество", мы предполагаем, что речь идет об обществе, имеющем определенный уровень культурного развития.
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако, отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду.
Соглашаясь с положением, высказанным Н. Я. Бромлеем, следует отметить, что необходимо учитывать еще культуру человеческих отношений. Так, говоря например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличной в обществе культуре (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное устройство, социальные институты, идеология, порождаемые определенным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это творец и потребитель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизованный человек - во-первых, человек, не относящийся к стадии дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том числе регламентирующие место и роль культуры в нем.
Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций:
1) древневосточные (Древний Египет,
Месопотамия, Древний
Китай, Древняя Индия и др.);
2)античная;
3) средневековая;
4) индустриальная;
5) современные восточные;
6) российская.
Между этими цивилизациями можно выявить преемственные связи, приводящие, в конечном счете, к общечеловеческой цивилизации современной эпохи. Такая точка зрения имеет место в научной литературе, в которой можно встретить суждения о зарождении единой планетарной цивилизации и указания на формирование общезначимых ценностей. Однако такое развития нельзя представлять упрощенно. Футурологическая мысль как раз усматривает контроверзы в цивилизационном развитии: утверждение универсального образа жизни, с одной стороны, и углубление культурного рационализма как реакции на массовый экспорт западной культуры в различных регионах, - с другой. Особого внимания заслуживает вопрос о том, какую роль в становлении современной цивилизации играет компьютерная революция, преобразующая не только сферу материального производства, но и все сферы человеческой жизнедеятельности. Сегодня существует большое количество культурологических концепций. Это концепции структурной антропологических концепций. Это концепции структурной антропологии К.Леви-Стрcса, а также концепции неофрейдистов, экзистенциалистов, английского писателя и философа Ч.Сноу и др.