Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:23, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие сути двух тем: культура и цивилизация, их отношения между собой. В ходе работы производиться анализ такого понятия как цивилизация. Изучается её сущность, взаимодействие и влияние на культуру. Рассматривается типология цивилизаций и специфика техногенной цивилизации. Также приведены точки зрения различных учёных по поводу взаимодополняемости таких категорий как “цивилизация” и “культура”. Раскрываются проблемы между культурой и цивилизацией, сущность кризиса техногенной цивилизации.
1.Введение. 3
2.Понятие цивилизации. История и логика развития соотношения
между культурой цивилизацией. 4
3.Типология цивилизаций. 10
4.Специфика техногенной цивилизации. Сущность её кризиса. 13
5.Заключение. 17
Список литературы. 18
В отличие от Тойнби, Сорокин выделил несколько тенденций развития современных цивилизаций. Первая из них - перемещение центра творческих сил. Как известно, эти центры перемещались в истории человечества постоянно. Последним известным нам центром был западноевропейский. Теперь его силы иссякли, и творческая инициатива переходит на Американский континент (в целом) и на восток, в частности, в Россию. Вторая тенденция обнаруживается в постепенном упадке сенсуалистической культуры, основой которой является уверенность, что за пределами свидетельств наших органов чувств нет ни реальности, ни ценности. Вытеснив средневековую спиритуалистическую культуру, сложившуюся на основе веры в то, что подлинной реальностью являются Бог и царство Божье, сенсуалистическая культура распространилась по всей Европе и господствовала с XV по XX в.
По мнению Сорокина, к началу XX в. ее творческие силы почти полностью иссякли, продолжая действовать лишь в области науки и техники. Но и здесь она становится разрушительной силой. Вместо того чтобы служить богу творчества, наука, или, во всяком случае, ряд ее ответвлений, служит дьяволу разрушения. Эту культуру уже ничто не может возродить. Ввиду ее больших заслуг перед человечеством ее надо, как предлагает Сорокин, с благодарностью и почтением поместить в музей. Соответственно намечается зарождение новой культуры, или «нового интегрального социокультурного порядка», по его терминологии.
Борьба
между умирающей и
Нарождающаяся
интегральная культура исходит из предпосылки,
что подлинная реальность и ценность
бесконечны по своим аспектам и что
мы не располагаем терминологией, которая
могла бы их отразить. Изменилось и
представление о человеке: согласно
новому представлению, человек - творец
со сверх рационалистическими
«Совокупность смыслов», ценностей и норм в науке, в величайших философских, религиозных, этических или художественных смыслах образует, по Сорокину, идеологическое целое. Эта идеологическая система вполне осязаемо реализует себя в предметах материальной культуры, в поведении ее носителей, агентов и членов. Кроме обширных культурных систем существуют еще более обширные системы, которые можно было бы назвать культурными суперсистемами. Идеология любой из суперсистем, по мнению П.А. Сорокина, базируется на определенных основных посылках или определенных конечных принципах, развитие, разработка и провозглашение которых в совокупности образуют идеологию суперсистемы. Коль скоро идеологии суперсистем - это самые обширные из идеологий, то их основные посылки или конечные принципы являются самыми обобщенными из истин, Предположений или ценностей.
Перед человечеством вставал вопрос: «Какова природа истинной и конечной ценности?» И на этот вопрос давалось три ответа. Конечная истинная ценность чувственна. Кроме нее нет других реальностей и не существует внечувственных ценностей, - таков был первый ответ. Из этой основной посылки развилась огромная суперсистема, называемая сенситивной. Был и второй ответ на этот вопрос: конечной истинной целью является сверхчувственный и сверхразумный бог (Брахма, Дао, Свядоенное Ничто и прочие ипостаси Бога). Чувственные или какие-либо другие реальности или ценности являются либо миражами, либо низменными и тенеподобными псевдореальностя-ми. Такая основная посылка и соответствующая ей культурная; система называется идеационной.
Третий ответ заключается в том, что конечная истинная ценность - это Многоликая Бесконечность, обнимающая все различия, беспредельно качественно и количественно. Человеческий: ум, которому положены определенные пределы, не может воспроизвести ее доподлинно, не может охватить ее. Эта Многоликая Бесконечность невыразима. Мы способны лишь на очень, отдаленное приближение к трем Ее аспектам: рациональному (логическому), чувственному и сверхчувственному (сверхразуму). Все три аспекта реальны и гармонически соединяются в Ней. Реальны Ее сверхчувственно-разумные и чувственные ценности. Она может называться Богом, Дао, нирваной, Священным Ничто, сверхсущностью (у Дионисия Ареопагита) и «расчлененной эстетической непрерывностью» (у американского философа истории Ф.С.К. Нортропа).
Эта типично мистическая концепция конечной истины, ре-Шэности и ценности (и основанная на ней соответствующая суперсистема) называется идеалистической (интегральной).
Каждая суперсистема содержит в себе обширные системы, описанные выше. Сенситивная суперсистема образуется из сенситивной науки, сенситивной философии, сенситивной религии (или чего-то в этом роде), сенситивного искусства, сенситивной морали и права, экономики и политики и одновременно - из сенситивно мыслящих личностей, групп, из базирующихся на чувственном учении стилей жизни и социальных институтов. То же относится к идеационным и идеологическим суперсистемам. Так, в средневековой культуре Европы с XI до конца XII в. мы обнаруживаем господство идеационной (спиритуалистической) суперсистемы. Ее важнейшим положением был христианский символ веры со сверхзвуковой и сверхчувственной Троицей, представляющей собой конечную и истинную реальность и ценность. Этот символ веры провозглашался и господствовавшими в средние века «наукой», искусством, правом, моралью, экономикой, политикой, философией.
Богословие считалось королевой наук, и все другие науки безусловно подчинялись ей. Как ни странно это звучит сегодня, но естественные и прочие науки были служанками богословия. Средневековая философия едва ли отличалась от богословия и религии. Средневековая архитектура и скульптура были не чем иным, как «библией в камне», провозглашавшей все тот же символ веры. Ту же роль играли живопись и музыка, литература и драма.
Но что касается общеевропейской культуры XVI--XX вв., то она, по мнению Сорокина, представляет собой совершенно иную картину. В этот период в ней господствует скорее сенситивная (чувственная), нежели развалившаяся идеационная суперсистема. В течение последних четырех столетий большинство подразделений европейской культуры возглашает, что «конечная реальность и ценность чувственно познаваемы». Все подразделения этой культуры прошли через соответствующее обмирщение. Религия и богословие потеряли былое влияние и престиж. Безразличная к религии, временами совершенно не религиозная, сенситивная наука превратилась в высшую объективную истину, и подлинной истиной стала теперь истина чувственных данных, эмпирически воспринятых и выверенных.
Философия сенсуализма (материализм, эмпиризм, скептицизм, прагматизм и т.д.), сенсуалистическая архитектура, литература музыка, живопись, скульптура вытеснили религиозное искусство средневековья. Сенсуалистические, утилитарные, гедонистические, релятивистские законы и моральные нормы, созданные человеком, вытеснили спиритуалистические, безусловные, «Богом данные» законы и сакральные нормы средних веков. Материальные ценности, благосостояние, комфорт, наслаждение, власть, слава и популярность стали основными ценностями, за которые борется нынешний сенситивный человек.
Наконец, если взять греческую культуру V в. до н.э. или европейскую культуру XIII в., то мы обнаружим, что в них господствовала идеалистическая культурная суперсистема. Эта культура всеми своими основными подразделениями утверждала важнейшие положения идеализма, что истинной конечной реальностью и ценностью является Многоликая Бесконечность, частично чувственно воспринимаемая, частично рациональная, частично сверхразумная и сверхчувственная. Вот три суперсистемы -- самые обширные из доселе известных.
Учение
Сорокина о культурных суперсистемах
оказывается не чем иным, как учением
о типологии цивилизаций. В современном
мире произошли глубокие изменения и резкие
сдвиги. Они неминуемо должны были заменить
представление о нации как единице исторического
процесса какими-то иными понятиями. Недостатки
европоцентризма стали очевидны, а угроза
исчезновения западной культуры помогла
людям переплавить эту непосредственно
переживаемую ими опасность в свое понимание
прошлого. Цивилизация становится, таким
образом, основной категорией современной
исторической науки.
4.Специфика техногенной цивилизации. Сущность её кризиса.
Техногенная цивилизация
— исторический этап в развитии
западной цивилизации, особый тип цивилизационного
развития, сформировавшийся в Европе
в XV—XVII вв. и распространившийся по
всему земному шару, вплоть до конца
XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа
цивилизации занимает научная рациональность,
подчеркивается особая ценность разума
и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии
благодаря систематическому применению
в производстве научных знаний;
2) как результат слияния науки и производства
произошла и научно-техническая революция,
существенным образом изменившая взаимоотношения
человека и природы, место человека в системе
производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно
созданной человеком предметной среды,
в которой непосредственно протекает
его жизнедеятельность. Это сопровождается
возрастающей динамикой социальных связей,
их относительно быстрой трансформацией.
Иногда на протяжении одного-двух поколений
происходит изменение образа жизни и формирование
нового типа личности. На базе техногенной
цивилизации сформировалось два типа
общества— индустриальное общество и
постиндустриальное общество. Для обозначения
исторических особенностей того или иного
типа цивилизации используется разделение
всех типов цивилизаций на два основных
типа: первичные цивилизации и вторичные
цивилизации. Первичными цивилизациями
называют древние цивилизации, выросшие
непосредственно из первобытности и не
опиравшиеся на предшествующую цивилизационную
традицию. Вторичные возникли относительно
позже и осваивали культурно-исторический
опыт древних обществ. Современное состояние
цивилизационного развития привело к
формированию глобальной цивилизации.
В результате быстро расширяющегося процесса технизации, с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер. Самая существенная ее черта - утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями. Как преодолеть этот кризис? Справедливо ли утверждение Бертрана Рассела о том, что “наука и техника движутся сейчас вперед, словно танковая армада, лишившаяся водителей, - слепо, безрассудно, без определенной цели”?
Чтобы ответить на эти вопросы, выделим те черты в шкале культурных универсалий, которые составляют основу западноевропейской культуры и определяют техногенный характер современной цивилизации:
особое представление о природе;
человек - активное существо, преобразующее мир;
деятельность человека направлена на преобразование предметов;
технико-технологическая оптимальность развития техники и технологии вне социокультурного измерения.
Из других социокультурных универсалий западноевропейской культуры, лежащих в основе техногенной цивилизации, отметим быстрое, в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей, меняющих соотношение традиционности и новационности в культурном и цивилизационном развитии; доминирование научной рациональности; пуританскую этику; ориентацию на автономию личности, ее прав, свободы; особое понимание власти, силы, их характера и природы.
Происходит
глобализация стилей жизни ( массовая
культура, пища, одежда), которой способствуют
средства массовых коммуникаций и современный
транспорт: каждый день 3 млн. человек
путешествуют из одного конца планеты
в другой, более чем 10500 ресторанов
“Макдональдс” работают в 50 странах,
в любой стране мира можно купить
любую газету или журнал, просмотреть
с помощью спутникового телевидения
множество иностранных