Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:23, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие сути двух тем: культура и цивилизация, их отношения между собой. В ходе работы производиться анализ такого понятия как цивилизация. Изучается её сущность, взаимодействие и влияние на культуру. Рассматривается типология цивилизаций и специфика техногенной цивилизации. Также приведены точки зрения различных учёных по поводу взаимодополняемости таких категорий как “цивилизация” и “культура”. Раскрываются проблемы между культурой и цивилизацией, сущность кризиса техногенной цивилизации.
1.Введение. 3
2.Понятие цивилизации. История и логика развития соотношения
между культурой цивилизацией. 4
3.Типология цивилизаций. 10
4.Специфика техногенной цивилизации. Сущность её кризиса. 13
5.Заключение. 17
Список литературы. 18
Во-первых, это особое представление о природе. В западноевропейской культуре Мир, Природа всегда рассматривались как поле для приложения сил человека. Вспомним укоренившуюся в нашем сознании парадигму: “природа не храм, а мастерская, а человек в ней - работник”, “мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача” и т.п. Сравним этот принцип с важнейшей ценностной установкой восточной культуры на невмешательство в природу.
Во-вторых, человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир. Эта позиция наиболее ярко выражена в марксистской философии (“философы лишь различным образом объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы преобразовать его”). Проницательный критик марксизма Р. Арон заметил, что “марксизм был не идеологией пролетариата, а доктриной промышленного прогресса”. А Жак Эллюль оценивал марксизм как “фазу болезненного брака между человеком и техникой”.
Если сравнивать этот принцип европейской культуры с принципом восточной, в соответствии с которой мир надо не преобразовывать, а адаптироваться к нему, не навязывать свою волю, а угадывать ритмы изменения мира (китайский принцип “у-вэй”), то логически неизбежной или уж по крайней мере, понятной, становится абсолютизация человеческой активности в западноевропейской культуре, приведшая к агрессивности технического вмешательства человека в природу и породившая одну из острейших проблем современной цивилизации - экологическую.
В-третьих. Первые две культурных парадигмы обуславливают и особое понимание человеческой деятельности: с позиций западноевропейской культуры: деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов, а не на самого человека. В восточной культуре доминирует стремление к самосовершенствованию человека, что проявлялось и в технических изобретениях .
В-четвертых, установка на технико-экономическую результативность преобразования внешнего мира породила еще одну важнейшую характеристику техногенной цивилизации: акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого, социокультурного измерения. Заметим, что и сама идея о том, что определяющим фактором общественного развития является материальное производство, не могла в принципе возникнуть в рамках восточной культуры.Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.
Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был "побочным эффектом" НТП, открывающего все новые возможности развития военной техники.
Второй,
пожалуй самой острой проблемой
современности становится нарастание
экологического кризиса в глобальных
масштабах. Два аспекта человеческого
существования как части
Третья
проблема – это проблема сохранения
человеческой личности человека как
биосоциальной структуры в
Есть
опасность разрушения человеческой
телесности, в связи с гигантскими
нагрузками на психику человека, стресами,
засорение канцерогенами, мутантами
и т.д. Цивилизация значительно
продлила срок человеческой жизни, развила
медицину но в месте с тем вычеркнула
естественный фактор удаления из рода
человеческого носителей
Происходит
глобализация стилей жизни (массовая культура,
пища одежда), которой способствует
средства массовых коммуникаций и современный
транспорт: каждый день 3 млн. человек
путешествуют из одного конца планеты
в другой, более чем 10500 ресторанов
"Макдональдс" работают в 50 странах,
в любой стране мира можно купить
любую газету или журнал, просмотреть
с помощью спутникового телевидения
множество иностранных
5.Заключение.
Проделав данную работу, я научилась более полно понимать такие термины предмета культурологии как "культура" и "цивилизация".В результате я пришла к таким выводам:
1. существование цивилизации неотъемно связано с развитием культуры каждого человека в отдельности;
2. развитие цивилизации не возможно без повышения уровня культуры человека;
3. каждый
этап развития цивилизации
4. существует
множество различных научных
теорий о "культуре" и "цивилизации".
Здесь можно определить
Таким образом различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.
Список литературы.