Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 16:00, реферат
Понятие «культура» неизменно находится в кругу наиболее популярных тем в рассуждениях о вечных философских проблемах. Однако, хотя изучением культуры занимаются многие науки (история, археология, искусствоведение...), не существует единого определения того, что можно называть культурой. Современное научное определение культуры символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения ее членов. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.
Введение
1. Культура как предмет философского ана¬
лиза
2. Культура и человек
3. Общество и культура
4. Понятие цивилизации
Заключение
Рекомендуемая литература
Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя возможны разные варианты.
4. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Понятие «цивилизация» появилось в середине XVIII в. в русле теории прогресса. Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. под «цивилизацией» понимался капитализм в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Н. Данилевский отрицал существование «человечества» как целого, как «единой цивилизации», признавая реальным субъектом исторического процесса лишь отдельные «культурно-исторические типы», народы с их самобытными цивилизациями, не подлежащими передаче и заимствованию. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, среди которых наиболее перспективным Данилевским был назван противостоящий культурам Запада «славянский тип», полнее всего выраженный в русском народе.
Немецкий философ культуры О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» (1918—1922 гг.) сформулировал теорию культурно-исторического круговорота, которая, постулировала цикличность развития множества разроз^ ненных, но равноценных по уровню достигнутой зрелости культурных миров. По Шпенглеру, цивилизации везде обладают одними и теми же признаками: они есть симптом и выражение отмирания целого культурного мира как организма, затухания одушевляющей его культуры, возврат в «небытие» культуры, этнический хаос, не порождающий более культурной индивидуальности.
А. Дж. Тойнби рассматривал цивилизацию в качестве «умопостигаемого поля исторического исследования», как систему, обособленность которой определяется значимостью связей между ее элементами. Цивилизации зарождаются, по мнению Тойнби, в результате поиска адекватных Ответов на Вызовы, которые предъявляются людям либо природой, либо человеческим окружением. Новая цивилизация при этом может возникнуть двумя путями. Во-первых, непосредственно из примитивного общества путем качественного изменения его структуры в результате выделения из общей массы некоторого творческого меньшинства (элиты), берущего на себя формирование Ответа и разработку новых методов и направлений социальной активности при помощи механизмов мимесиса, (мимесис — социальное подражание, «приобщение через имитацию к социальным ценностям»). Во-вторых, из цивилизации на основе использования достижений генетически предшествующей цивилизации. При этом в качестве хранителя и передатчика «генетической» информации особенно часто выступают конфессиональные институты.
Польский философ Ф. Конечны считал, что цивилизация — это социальная целостность, внутренняя жизнь которой определяется двумя фундаментальными категориями — блага (морали) и истины, а внешняя — здоровья и благополучия. Кроме того, жизнь цивилизации основывается на категории красоты. Конфигурация этих категорий обусловливает своеобразие цивилизаций и их множественность.
Во второй половине XX в. на Западе оформилась особая отрасль знания — «civilisational studies» («исследования цивилизаций»), в рамках которой сложилось несколько направлений. Одно из них основывается на представлении о цивилизациях как локально-исторических образованиях, сущность которых сводится к специфике социокультурного кода. Сторонники этого направления считают, что не стоит преувеличивать значимость унификации мира на базе западной экономической системы, ибо эта унификация не затронула главного — духовного кода жизнедеятельности людей.
Другим направлением
является новая, не культурологически-
Можно выделить три подхода в интерпретации понятия * цивилизация »•: локально-исторический, истори-ко-стадиальный и всемирно-исторический. Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время. В рамках ис-торико-стадиалъного подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев выделяют различные типы цивилизаций. В большинстве случаев применяется технократический подход, на основе которого выделяют аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер).
«Аграрная цивилизация» — это общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой и властью, принадлежащей земельным собственникам, с церковью и армией как главными социальными институтами. -«Индустриальная цивилизация» — общество, которое характеризуется бурным развитием тяжелой промышленности, широким внедрением достижений науки и техники, резким повышением уровня капиталовложений, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости, пре-_ обладанием городского населения. «Постиндустриальная цивилизация» — общество «высокого массового потребления», в котором основными становятся проблемы развития сферы услуг, производство товаров массового потребления и теоретического знания.
Представители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия j локальных цивилизаций возникает феномен всемирной ; истории и, по мнению отдельных исследователей, начинается процесс становления экуменической цивилизации. ; Поэтому основой периодизации исторического процесса в этом случае являются фундаментальные изменения в г историческом взаимодействии цивилизаций. В качестве критериев цивилизационной типологизации априорно выбираются разные — как материальные, так и духовные — факторы.
Отличительной особенностью формирующихся в настоящее время современных постиндустриальных обществ является институционализация потребления — оно становится не только функцией человека, но и конституирующим основанием самого общества. В обществах постмодерна потребление — социальный институт. Социальная система все больше нуждается в человеке не как в производителе и носителе творческого начала, а как в потребителе. Потребление носит добровольно-принудительный характер. С одной стороны, потребитель объявляется свободным в своем выборе, но, с другой стороны, декларируется, что уровень потребления является своеобразным мерилом социальных заслуг — более высоким социальным статусом обладает тот, кто больше потребляет. В такой ситуации ожидать от индивида соответствия некоей абстрактной мотивации, отвечающей требованиям высокой идеи общего блага, вряд ли оправданно.
Кризис замысла общества постмодерна — общества потребления является закономерным, поскольку современное общество представляет некий заключительный фазис становления социальной жизни. На этом пути малые общности превращаются в большие, доверие к людям сменяется доверием к большим абстрактным систе-| мам (государство, право, наука, деньги), связь личного1 типа сменяется связью универсальной и абстрактной. Тем самым конфликт между индивидуальностью и социальностью как двумя наиболее общими основаниями человеческого существования неизбежен и до его разрешения, видимо, достаточно далеко.
В завершение следует отметить, что становление глобальной цивилизации сопряжено с обострением трагического противоречия между различными ее зонами, в одной из которых человек располагает всеми ее благами и достижениями, а в другой — гораздо более обширной — царят голод, болезни, нищета. Именно это противоречие создает наиболее опасную угрозу целостности глобальной цивилизации. Без его разрешения вряд ли возможно ее дальнейшее поступательное развитие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цивилизация общества непосредственно связана с культурой, которой обладают люди данного общества, и уровнем развития социальных отношений. Понятие цивилизации как таковой можно отнести к появлению в истории человечества первых обществ, где произошло разделение на классы и произошел распад межобщинных отношений, Одновременно началось перераспределение обязанностей в обществе, появились различия между физическим и умственным трудом, произошло изменение экономических отношений.
В современном обществе необходимо различать цивилизацию и культуру хотя бы потому, что культура задает высшие ценности, жизненные смыслы, а цивилизация — технологию их реализации, которая, к сожалению, может быть отчуждена от культуры и человека. Именно поэтому цивилизацию можно рассматривать и как «философ-ско-социологическую категорию*- для обозначения исторически определенного качества общества, выражающегося в специфической общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуре.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1 Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. (Фролов И. Т., Араб-Оглы Э. А., Арефьева Г. С. и др.).
- М, 1989. Ч. 2. Гл. XVI.
2 Гиревич П. С. Философия культуры. - М., 1УУ4.
Я Давидович В. Е, Жданов Ю. А. Сущность культуры.
- Ростов н/Д, 1979.
4 Ильенков Э. В. Философия и культура, - М., 1УУ1.
5. Качке В. А. Философия. - М., 2001. Гл. L 3
6. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. - М., 1УУ1.
Ч. 2. Разд. VII.
7. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.
- М., 1998.
8. Современная философия. Словарь и хрестоматия / Отв. ред. В. П. Кохановский - Ростов н/Д, 1995. Ч. V.
9.'Сорокин Я. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,
1992
10 ТойнбиДж. А. Постижение истории. - М., 1991.
11 Философия: Учебное пособие для вузов / Под ред. В. П. Кохановского. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д,
2001. Гл. VII.
12. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1Ъi/d. 13 Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д, 1998.