Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:53, контрольная работа
Для более глубоко изучения данной темы необходимо рассмотреть историю возникновения этих двух понятий и узнала, что латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Понятие «цивилизация» - появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал, как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1. Понятие «цивилизация»……………………………………………………………………….4
2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»……………………………………….7 3. Цивилизационный подход к культурологии…………………………………………………8
3.1 Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского…………………………8
3.2 Культурологическая концепция О.Шпенглера……………………………………..9
3.3 Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби……………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………………………...14
Культурологическая
концепция О.Шпенглера
Жизнь первична, но не сводится к монотонному биологическому существованию. Жизнь - творческий прорыв в будущее, она лишь отчасти и символически выражает себя в культуре - верованиях, образах, архитектурных сооружениях, социальных учреждениях. Жизнь - глубже и богаче культур, она представляет собой освобожденную от моральных оболочек «истину», реальность, свободу духа. Исследуя всемирную историю, Шпенглер отвергает схему деления ее на древний мир - Средние века - Новое время. Для него всемирная история - общая биография великих культур, а вся жизнь - бесконечное зарождение и гибель культур. Культуры рассматриваются им как организмы, каждый из которых обладает жесткой внутренней организацией, обособлен от других, подобных ему организмов и абсолютно неповторим. У каждой культуры, как и у человека, есть свое детство, юность, возмужалость и старость. Продолжительность их существования - 1200-1500 лет. Культура - антитеза жизни - возникает из стремления к самовыражению коллективной души народа. Родившись на фоне определенного ландшафта, «душа культуры» выбирает свой «первосимвол» (первофеномен), из которого, как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани. Последний завершающий этап в развитии культуры Шпенглер называет «цивилизацией». Переход к цивилизации есть разложение и гибель культуры. Для цивилизации характерно отрицание самой «жизни», отказ от непосредственного и творческого восприятия мира. С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество делается внутренне ненужным, поэтому Шпенглер предлагает отказаться от них и предаться чистому техницизму. Другая сфера приложения сил цивилизованного человека - политика, которая, в отличие от культуры, организует общество не вглубь, а вширь. Вряд ли кто оказал такое заметное влияние на культурологическую мысль первой трети XX в., как Шпенглер. Подобно Ницше, он был ярким представителем, так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию «мертвому» рационализму и опираясь при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на ее органическую природу. Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом Шпенглер повторял Н.Я. Данилевского и так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном.
Теория
круговорота цивилизаций
А.Тойнби
Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975) - английский историк и социолог, автор 12-томного «Исследования истории» (1934 - 1961) - труда, в котором он (на первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры».
Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них - его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. В отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций», Тойнби, опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие.
Движущими силами истории, помимо божественного «провидения», Тойнби считал
отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на "вызовы" истории, оно превращается в «господствующую элиту», навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889 - 1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями». Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати.
Рост
цивилизации, по мнению ученого, отнюдь
не сводится к географическому
Тойнби
считает, что рост цивилизации состоит
в прогрессивном и
Деятельность
духа, струящегося по земле и влекущего
свои нити по ткацкому станку времени,
- это история человека, как он себя проявляет
в генезисе и росте, в разложении человеческих
обществ. Во всем этом колыхании жизни
мы можем слышать биение основного ритма
вызова и ответа, отступления и возвращения,
расстройства и соединения, отчуждения
и усыновления, раскола и возрождения.
Заключение
Исследуя данную
контрольную работу на тему «Культура
и цивилизация» я раскрыла понятие «Цивилизация»,
сопоставила его с понятием «Культура»
и по возможности попыталась раскрыть
цивилизационный подход к культурологии,
опираясь на теории различных философов
и культурологов. Проделав работу, я научилась
более полно понимать такие термины предмета
культурологии как "культура" и "цивилизация".
В результате я пришла к таким выводам: 1.
существование цивилизации неотъемлемо
связано с развитием культуры каждого
человека в отдельности; 2. развитие цивилизации
не возможно без повышения уровня
культуры человека; 3. каждый этап развития
цивилизации связан с культурой определенного
типа; 4. существует множество различных
научных теорий о "культуре" и "цивилизации". Когда
мы говорим "цивилизация",
мы подразумеваем всю взаимосвязь
показателей данного общества. Когда мы
говорим "культура", то
речь может идти о духовной культуре,
материальной, либо о той и другой. С другой
же стороны понятия "цивилизация"
и "культура" часто употребляются
и воспринимаются как равнозначные,
взаимозаменяющие друг друга.
И это правомерно, ибо культура
в широком ее понимании и
представляет собой цивилизацию. Однако
отнюдь не следует, что один
термин может полностью заменить
другой. Или, что скажем, цивилизация не
имеет никакого сущностного отличия
по отношению к культуре (или наоборот).
Список литературы