Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 15:53, контрольная работа

Краткое описание

Для более глубоко изучения данной темы необходимо рассмотреть историю возникновения этих двух понятий и узнала, что латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Понятие «цивилизация» - появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения. Слово «цивилизация» постепенно входило в интеллектуальный и научный оборот западного общества вслед за термином «культура» на том этапе, когда постепенно ослабевало влияние религиозного мировоззрения и мир все более представал, как среда и результат деятельности человека, отделившегося от природы и уже мало подверженного вере в божественное провидение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..3

1. Понятие «цивилизация»……………………………………………………………………….4

2. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация»……………………………………….7 3. Цивилизационный подход к культурологии…………………………………………………8

3.1 Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского…………………………8

3.2 Культурологическая концепция О.Шпенглера……………………………………..9

3.3 Теория круговорота цивилизаций А.Тойнби……………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

    Культурологическая  концепция О.Шпенглера 

    Жизнь первична, но не сводится к монотонному  биологическому существованию. Жизнь - творческий прорыв в будущее, она  лишь отчасти и символически выражает себя в культуре - верованиях, образах, архитектурных сооружениях, социальных учреждениях. Жизнь - глубже и богаче культур, она представляет собой освобожденную от моральных оболочек «истину», реальность, свободу духа.       Исследуя всемирную историю, Шпенглер отвергает схему деления ее на древний мир - Средние века - Новое время. Для него всемирная история - общая биография великих культур, а вся жизнь - бесконечное зарождение и гибель культур. Культуры рассматриваются им как организмы, каждый из которых обладает жесткой внутренней организацией, обособлен от других, подобных ему организмов и абсолютно неповторим. У каждой культуры, как и у человека, есть свое детство, юность, возмужалость и старость. Продолжительность их существования - 1200-1500 лет.     Культура - антитеза жизни - возникает из стремления к самовыражению коллективной души народа. Родившись на фоне определенного ландшафта, «душа культуры» выбирает свой «первосимвол» (первофеномен), из которого, как из эмбриона, формируются затем все ее органы и ткани.         Последний завершающий этап в развитии культуры Шпенглер называет «цивилизацией». Переход к цивилизации есть разложение и гибель культуры. Для цивилизации характерно отрицание самой «жизни», отказ от непосредственного и творческого восприятия мира. С наступлением цивилизации художественное и литературное творчество делается внутренне ненужным, поэтому Шпенглер предлагает отказаться от них и предаться чистому техницизму. Другая сфера приложения сил цивилизованного человека - политика, которая, в отличие от культуры, организует общество не вглубь, а вширь.  Вряд ли кто оказал такое заметное влияние на культурологическую мысль первой трети XX в., как Шпенглер. Подобно Ницше, он был ярким представителем, так называемой философии жизни, противопоставляя в процессе познания живую интуицию «мертвому» рационализму и опираясь при определении культуры не на ее материально-техническую сторону, а на ее органическую природу. Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т.е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. В этом Шпенглер повторял Н.Я. Данилевского и так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном.       

    Теория  круговорота цивилизаций А.Тойнби 

    Арнольд Джозеф Тойнби (1889 - 1975) - английский историк и социолог, автор 12-томного «Исследования истории» (1934 - 1961) - труда, в котором он (на первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры».

    Первоначально Тойнби рассматривал историю как  совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них - его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. В отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций», Тойнби, опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от двух до трех десятков, позднее остановившись на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие.

    Движущими силами истории, помимо божественного  «провидения», Тойнби считал

отдельных выдающихся личностей и «творческое  меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на "вызовы" истории, оно превращается в «господствующую элиту», навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889 - 1975), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями». Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати.

    Рост  цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению  общества. Он не вызывается им. Если географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.

    Тойнби  считает, что рост цивилизации состоит  в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или  самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост - это непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения.

      Деятельность  духа, струящегося по земле и влекущего  свои нити по ткацкому станку времени, - это история человека, как он себя проявляет в генезисе и росте, в разложении человеческих обществ. Во всем этом колыхании жизни мы можем слышать биение основного ритма вызова и ответа, отступления и возвращения, расстройства и соединения, отчуждения и усыновления, раскола и возрождения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

            Исследуя данную контрольную работу на тему «Культура и цивилизация» я раскрыла понятие «Цивилизация», сопоставила его с понятием «Культура» и по возможности попыталась раскрыть цивилизационный подход к культурологии, опираясь на теории различных философов и культурологов.        Проделав работу, я научилась более полно понимать такие термины предмета культурологии как "культура" и "цивилизация". В результате я пришла к таким выводам:   1. существование цивилизации неотъемлемо связано с развитием культуры каждого человека в отдельности;            2. развитие цивилизации не возможно без повышения уровня культуры человека;   3. каждый этап развития цивилизации связан с культурой определенного типа;   4. существует множество различных научных теорий о "культуре" и "цивилизации".  Когда мы  говорим  "цивилизация",  мы  подразумеваем  всю  взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим  "культура",  то  речь  может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. С другой же стороны понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются  как  равнозначные,  взаимозаменяющие  друг  друга.  И  это правомерно, ибо  культура  в  широком  ее  понимании  и  представляет  собой цивилизацию. Однако отнюдь не следует,  что  один  термин  может  полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого  сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот). 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Культурология. Кравченко А.И. 4-ое издание – М. Академический проект, Трикста, 2003, 496с.
  2. Культурология под редакцией Богдасарьян Н.Г. 3-е изд. – М.: Высшая школа 2001, 511с.
  3. Культурология. Розин В.М.2-ое изд. перераб. и доп. – М. Гардарики 2003, 462
  4. Пархоменко И.Т., Радугин А.А., Культурология в вопросах и ответах – М. Центр 2001. 
  5. Философия: учебник. Культура и цивилизация. Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность. Митрошенков. О.А.
  6. Хрестоматия по культурологии. Т .1 Самосознание мировой культуры. СПБ. 2002

Информация о работе Культура и цивилизация