Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:46, реферат

Краткое описание

Термин "культура" в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины XVIII в. Но латинское слово cultura известно с древнейших времен с несколькими значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима.
Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234—149 гг. до н. э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало бы примерно так — агрикультура. Он посвящен не просто обработке земли, а именно уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное отношение к ней.

Содержание

Введение 3
Глава 1. 4
Понятие «Цивилизации»
Глава 2.
«Теория локальных цивилизаций» 5

Глава 3.
Критика «Теории локальных цивилизаций» 9

Глава 4.
Культурно-исторические типы 13

Заключение 16

Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Всего философ насчитывал десять цивилизаций: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), романо-германская (европейская). К этим несомненным, по Н.Я. Данилевскому, «естественным» группам он причислял два «сомнительных» типа цивилизаций: американскую и перуанскую (индейскую), погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития. Что касается групп новой Америки (современных США), то их значение еще не было ему ясным. Он колебался, признать ли их особым культурно-историческим типом.

Русский философ  отмечал, что начала цивилизации  одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает ее для  себя, при большем или меньшем  влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Н.Я. Данилевский допускал лишь в смысле «почвенного удобрения». Всякое же образовательное воздействие чуждых духовных начал он абсолютно отвергал. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих черпают содержание своей исторической / жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой 1 полнотой и многосторонностью. Интересно, как Н.Я. Данилевский сформулировал основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций.

1. Любое племя  или народ, говорящие на одном  языке или принадлежащие к  одной языковой группе, представляют  собой культурно-исторический тип,  если они духовно способны  к историческому развитию и прошли стадию детства.

2. Для подлинного  рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.

3. Основные принципы  бытия каждой цивилизации закрыты,  т.е. недоступны другим народам.  Так, многочисленные попытки распространить  греческую цивилизацию среди  неарийских или восточных народов  потерпели крах... Англичане понесли аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако данная закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой. Простейший способ передачи — колонизация, таким образом, по мнению Н.Я. Данилевского, финикийцы перенесли свою цивилизацию в Карфаген, греки — в Южную Италию и Сицилию, англичане — в Северную Америку и Австралию. Другой способ — прививка черенка на чужое дерево. Черенок остается чужеродным телом на дереве, эксплуатирует его, ничего не давая взамен. Эллинистическая Александрия была таким черенком на египетском дереве.

Третий способ — взаимное оплодотворение, при 

котором ценности одной цивилизации используются другой, если они ей подходят.

4. Цивилизация  данного культурно-исторического  типа достигает своего полного расцвета, только если ее «этнографический материал» разнообразен и она обладает политической независимостью.

5. Существование  культурно-исторических типов напоминает жизнь многолетних растений, период роста которых длится бесконечно, а период цветения и плодоношения относительно короток и вконец истощает их силы. Первая стадия — возникновение великой культуры — может длиться очень долго. Она заканчивается тогда, когда культура переходит от этнографической формы существования к государственной. На этой, второй, стадии оформляется культурная и политическая независимость. Третья стадия — расцвет — представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, социального и индивидуального благополучия. Эта стадия завершается с полным исчерпанием творческих сил цивилизации. Тогда нация окаменевает, становится нетворческой и распыляется, раздираемая внутренними противоречиями. Первая и вторая стадии могут длиться очень долго, последняя же — расцвет — обычно коротка и длится в среднем 400—600 лет. Стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать. Так, упадок европейской цивилизации начался, по мысли Н.Я. Данилевского, уже в XVIII в., однако (продолжим мысль философа) явные его признаки проявились лишь в XX в., в зените ее расцвета.

Как считал Н.Я. Данилевский, большинство цивилизаций  являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская — в религиозной, римская — в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.

Обоснование понятия  культурно-исторического типа имело  огромное значение для культурологии. Несомненно, на Земле существует множество культур, и они развиваются неодинаково. После работы Н.Я. Данилевского наши представления о культурном процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной культуры на другую не является всепроникающим.

 

 

 

 

Заключение

 

Культура и  цивилизация — понятия взаимосвязанные, но не идентичные. Они обозначают два различных среза в подходе к человеческой деятельности, а в отдельных случаях и различные сферы деятельности.

Переход человечества к началам цивилизации (по Л. Г. Моргану, от варварства к цивилизации) принято связывать с изменением общественного устройства и возникновением первых государств. Но государство — это лишь внешний признак цивилизации, не исчерпывающий всей глубины происходящих в обществе перемен. В какой-то момент истории происходит становление особого типа жизни, отличного от предыдущего. Переход от варварства к цивилизации — это переход от состояния, когда над человеком полностью довлеет природа, он живет полностью за счет ее даров, хотя и очень искусно использует эти дары, приспосабливаясь к природе, растворяясь в ней. Постепенно доминирование природы уступает место ситуации, когда человек становится относительно свободным от природы. Он еще сосуществует с природой, но на началах ее видоизменения, он учится создавать нечто, чего в природе не существует. Одним из первых таких "нечто" и стало государство. Это привело к возникновению такого мира, в котором человек должен считаться с законами не только природы, но и второй природы, человеческого общества.

 

На Всемирной  конференции по культурной политике, проведенной в 1982 г. под эгидой ЮНЕСКО были даны следующие понятия:

 

Культура — это комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включающих в себя не только различные искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований.

 

Цивилизация означает качественный рубеж в истории человечества и понимается как ее определенная стадия, на которой формируется присущий ей социально-культурный комплекс.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, с. 336
  2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агентство «Кафедра-М», 1999. – 288 с.
  3. Багновская Н.М. Культурология: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004. – 300 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Культура и цивилизация