Культура и цивилизация: соотношение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:07, реферат

Краткое описание

Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики.

Содержание

Введение 2
1. Понятие культуры 6
2. Понятие цивилизации 14
3. Культура и цивилизация: соотношение понятий 20
4. Культура» и «цивилизация», проблема соотношения понятий 27
Заключение 30
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Постепенно  в европейском сознании утвердилось  представление о цивилизации  как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии.

С цивилизацией ассоциируется материальные успехи, а с культурой – духовный мир  человека. Российские этнографы, в частности  Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры – появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов), в области духовной культуры – возникновение письменности.

Для антропологов цивилизации – всего лишь более сложный, или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация – это культура людей, живущих в городах. Горожанам присуще сложный образ жизни и письменный язык.

Цивилизация началась в эпоху письменности и земледелия. Она явилась вершиной социального прогресса человечества. Возникновение земледелия 10 – 12 тыс. лет назад отмечено крупными изменениями в социальном и культурном развитии. Обработка земли стала более систематичной и тщательной. Резко повысились производительность труда и размеры прибавочного продукта.

Увеличение  размеров прибавочного продукта дало скачок развитию института торговли. Именно с возникновением земледелия фигура торговца стала главным экономическим  и культурным агентом человеческого  общества. Бизнес превратился в важнейшего творца современной цивилизации, если таковую понимать как совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических достижений человечества.

Считается, что  бизнесу мы обязаны возникновением письменного языка. Была необходимость регистрирования тех, кто привез зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет, ведение деловой документации и управление государством в конечном итоге привели к возникновению письменности, а позже и книгопечатания.

Вне цивилизации оказываются, в частности, примитивные общества Полинезии и Океании, где до сих пор существует первобытный образ жизни, нет письменности, городов и государства. Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации нет (там, где нет письменности, нет цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация позже. За всю историю существования в условиях цивилизации человечество жило не более 2% времени.

Цивилизация –  определенная часть или степень  развития культуры. Большинство исследователей предполагает развитие интеллекта и нравственности, степень и уровень очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации.

 

Заключение

 

Итак, культура играет фундаментальную роль в модернизации общества, являясь генератором глубоких социально-экономических изменений. Культура как степень совершенства способа деятельности во многом определяет возможности человечества в освоении мира на данном этапе цивилизационного развития, и возможности адаптации к прогрессирующим изменениям. Это обусловлено тем, что культура, с одной стороны, в отличие от цивилизации, хранит, выражает и передает именно специфическое, своеобразное, что присуще определенному социуму, а с другой стороны, обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией этноисторическую целостность. Интеграционные процессы, универсализация образа жизни разных народов и государств обнаруживаются в большей степени в периоды спокойного, эволюционного развития локальных цивилизаций (и мировой). Этот процесс обеспечивается диалогом культур, результатом которого является нахождение точек пересечения, взаимообогащения, общих координат, ценностных ориентиров, терпимое, уважительное отношение к уникальности, самобытности другой культуры.

Однако культура может оказаться не в состоянии ответить на внешний вызов, брошенный ей цивилизацией, когда возникает рассогласованность социокультурного генотипа с цивилизационными историческими процессами. Вот в такие бифуркационные моменты огромное значение имеет сознательный целенаправленный отбор тех культурных традиций и нововведений, которые обеспечивают не только адаптацию к новым цивилизационным процессам, но позволяют предвидеть возможные последствия, перспективы цивилизации и формируют историческую ответственность за этот выбор.

Таким образом, смена цивилизаций, исторические перемены кроются в процессуальности культуры.

 

Список используемой литературы.

 

1. Ахиезер А.С. Социокультурные проблемы развития России. М., 1992.

10. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: УИЦ «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М», 1999. - 288с.

10. Ясперс К., Смысл и назначение истории: Пер. с немецк. – М.: Политиздат, 1991.

11. Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. – Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с.

12. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. – Университетская книга, 1997, - 640 с. – (Культурология, XX век).

2. Волкова Д.Н., Новиков А.Ю. Культурология: Словарь-справочник. – Ростов на Дону : Феникс, 2009.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2003.

4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов на Дону: издательство «Феникс», 2001.

5. Мамонтов А.С., Мамонтов С.П. Культурология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2005 г.

6. Митрошенков О. А. Избранные статьи. Т.2 вып. 2 (3), 2000г..

7. Полищук В.И. Мировая и отечественная культура. Екатеринбург, 1993. Ч. 1. С. 12.

8. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001.

9. Яковец Ю.В. Ритм смены цивилизаций и исторические судьбы. России. М., 1999.


Информация о работе Культура и цивилизация: соотношение понятий