Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:56, реферат
В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре,
которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то
культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно
отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже
существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны,
и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли,
рассуждения привели к тому, что родилась культурология — наука о
множественности культур, об их уникальности, несхожести,
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение
начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых
ценностных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных
закономерностей.
1. Введение
2. Культура и цивилизация
3. Теория «локальных цивилизаций»
4. Аргументы «против»
5. Типология цивилизаций
6. Культурно- исторические типы
7. Цивилизации современного мира
8. Заключение
9. Список использованной литературы
цивилизационном обществе у каких-то людей с больной психикой или с
преступными наклонностями есть побуждения к каннибализму или ритуальным
кровавым действиям. Но общество в целом и законы не допускают варварских
бесчеловечных действий.
Недаром переход к цивилизационной стадии у многих народов был связан с
распространением религии, несущих гуманистические нравственные ценности, -
буддизма, христианства, ислама, иудаизма.
Эти признаки цивилизации возникают не обязательно сразу все вместе. Какой-то
может сформироваться в конкретных условиях позднее или раньше. Но отсутствие
этих признаков ведёт к упадку определенного общества. Эти признаки
обеспечивают минимум защищенности человека, обеспечивают эффективное
использование способностей человека, а значит, обеспечивают эффективность
хозяйственной и политической системы обеспечивает расцвет духовной культуры.
Обычно исследователи цивилизаций указывают на трудности их истолкования:
сложность внутреннего состава каждой из цивилизаций; напряженную внутреннюю
борьбу в рамках цивилизаций за господство над природными и людскими
ресурсами; напряженную борьбу за гегемонию в символической сфере в виде
идеологии и религии. Причем в такой борьбе враждующие группировки, коалиции и
клики часто ищут внешней поддержки против собратьев по цивилизации, ищут пути
самоутверждения в субцивилизационных раздорах. Материал для такого рода
размышлений дают истории арабо-исламской цивилизации: индостанская,
индонезийская XX в.
Трудность для исследования цивилизаций представляет и их внутренняя
динамичность. Их облик формируется не только многовековыми историческими
предпосылками. Развертывает себя драматический процесс взаимодействия
западнических и почвеннических импульсов, рационализма и традиционализма.
Это взаимодействие прослеживается как одна из определяющих характеристик
культурной динамики в незападных обществах. Она составляет на протяжении
двух-трех веков лейтмотив истории России. То же можно сказать о Турции,
Японии, Латинской Америке, об Индии и Ближнем Востоке. Такое взаимодействие
противоположно направленных импульсов остается универсальным. Более того, с
XIX в. оно даже сумело утвердиться и в западной культуре — коллизия
мондиализма и западоцентризма.
Немалую роль в трактовке этой проблемы, как это очевидно, играет политическая
культура. Можно понять социоэкономические и психологические предпосылки
фундаментализма — в исламском мире, в православии, индуизме и иудаизме.
Фундаментализм
действительно приобретает
всеохватывающего феномена. Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме того,
если присмотреться к фундаментализму в лоне различных культурных
цивилизаций, собственно цивилизационных структур, подойдя к нему
культурологически, то это скорее всего попытка активистской перестройки
традиционного религиозного сознания в нынешних условиях глубоко
несбалансированного во многих отношениях западноцентричного мира.
Фундаментализм чужд не только рационализму, но и традиционализму, поскольку
он не приемлет традицию в ее исторической изменяемости и данности, пытается
утвердить традицию как нечто харизматически измышленное, силится сохранить ее
на путях рационального замысла, закрепить традицию рациональными средствами.
В этом смысле приходится говорить не о консервативности, а о радикализме
основных фундаменталистических установок.
Все это свидетельствует о том, что трудно дать строгое определение понятию
цивилизации. Фактически под цивилизацией понимается культурная общность
людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом,
освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и
в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.
По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два
направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных
цивилизаций. К
одному из них можно отнести
Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского,
О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного
развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот
процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное
общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он
продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие
изменения, которые
коснулись социально-
материальной культуры.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся
общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности
социально-экономического и культурного развития. Подробнее об этой теории в в
п.3 моего реферата.
Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек
соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений,
очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа
культур, не совпадающих ни с нациями, ни с государствами и различных по
своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим
единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя
реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе
теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть
историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего
человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций –
индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе
теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.
3. Теория «локальных
цивилизаций»
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего,
теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я.
Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным
пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование
А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и
макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование
с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть
общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую,
чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати.
Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская,
арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация
Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская,
мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре
остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую,
оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу возникает вопрос: почему некоторые общества, подобно многим
примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии своего
существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают
этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя объяснить ни
расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией
таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и
среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна.
Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не
обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне. Механизм рождения
цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и
ответа. Среда умеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, а
общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает
проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря
движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.
Возникает и второй вопрос: почему четыре цивилизации (дальнезападная
христианская (ирландская), дальневосточная христианская (несторианская в
Средней Азии), скандинавская
и сирийская развивались
мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять цивилизаций (полинезийская,
эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская) застыли в своем развитии на
ранней стадии, тогда как остальные успешно развивались.
Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому
распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое
распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой
развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций
не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью
общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между
прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.
Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и
аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в
переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост — это
непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного,
предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда
нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения.
Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация — это постоянное
единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым
свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний пролетариат общества
и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет
братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате
процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального
Информация о работе Культура и цивилизация современного мира