Культура и цивилизация современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:56, реферат

Краткое описание

В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре,
которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то
культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно
отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже
существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.
Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны,
и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Эти вопросы, мысли,
рассуждения привели к тому, что родилась культурология — наука о
множественности культур, об их уникальности, несхожести,
Сегодня она может помочь нам понять, что любое социальное изменение
начинается именно как сдвиг внутри культуры, как результат появления новых
ценностных ориентации, как итог действия разнообразных социокультурных
закономерностей.

Содержание

1. Введение
2. Культура и цивилизация
3. Теория «локальных цивилизаций»
4. Аргументы «против»
5. Типология цивилизаций
6. Культурно- исторические типы
7. Цивилизации современного мира
8. Заключение
9. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 97.89 Кб (Скачать файл)

цивилизации, нанесет  ей первый удар. Вторым по значимости ударом мог бы быть

раскол Запада на североамериканскую и западноевропейскую части. Третья

опасность для  Запада — упорно верить в свою всемирную  универсальность и

навязывать эту  веру по всем направлениям. Западная цивилизация, повторим еще

раз, ценна и  сильна не тем, что она универсальна, а тем, что она уникальна.

     Латиноамериканская цивилизация — явно отошедшая от Запада и ныне

самостоятельная ветвь с хрупкими демократическими традициями, с корпоративной

мистической культурой (отсутствующей на Западе), с католицизмом без признаков

идей Реформации, влиянием местной культуры (истребленной в Северной Америке),

чрезвычайно своеобразной литературой и культурой в  целом. Лидер — Бразилия —

активно осуществляет охрану своей индустрии от импорта. Складывается

впечатление, что  эта цивилизация смирилась с  ролью своеобразного «подвала»

Запада, со своей  отсталостью, так наглядно продемонстрированной в войне на

фолклендских островах и, разумеется, на мировых рынках. Эта цивилизация питает

слабые надежды  на расширение НАФТА на юг, активно маневрирует, привлекая

японские и западные капиталы, ищет монокультуры, по существу, обреченно

соглашаясь на роль фактически младшего (о чем  свидетельствует такой

показатель, как  доля ВНП на душу населения) партнера Запада. В начале XX в. к

латиноамериканской  цивилизации относились 3,2% населения, в 1995 г. — 9,3%- По

прогнозу, в 2025 г. в ареале латиноамериканской цивилизации будет жить 9,2%

населения мира. Производство этих стран в 1950 г. составляло 5,6% мирового, а в

1992 г. — 8,3%. Воинский  состав армий латиноамериканских  стран в 1991 г. достиг

6,3% общемирового.

     Восточноевропейская цивилизация, происходящая от византийской (где

Россия мечется  в поисках своего места), после  крушения коммунизма достаточно

быстро обнаружила, что коммунизм не был единственной преградой на ее пути в

направлении Запада. Православие, коллективизм, иная трудовая этика, отсутствие

организации, иной исторический опыт, отличный от западного менталитет,

различие взглядов элиты и народных масс — это и многое другое препятствует

построению рационального  капитализма в нерациональном обществе, формированию

свободного рынка  в атмосфере вакуума власти и  созданию очага трудолюбия в

условиях отторжения конкурентной этики. Сейчас государства восточноевропейского

цивилизационного  кода ищут пути выживания, ощущая цивилизационную  общность

судеб. В 1900 г. к  православной цивилизации относилось 8,5% населения Земли, в

1995 г. — 6,1%, в  2025 г. (прогноз) — 4,9%. В 1980 г.  страны православного

ареала производили 16,4% мирового валового продукта; эта  доля в 1992 г; упала

до 6,2%. Вооруженные  силы данного региона составили в начале 90-х гг. около

15% военнослужащих  в мире.

     Исламская цивилизация, родившаяся в VII в. на аравийских торговых

путях, охватила огромный регион мира — от Атлантики до Юго-Восточной Азии.

Здесь достаточно легко выявляются турецкая, арабская, малайская культуры, но

присутствует и объединяющий стержень. Исламская цивилизация

продемонстрировала внутреннюю солидарность (исключения хорошо известны),

превращая одновременно внешние границы своего мира на Ближнем  Востоке

(Палестина, Голаны), в Европе (Босния, Чечня), Азии (Пенджаб и Халистан), в

Африке (юг Судана и Нигерии) в подлинные фронты 90-х гг. В 1900 г. численность

мусульман в мире составляла 4,2% всего населения, в 1995 г. — 15,9%, в 2025 г.

(прогноз) —  19,2%. Их доля в промышленном производстве мира тоже растет — с

2,9% в 1950 г. до 11% в 1992 г. Армии мусульманских  стран насчитывают 20%

военнослужащих мира.

     Индуистская цивилизация, возникшая не менее 4 тыс. лет назад,

обратилась к  собственному фундаментализму в  ходе кровавых столкновений с

мусульманами. Буквально  на наших глазах Дели — столица  едва ли не

космополитического  Индийского национального конгресса — превращается в

воинственный лагерь индуизма, готовый противостоять  буддизму на юге и востоке,

исламу — на севере и западе. При этом ни отсутствие единого языка, ни разница в

экономическом развитии регионов Индии не раздробили страну, поскольку

сохранению единства способствовали цивилизационные факторы  — религия, народные

традиции, общая  история. Индуизм оказался «более чем  религия или социальная

система, он стал подлинной  основой индийской цивилизации» [144]. Фундаментализм

индусов проявился  в довольно неожиданной интенсификации их воинственности,

разработке и модернизации религиозного учения, мобилизации населения страны,

которая через 15—20 лет будет самой населенной в  мире, — 17%. Валовой продукт

Индии в 1992 г. составил 3,5% мирового, и впереди у Индии  открываются весьма

радужные перспективы.

     Конфуцианская цивилизация континентального Китая, китайских общин

в соседних странах, а также родственные культуры Кореи и Вьетнама именно в наши

дни вопреки коммунизму и капитализму обнаружили потенциал сближения,

группирования в зоне Восточной Азии на основе конфуцианской этики —

трудолюбия, почитания  властей и старших, стоического  восприятия жизни, т.е. так

же, как и в остальном мире, — на основе фундаменталистской тяги. Поразительно,

что здесь отсутствуют внутренние конфликты (при очевидном социальном

неравенстве). У региона есть богатые интеграционные возможности, которые он

реализует, объединяя  новейшие технологии и трациционный стоический характер

населения, исключительный рост самосознания, отвергающего комплекс

неполноценности. В 1950 г. на Китай приходилось 3,3% мирового ВВП, а в 1992 г.

— уже 10%, и этот рост, видимо, будет продолжаться. По прогнозам, в 2025 г. в

пределах китайской цивилизации будет жить не менее 21% мирового населения. В

1993 г. совокупная армия этой цивилизации уже была первой в мире по

численности: 25,7 %.

     Японская цивилизация, хотя и отпочковалась от китайской в первые

столетия новой  эры, обрела неимитируемые своеобразные черты, о которых сказано

и написано более  чем достаточно. Ныне на Японию приходится 2,2% населения мира,

а к 2025г. – примерно 1,5%, тогда как в 1992г. доля Японии в  мировом

промышленном производстве составила 8%.

Итак, мир, ещё 5 лет назад делившийся на первый, второй и третий, принял

новую внутреннюю конфигурацию – семь цивилизационных  комплексов, сложившиеся

за многие столетия до возникновения социальных идеологий  и переживших их.

                              8. Заключение                             

В гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько

цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные

цивилизации, кроме  общих признаков, обладают особенностями, важными для их

существования. И  духовная, и материальная культура различных цивилизаций

могут сильно различаться  между собой. Цивилизация не обязательно  совпадает с

границами одного государства, не обязательно совпадает  с существованием

одного определённого  народа.

Цивилизация –  это прежде всего достижение культуры. А культура способна

переживать государства  и династии. Иногда к одной  цивилизации  относят разные

государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это

происходило в  случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может

распространятся захватывая всё новые и новые народы и государства.

Цивилизация, как  определённое общества с определенной системой элементов

культуры может  исчезнуть, передав свои достижения культуры другим

цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с  точки зрения одних

исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-

римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно,

одновременно, и  могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история

цивилизаций –  это история культуры. Изучение цивилизации  – это изучение ее

культуры.

                   9. Список использованной литературы                  

     1.            Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд., перераб. и

доп. – М.: УИЦ  «Гардарики»; Литературно-педагогическое агенство «Кафедра-М»,

                                  1999. - 288с.                                 

     2.           Габидулин Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций. –

Архангельск: Изд.-во Поморского госуниверситета, 1998. – 416 с.

     3.           Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург. –

Университетская книга, 1997, - 640 с. –(Культурология, XX век)

     4.           Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред.

А.А. Радугин. –  М.: Центр, 1998. - 304 с.

     5.           Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших

времен до начала XX века: Пособие для10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/

под ред. В.И. Уколовой. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 400с.; карт.

     6.           Уткин А.И. Запад и Россия: история цивилизаций:- Учебное

пособие.- М.: Гардарики, 2000. – 574с.

     7.           Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для

вузов под. ред. проф. А.Н. Макрковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.-

224с.

Информация о работе Культура и цивилизация современного мира