Культура как адаптация Homo sapiens

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 22:04, реферат

Краткое описание

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:
* культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);
* культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);
* культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Содержание

1. Введение
2. Виды культур
3. Процесс возникновения культуры:
* Антропогенез
* Социогенез
* Культурогенез
4. Неолитическая революция и её культурные последствия
5. Характерные черты ранних форм культуры
6. Признаки культуры
7. Носители культуры

Вложенные файлы: 1 файл

культиура.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

8. Упрощение конструкций орудий, технологии, рост целесообразности, рациональности. Следует обратить внимание на экономичность техники каменного века, её простоту и высокую эффективность: мы до сих пор пользуемся огнем, который открыли наши предки 700 тысяч лет назад, колесом, лодкой, топором и т. д.

9. Своевременная и  постоянная замена старых орудий  и процессов на новые. Человек  этой культуры постоянно должен  был что-то изобретать, придумывать  новое, искать пути решения  нетривиальных задач: даже простая  на первый взгляд операция - ретуширование каменных пластин - не поддавалась механической нивелировке.

10. Индивидуализация орудийной  техники. Вся каменная техника  довольно типична: она одинакова  на огромнейших территориях: рубила, изобретённые в Европе, ничем  не отличаются от аналогичных орудий, сделанных в Африке. В то же время, мы не найдем двух абсолютно схожих гопперов. Каждое орудие - уникально и неповторимо. Поэтому и вся культура камня несёт на себе черты типичности и неповторимости, уникальности.

11. На всём протяжении существования культуры "каменного века" просматривается тенденция развития от первоначального архаического единства к последующему многообразию.

 

 

 "Неолитическая  революция" и её культурные последствия

В развитии человека, общества и его культуры мы выделяем два культурных этапа.

Первый связан с культурой "присваивающего хозяйства" или культурой присвоения и продолжается до ХI-Х тысячелетия до н. э.

Второй этап образует культура "производящего  хозяйства", культура производства, и именно эта культура определяет общественное развитие вплоть до современности.

Переход от культуры присвоения к культуре производства получил название "неолитическая  революция". Термин был введен В. Г. Чайльдом и сегодня стал общеупотребительным. В. Г. Чайльд считал, что переход от охоты, собирательства и рыболовства, которые характерны для культуры присвоения, к земледелию и скотоводству, - видам деятельности, составляющим культуру производства, происходит относительно быстро. Он сопровождается переходом к осёдлости, появлению первых поселений, архитектуры и т. д., то есть к обогащению культуры на основе регулярно получаемого избыточного продукта.

Современные исследования процессов перехода к культуре производства отмечают, что этот процесс вызревает  ещё в недрах старой культуры, он происходит постепенно, проходя ряд промежуточных этапов. Так, на первом этапе человек в основном пытается ещё не преобразовать природу, а сохранить её, законсервировать, добиться гармонии в отношениях с природой. Оказавшись в благоприятных условиях, культура присвоения подчас сохранялась вплоть до ХХ века. Но чаще всего человек вынужден был искать новые пути взаимодействия с природой, преобразовывать её для производства в соответствии со своими потребностями, умениями, интересами. Это привёло к появлению земледелия из собирательства, скотоводства из охоты. А вот рыболовство ещё долго сохраняется, не приобретая облик производящей деятельности, и только в ХХ веке от него отпочковывается марикультура.

Раньше считали, что переход к земледелию или  скотоводству облегчает труд человека, даёт ему больше свободного времени. Последние исследования показывают упрощённость такой трактовки: переход к культуре присвоения в её аграрном, сельскохозяйственном виде сопровождается увеличением рабочего времени, усилением напряженности, монотонности труда, потерей его творческого характера. Единая ранее, синкретичная культура охотников и собирателей разделяется: из материальной культуры выделяется умственная, духовная культура в качестве самостоятельного вида деятельности.

Теперь единство культуры достигается в результате обмена избыточного продукта на услуги, духовную продукцию. Каждая из культур  специализируется в своей области, взаимно дополняя друг друга, способствуя  развитию друг друга, то есть выступает  в коэволюционных связях. Тот или иной вид культурной деятельности закрепляется за определённой группой лиц и передаётся со временем по наследству: происходит становление каст, варн, сословий и т. д.

 

 

 Характерные черты ранних форм культуры

Подводя итоги, можно выделить следующие черты ранних форм культуры:

1. Основным материалом  культуры являлся камень: кремень,  обсидиан, диорит и др. Дерево  и кость выполняли дополнительные  функции.

2. На первом  этапе становления общества важнейшую  роль выполняла культура присвоения - в трёх её видах: охота, собирательство, скотоводство. В результате "неолитической революции" происходит переход к культуре аграрного производства с профессиональным разделением труда и культуры.

3. Если вначале  культура характеризовалась примитивным  синкретумом, для неё не было характерно выделение духовной деятельности в качестве самостоятельной области, то в культуре производства происходит деление культуры на два вида: материальную и духовную.

4. Вместе с  человеком, обществом, происходит  и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.

5. Духовная культура, получив относительно самостоятельную  форму существования - ещё долго  оставалась неспециализированной, синкретичной. В ней присутствовали  рациональные и иррациональные компоненты, знания и вера, эмоции и разум.

6. Элементы духовной  культуры характеризовались примитивным  соответствием своим объектам  отражения, господствовал примитивный  реализм, выливающийся в натурализм. Вербальная культура выполняла  прежде всего свою функцию наименования, обозначения, а не мифологизации.

7. В художественной  культуре, в искусстве - изображения,  статуэтки характеризуются примитивным  подобием своим оригиналам, наивностью, реализмом.

8. Стилизация, усиление  абстрактных начал, подчёркивание  социально-значимых связей происходит позднее. Появляются палеолитические "Венеры", изображения групп охотников, то есть рода, коллектива.

9. Изображения  следовали за жизнью. Их отличали  динамизм, движение, в них подчёркивались  ловкость, быстрота, сила.

 

 

 основные признаки культуры 

В науке, да и  в обыденной жизни, трудно найти  термин, который мог бы сравниться с "культурой" по частоте употребления и многозначности толкования. Он сопровождает специалистов в области гуманитарных и социальных наук повсеместно: рассматриваем ли мы историю древних цивилизаций или современную молодежь, эстетические проблемы или политику и т.д. Дать этому термину однозначную трактовку чрезвычайно трудно именно по причине того, что культура проникает во все поры нашей жизни и в каждом случае приобретает особый оттенок.

Давайте попытаемся описать культуру через ее основные признаки.

Культура и  природа

1. Слово культура  произошло от латинского cultura и  первоначально имело смысл возделывания, облагораживания земли. Очевидно, что смысл слова "возделанное человеком", "облагораживание" стал одним из главных для культуры. Здесь, видимо, основной источник, который рождает тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом культура.

2. Когда мы  говорит о культуре, мы имеем  в виду те явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы.

Прежде всего  в круг этих явлений входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся  в природе. Таковыми следует признать изготовление орудий труда и спортивные состязания; политическую организацию общественной жизни, ее элементы (государство, партии и т.д.) и обычай дарить подарки; язык, мораль, религиозные обряды и колесо; науку, искусство, транспорт и одежду, украшения, шутки. Как видим, круг этих внеприродных явлений нашей жизни очень широк, он включает как сложные, "серьезные" феномены, так и простые, казалось бы, незатейливые, но очень важные и нужные для человека.

3. В круг явлений,  объединяемых словом "культура", входят такие свойства людей,  которые не регулируются биологическими инстинктами.

Конечно, в современной  жизни чисто инстинктивные действия человека крайне редки и соответственно крайне узок круг проблем подобных явлений. Но нельзя отрицать, что есть элементы человеческой жизни, которые  впрямую зависят лишь от биологической конституции человека, физического здоровья конкретного индивида. Они встречаются, чаще всего, в интимной сфере, связанные с вопросами личной гигиены, здоровья, взаимоотношений мужчины и женщины. Сюда также входят непроизвольные реакции на свет, боль и т.д. Ко многим подобным явлениям впрямую культурной оценки не применишь.

Но значителен круг человеческих действий, к котором  переплетаются инстинктивные и  культурные начала. И идет ли речь о  половом влечении или о потребности  в пище - даже в этих случаях мы сталкиваемся чаще всего с переплетением инстинктивной основы и окультуренного содержания. Инстинкт проявляется в чувстве голода, аппетите, предрасположенности к употреблению определенной пищи: высококалорийной в условиях холода, больших физических нагрузок; к пище, насыщенной витаминами, - весной. Культура же проявляется в том, как будет убран стол, в красоте и удобстве посуды, в том, сядет ли человек за стол, или будет есть на ковре, усевшись, скрестив под собой ноги. И в сочетании приправ, как будет приготовлено мясо и др. Здесь скажутся и кулинарные традиции того или иного народа, и мастерство кулинара и т.д.

4. Отметим и  еще одну категорию явлений,  где переплетается инстинкт и  культурный контроль за поведением. Так, предрасположенность эмоционального человека к бурным формам реагирования, к быстрой возбудимости, острым формам выражения своих идей, замечаний, (что, как правило, объясняется типом темперамента, другими врожденными свойствами) может быть существенно нейтрализовано, облагорожено выработанным умением контролировать себя и т.д. И этот контроль, в том числе контроль человека над своими природными инстинктами - важнейший элемент культуры. Причем в различных культурах конкретные формы контроля, что и в какой степени контролируется, в какой степени подавляется и по какому поводу инстинкт - приобретают достаточно ощутимую специфику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бехман Г. Современное общество как общество риска: современное общество // Вопр. философии. - 2007. - № 1. - С. 26-46.
  2. Гуревич П.С. Философия культуры. Пособие для студентов вузов. - М.: ЭКСМО, 2004.
  3. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., ПИТЕР, 2006.
  4. Кононенко Б.И. Культура и цивилизация. - М., Наука, 1997.
  5. Кравченко А.И. Культурология. - М., Изд-во Норма, 2007.
  6. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. - М.: Логос; Екатеринбург: Деловая кн., 2007.
  7. Социология Учебник для вузов /Г.В. Осипов, А.В. Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. - М.: Наука, 2005.
  8. Шагинская Е.Н. Массовая культура XX века: очерк теорий. – М., 2000. – №2.

Информация о работе Культура как адаптация Homo sapiens