Культура как общечеловеческое достояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 16:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель и задачи работы:
 рассмотреть понятие культуры;
 изучить культуру, как общечеловеческое достояние;
 сделать вывод о проделанной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общее понятие культуры……………………………………………..…..4
2. Культура как общечеловеческое достояние……………………………6
Заключение……………………………………………………………………...…7
Введение………………………………………………………………………...…8
1. Леонардо да Винчи как художник…………………………………...……9
2. Первый флорентийский период. «Мадонна Бенуа»……………………15
3. Творчество Леонардо да Винчи: «Тайная Вечеря» и «Мона Лиза»…...17
3.1. «Мона Лиза»……………………………………………..…………….18
Заключение…………………………………………………………………….....19
Список литературы……………………………………………………………....20

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 51.60 Кб (Скачать файл)

Искусство и наука для Леонардо существовали нераздельно. Масштаб пропорций человеческой фигуры он связал с квадратом, длина которого определена длиной человеческого тела и включает в себя систему делений, позволяющую установить размеры с помощью циркуля в отношении от 1/2 до 1/96 фигуры. Он выразил это в виде "квадратуры круга" и "витрувианского человека". Он ввёл термин "золотое сечение" для гармонического деления отрезка, известного ещё в античности и узнанного в средневековой Европе из арабского перевода "Начал" Евклида.

Художественное наследство Леонардо да Винчи количественно небольшое. Высказывалась мысль, что его захваты естественной наукой и инженерным делом помешали его плодотворности в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо «имел замечательные замыслы, но создал немного вещь в краске, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой». Это подтверждает и Вазари, в соответствии с которым препятствия лежали в самой душе Леонардо – «наибольшая и самая необычная, именно она побуждала его искать преимущества над совершенством, так что каждое произведение его замедлялось от избытка желаний».

Леонардо сложился как художник, так в значительной мере и как ученый в мастерской Верроккьо. Ранние рисунки и картина Леонардо ясно показывают, какой замечательной школой реалистического искусства была ренессансная мастерская.

Рисунки Леонардо 70-х лет свидетельствуют о пристальном и внимательном изучении молодым художником натуры. Он зарисовывает лица, которые понравились ему, пейзажи, растения, фигуры животных, он без усталости делает самые подробные этюды драпировок, добиваясь максимальной рельефности в передаче складок, выполняет поражающие уже на этом раннем этапе своей зрелостью композиционные наброски для картины. Леонардо склоняется перед странной красотой и совершенством природы, перед бесконечной разнообразностью ее форм.

Первой серьезной работой Л. да Винчи было изображение одного из двух ангелов, фигурирующих на лучшей картине его учителя Верроккьо, а именно «Крещение Христа», картина в настоящее время находится во флорентийской галерее Уффици. «Верроккьо, - говорит Вазари, - поручил Леонардо написать ангела, держащего одеяния. И хотя тот был еще юнцом, однако выполнил это так, что ангел Леонардо вышел лучше, нежели фигуры Верроккьо ». Новейшие исследования показали, что, не ограничившись фигурой ангела, мальчик-живописец переделал и усовершенствовал почти всю картину учителя, начиная с фигуры Христа и кончая руками первого, написанного учителем, ангела. Что касается второго, неудавшегося Верроккьо ангела, то Леонардо попросту замазал его краской – следы этой работы заметны до сих пор на картине – и сверху написал другого. Тропический ландшафт также, по всей вероятности, принадлежит Леонардо, и из-под скал и воды, виднеющейся вдали, еще ясно заметны следы первоначального ландшафта, написанного Верроккьо. Только фигура Иоанна Крестителя, по-видимому, принадлежит исключительно Верроккьо и, без сомненья, составляет венец его художественного творчества.

Главный интерес картины сосредотачивается на фигурах обоих ангелов. Внимательное изучение их дает полную возможность сравнить учителя с учеником, и сравнение оказывается, безусловно, в пользу гениального мальчика. Инстинктом и размышлением он угадал и оценил все ошибки учителя и сумел избежать их. Ангел Верроккьо – детская фигурка неопределенного пола с некрасивым толстым носиком, «калмыцкими» бровями, глуповатыми глазами, тарелкообразным грубым сиянием и в неуклюже намалеванном одеянии, вроде тех, какие носят мальчики на католических религиозных празднествах. Он вовсе не видит крещения и вопросительно - недоумевающе смотрит на другого ангела. Этот другой ангел, написанный Леонардо, в одно и то же время и реальнее, и идеальнее своего товарища. Реальнее потому, что представляет результат внимательного наблюдения настоящих детских лиц. Это сборный тип прекрасных 11 – 12 – летних флорентийских девочек, с которыми еще недавно играл Леонардо. Идеальнее – по красоте и выразительности. Мечтательный, серьезный, умно удивленный и понимающий всю важность и значение происходящего, взор этого ангела вполне гармонирует с общей идеей картины. Роскошные локоны, увенчанные, как дымкой, тонким, прозрачным сиянием, пластически очерченные, резкие, но вполне естественные складки одежды – во всем видны уже признаки будущей манеры Леонардо. Даже непринужденность позы по сравнению с деревянною позою первого ангела указывает на различие между свободным гением и талантливым техником.

Первым крупным произведением Леонардо да Винчи может считаться картина «Благовещение», написанная им в восемнадцатилетнем возрасте (1470 год). Для того чтобы оценить картину не с современной, а с исторической точки зрения, необходимо сравнить эту юношескую работу с лучшими произведениями на ту же тему, вышедшими из рук художников первой половины XV столетия. Стоит посмотреть, например, сначала на картину талантливого Филиппо Липпи, все еще не сумевшего освободиться от рутины, требовавшей чисто условного изображения евангельских эпизодов. У Филиппо Липпи мы видим традиционную богато убранную комнату, Святая дева стоит в монашеском облачении и в застывшей позе. Это хорошая икона, но еще не художественное произведение.

Леонардо же в своей первой картине, изображающей Благовещение, уже старается по возможности обойтись без всякого символизма и заменяет сухую аллегорию движением и жизнью. Мы не видим ни херувимов, витающих под потолком на картинах многих прежних художников, ни Святого Духа в виде голубя, ни неизвестно откуда появившихся в комнате облаков. Со смелостью, свойственной юному гению, Леонардо впервые решается перенести место действия на свежий воздух, под открытое небо, что дает ему возможность обставить действие прекрасным пейзажем. Святая Дева изображена реально, с сохранением еврейского типа. Преклонив колени, благоговейно скрестив руки на груди, опустив глаза, она слушает ангела, который с радостной и немножко лукавой улыбкой сообщает ей благую весть. Только крылья ангела и два поднятых пальца согласуются вполне с традицией итальянских иконописцев. Но чудный дерн, но цветущие лилии, веселый пейзаж, живописные группы дерев, река, окаймленная холмами, - все эти подробности, дополняющие впечатление, принадлежат счастливому воображению художника.

Через 2 года, полных тщательной подготовки: эскизов ангелов, головок Мадонн, - Леонардо написал вторую картину на сюжет «Благовещение». По сравнению с первой здесь новый шаг вперед. Ангел уже не улыбается лукаво, он стал серьезен и задумчив. Зато Святая Дева значительно помолодела. Это уже не еврейская женщина лет двадцати, как на первой картине, а совершенно еще юная флорентийская красавица. Радостно – удивленно слушает она серьезные, почти непонятные ей слова ангела. Невольным движением руки отстраняет она благую весть, которая ее столько же радует, сколько и пугает. Пейзажная рамка почти та же, что и в первой картине: тот же душистый дерн и отдаленные кипарисы, еще дальше вода и скалы. Стена дома, близ которого происходит действие, выписана тщательнее и с еще большим, чем прежде, знанием перспективы, а столик, на котором лежит книга – ангел застал Деву во время чтения, - простой и безыскусственный на первой картине, превратился на этот раз в чудо художественной отделки. С такою же любовью написаны складки платья Девы, превосходно обрисовывающего ее грациозную фигуру и девический стан.

Во всех этих работах Леонардо выступает еще как типичный мастер XV века, который отдает преимущество подробности перед целым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Первый флорентийский период. "Мадонна Бенуа".

В становлении творческого облика молодого художника важное место занимает первый флорентийский период (1470—1480). Вероятно, у Леонардо да Винчи была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.

В произведениях первого флорентийского периода формируются черты нового художественного стиля, отмеченного стремлением к обобщенности, сосредоточенности на образе человека, новой степенью полноты образов; важную роль начинает играть светотень, которая мягко моделирует формы и объединяет их с пространственной средой.

 В картине «Мадонна Бенуа»  Леонардо да Винчи отказывается  от свойственной его современникам  детализации, сосредоточив все внимание  на Деве Марии и Младенце, соединив  в этом изображенном моменте  естественность проявления чувства  и торжественную серьезность. Подготовительные  рисунки дают возможность проследить  поиски наиболее гармоничной  и компактной композиционной  формулы, когда фигуры как бы  вписываются в некую незримую  арку, повторяющую очертания картины. Причем он со свойственной  ему тщательностью и вниманием  зарисовывает как различные положения  тел матери и ребенка, таи и  детали: руки со складками легион  и тяжелой одежды, куски ткани. Рисунки эти еще несколько  наивны и суховаты, но уже говорят  о постепенном овладении техникой. Линия их становится более  уверенной, штриховка и оттушевка  оттеняет объемы. Многочисленные  варианты различных положений тел матери, ребенка являются несомненным свидетельством того, что молодой мастер стремился легкими штрихами карандаша передать беглые впечатлении, полученные при наблюдении над реальной действительностью, запечатлеть эту действительность во всей ее жизненной динамике.

"Мадонна  Бенуа" - произведение юношеское, хотя в ходе творческого развития  молодого художника отнюдь не  случайное. При подчеркнутом единстве, даже однообразии колорита, при  почти аскетической строгости  окружения изображение двух фигур, необычных как по своим чертам, так и по своим размерам и позе, зачаровывает не красотой лиц, а необычайной значимостью изображенного, своеобразной внутренней жизнью, которую вложил в эту небольшую картину, формально почти икону, художник-экспериментатор. Церковный сюжет трактован здесь без всякого благоговения, почти атеистически. Мадонне придан вид несколько болезненной девушки, играющей со слишком крупным младенцем, сидящим на коленях. Своеобразный мертвенно-зеленоватый колорит, подчеркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, сложное положение обеих фигур - все в этой картине показывает молодого Леонардо хотя и ищущим еще широкого свободного стиля, но уже нащупывающим тот путь, по которому он пойдет в течение своей дальнейшей деятельности.

Изучение и изображение различных эффектов света и тени, изменяющихся в результате изменения места, из которого падает свет, и характера этого света занимает юного Леонардо и как художника и как исследователя и находит отражение уже в ранних его работах, к числу которых относится "Мадонна Бенуа". Здесь, хотя еще в не вполне выраженной форме, художник применяет для передачи лиц и обнаженных частей тела те едва уловимые глазом переходы от света к тени, делающие изображаемое нежным, как бы тающим, о которых он пишет: "...светотень вместе с перспективными сокращениями составляет самое превосходное в живописной науке". Но для достижения этих тонких теней традиционная техника темперы не годилась, и Леонардо, уже применивший завезенные фламандцами масляные краски, открывающие гораздо более широкие живописные возможности, при переработке ангела в "Крещении Христа" Верроккьо, применяет их и "Мадонне".

Помимо картин Леонардо в этот период занимался этюдами. Эти зарисовки сохранились в довольно большом количестве в собраниях леонардовских рисунков Виндзора, Оксфорда, Венеции и т. д.

  1. Творчество Леонардо да Винчи: «Тайная Вечеря» и «Мона Лиза».

  «Тайная вечеря» – одно из величайших произведений живописи всех времен. Эта картина подготавливалась долго и далась не сразу. Несколько раз Леонардо менял замысел. Целый год ушёл на поиски композиции. Для картины Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грация.

Сюжет «Тайной вечери» библейский. На ней изображён момент, когда Иисус Христос во время вечерней трапезы с апостолами говорит им, что один из них его предаст. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру.

Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. За столом тринадцать человек, в середине, отдельно от других, Христос на фоне света, образуемого окном; по обе стороны – двенадцать апостолов. Христос только что произнёс свои слова о предательстве. На лицах учеников удивление, недоумение, страх. Все лица освещены, за исключением лица Иуды Искариота. Его – предателя – Леонардо нарочно изобразил спиной к источнику света, и лицо его получилось тёмным.

Картина – огромной силы, в ней Леонардо использовал различные приёмы, в том числе придуманное им искусство передачи светотени. Но фатально неудачными оказались его эксперименты с красками. Он не захотел писать фреску по сырой штукатурке, как делали все художники, а решил сделать опыт с масляными красками и покрыть саму стену. Это был риск, и он погубил всю картину. Камень, из которого сложена стена, содержит, как оказалось, селитру и обладает свойством выделять влагу. Пока Леонардо находился в Италии, он ещё корректировал картину. Сейчас картина не даёт даже отдалённого представления о том, чем она была когда-то. Копии и гравюры, которых имеется много, лишь в малой мере помогают восстановить первоначальный вид фрески и, конечно, совершенно бессильны восстановить впечатление от неё. Реставрационные работы последнего времени в лучшем случае дают возможность приостановить дальнейшее разрушение.

    1. «Мона Лиза».

Едва ли какой-нибудь портрет приковывал к себе на протяжении столетий столь жадное внимание и вызывал столько комментариев. «Мона Лиза» породила различные легенды, ей приписывали колдовскую силу, ее похищали, подделывали, «разоблачали», ее нещадно профанировали, изображая на всевозможных рекламных этикетках. А между тем трудно представить себе произведение менее суетное.

«Мне удалось создать картину действительно божественную». Так отзывался Леонардо да Винчи о портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается увенчанием его творчества. Над этим сравнительно небольших размеров портретом он проработал четыре года.

Вот что пишет об этой работе современник Леонардо, Джорджо Вазари: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его... Так как Мона Лиза была очень красива, Леонардо прибег к следующему приему: во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на музыкальных инструментах и пели, и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение. Благодаря этому Леонардо мог всегда видеть, как она улыбается».

Пейзаж, на фоне которого изображена Мона Лиза, подобран так, что картина кажется совершенно естественной. Леонардо хотел при помощи различных приёмов создать больше, чем он делал раньше: создать живое лицо живого человека и так воспроизвести черты и выражение этого лица, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека.

Информация о работе Культура как общечеловеческое достояние