Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:06, реферат
Цель исследования – изучить историю становления культурологии как интегративной науки о культуре.
Задачи исследования:
Изучить историю становления понятия «культура»
Рассмотреть основные концепции культуры как объекта познания.
Дать характеристику основным этапам и тенденциям развития культурологии
Проанализировать процесс формирования культурологии как интегративной системы знаний о культуре.
Введение
3
Глава 1. Культура как предмет познания: становление в истории
5
История становления понятия «культура»
5
Дискуссии о понятии культуры в концептуальном измерении
28
Глава 2. Культурология – сущность и функции
37
2.1. Возникновение культурологи и этапы её развития
37
2.2. Интегративная роль культурологии в комплексе наук о культуре
46
Заключение
56
Список литературы
58
Научно-философский этап. Здесь исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием. В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами их деятельности [6, с. 124].
Ряд других авторов также определяют ряд этапов развития
культурологии как самостоятельной дисциплины. Первый этап условно может быть назван философским. Здесь конституируется сама идея культуры. Свою задачу философы видели в выработке некоторой общей идеи культуры, объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом. Многие науки и дисциплины проходят этот этап.
Второй этап — эмпирическое изучение явления культуры. Самую первую парадигму наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, ее описание и попытки систематизации. В учебниках этот период обычно обозначается как предыстория, или доистория, науки.
На этом этапе используются идея культуры и представления о культуре, формирующиеся на ее основе и в результате эмпирических исследований.
Третий этап — построение
культурологии как научной
На четвертом этапе наряду с продолжающимся развертыванием культурологической науки складываются прикладные культурологические исследования, на которые все больше начинает ориентироваться культурологическое познание [12, с. 5].
На современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. Наличие дилемм,
разных парадигм
и частично пересекающихся
Основным предметом культурологии является сущность культуры. В наиболее монолитных классических учениях можно выделить две основные тенденции, два основных подхода к изучению социального организма.
Первый подход порожден органицизмом и его условно можно назвать морфологическим, так как он направлен на изучение внешних форм организации общества. Этот подход характерен прежде всего для функционализма, который понимает под культурой совокупность действующих социальных институтов, а также для английского структурализма, который видит сущность культуры в политической структуре общества.
Основные предпосылки
функционального анализа
Сочетание органицистского подхода с аналитическим исследованием
культурных явлений
неизбежно вело к
Английский структурализм еще больше конкретизирует понятие социальной структуры – сводит ее к иерархии отношений между различными социальными группами (Б. Эванс-Притчард). Понятие социальных отношений в структурализме достаточно обезличено.
Как вариант структурно-
Таким образом, особенность культуры он объясняет особенностями структуры данного социального организма. Собственно культура при таком подходе теряет свое значение [9, с. 281].
Наиболее близко к
классической культурологии
составляет мораль массы, назначение которой в фиксации конкретных социальных отношений. Это вариант идеи, что культура строится на некоей совокупности ценностей (особое значение придается ценностям религиозным).
На крайних позициях
по этому вопросу стоит
Т. Парсонс с помощью функционального анализа выделяет различные уровни иерархической структуры, построенной в соответствии с принятыми в обществе ценностями. М. Вебер считает основой системы ценностных ориентаций религиозную доктрину. Р. Мертон указывает на возможные противоречия между ценностными установками и созданными на их основе социальными институтами. Эти культурологические концепции можно объединить как аксиологические, т.е. основанные на анализе ценностных ориентаций общества. К этому направлению примыкает французский структурализм.
Как семиотическую (знаковую)
систему рассматривают культуру
и экзистенциалисты, но с позиций
крайнего иррационализма отвергают
ее как искусственное образование,
Такой подход указывает на психологическую обусловленность и существенно дополняет функционально-структурный анализ общества, приближая ее к более полному пониманию культуры. В частности, Э.Дюркгейм отмечает обязательное присутствие в обществе элементов асоциального поведения, не включенных в основную социальную
структуру [9, с. 284].
Т. Парсонс различает структурные (статичные, равновесные) и функциональные (динамичные) связи в социуме. В основе системы структурных связей – конкретная система ценностей и норм. Отдельная структура и общество в целом приводятся в движение с помощью системы целей, определяющей характер функционирования социума.
Р. Мертон разделяет представления о функции как объективном действии, вытекающем из структуры и ведущем к неизбежным результатам и субъективные намерения человека и общества. Намерения и результаты не совпадают. Функции, вытекающие из фактически сложившейся структуры, могут быть явными и скрытыми, функциональными и дисфункциональными. Разделение функции и структуры позволяет понять, что один элемент может выполнять множество функций и что одна функция может быть реализована различными элементами.
Признание духовных факторов
определяющими в
Однако большинство культурологов признает определяющими для любой культуры до-рационалистические формы сознания. Отсюда признание идущей от романтиков традиции «вживания» в культуру,
проникновения в
нее через личный психический
опыт. Такого рода истолковывающая
методика получила название
Таким образом, можно выделить три основные школы культурологии: функциональную, аксиологическую и интуитивистскую. В этих школах проблема сущности культуры превращается в проблему метода ее постижения, а в герменевтике, кроме того, - в проблему передачи информации о культуре [7, с. 258].
В методологическом плане в современной культурологии при всем многообразии трактовок можно выделить три основных подхода.
1. Позитивно-научный подход,
который своими корнями уходит
к учениям Э. Тайлора и Л.
Уайта. Здесь анализ культуры
не противопоставляется
2. Классический подход, уходящий своими истоками к учениям И. Гердера, И. Канта, Г. Гегеля, с определенными оговорками К. Маркса.
Здесь анализ культуры признается научным. Но культурно-историческая теория, вышедшая из недр философской классики, является особого рода наукой, отличной от позитивных наук о природе. Ее главное отличие в том, что объективные закономерности культуры не противопоставляются субъективным творческим действиям людей, вне анализа которых научный анализ культуры безнадежно упрощается.
3. Неклассический подход, истоки которого связаны с именами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Суть этого подхода в том, что культура признается недоступной объективному научному анализу. В ее субъективную суть предлагается проникать, используя возможности мифа и искусства. Тупики этой методологии обнаруживают теория и практика постмодернизма. Здесь неклассический подход оборачивается «раскультуриванием» человека, в результате чего исчезает сам предмет культурологического анализа [1, с. 162].
В самом общем плане по предмету исследования в современной культурологии также можно выделить три направления.
1. Изучение первобытной культуры, которой в XIX в. занималась этнография, а в ХХ веке – этнология, в наши дни проходит по ведомству «культурной» и «структурной» антропологии.
2. Изучение европейской культуры классического типа, которую часто соотносят со своеобразием древних восточных культур. Это направление можно было бы определить как классическую культурологию.
3. Изучение культуры
современного массового
Что касается наших дней,
то в современной культурологии
существует множество конкурирующих направ
В последние годы в
России достаточно активно развиваются
теоретическая культурология; философия
и социология культуры; семиотика
и аксиология культуры; историческая
культурология и история
2.2. ИНТЕГРАТИВНАЯ РОЛЬ КУЛЬТУРОЛОГИИ В КОМПЛЕКСЕ НАУК О КУЛЬТУРЕ.
Нарастающие процессы взаимовлияния культур, сохранения культурного наследия и национально-этнической самобытности, формирования духовного мира и самосознания человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологи как науки и отрасли гуманитарного знания. При рассмотрении же соотношения культурологии с другими науками о человеке и обществе следует акцентировать внимание на том, что линией их пересечения является деятельность человека, а также результаты этой деятельности. Следует вкратце рассмотреть, каким образом состыковываются с некоторыми другими науками.
Культурология возникла
на пересечении истории,
Информация о работе Культура как предмет познания: становление в истории