Культура как предмет познания: становление в истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:06, реферат

Краткое описание

Цель исследования – изучить историю становления культурологии как интегративной науки о культуре.
Задачи исследования:
Изучить историю становления понятия «культура»
Рассмотреть основные концепции культуры как объекта познания.
Дать характеристику основным этапам и тенденциям развития культурологии
Проанализировать процесс формирования культурологии как интегративной системы знаний о культуре.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Культура как предмет познания: становление в истории
5
История становления понятия «культура»
5
Дискуссии о понятии культуры в концептуальном измерении
28
Глава 2. Культурология – сущность и функции
37
2.1. Возникновение культурологи и этапы её развития
37
2.2. Интегративная роль культурологии в комплексе наук о культуре
46
Заключение
56
Список литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

Становление культурологии, как интегративного знания о культуре 04.06.12.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

 

                                             

 

 

Философия открывает  путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в  обществе, особенности культурного  уровня различных групп. Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались в рамках философии культуры. Сейчас, как уже было отмечено, культурология обретает самостоятельный статус, но по-прежнему сохраняет тесные теоретические отношения с философией культуры. Философия культуры выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных её теорий. Философия культуры представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Она выступает в качестве методологической основы культурологии.

В то же время философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в её внутренних связях. Как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий – таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество [12, c.10-12].

Философия культуры стремится  показать, какое место занимает культура в общей картине бытия, пытается определить своеобразие и методологию познания культурных явлений. Кроме того, философия культуры раскрывает, как диалектические принципы и законы проявляются в культурно-историческом процессе. Она определяет понятия культурного прогресса, регресса, преемственности, наследия. Таким

 

                                             

 

 

образом, философия культуры рассматривает культуру в системе  философских категорий и в  этом её отличие от культурологии.

Значительный вклад  в развитие философии культуры внесли исследователи: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Л.Н. Каган, Д.С. Лихачёв, Э.В. Соколов.

В системе знаний о  культуре особое место занимает социология культуры. Значение этой науки в  последнее время возрастает. Специфика  социологического подхода к обществу заключается в изучении его как целостной системы. Все общественные науки в рамках своего предмета пытаются представить изучаемую ими сферу и сторону общественной жизни как целое.

Как и социология в  целом, социология культуры носит многоуровневый характер. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:

  1. Общесоциологическая теория культуры, изучающая место и роль культуры в жизнедеятельности общества.
  2. Частносоциологические теории культуры (социология религии, социология образования, социология искусства и др.). Они исследуют место и роль отдельных сфер и видов культуры в жизни общества, их социальные функции.
  3. Конкретные социологические исследования культуры. Они занимаются сбором и анализом конкретных фактов культурной жизни.

                       В отличие от философии культуры  социологию культуры отличает 

практическая направленность. Социология культуры непосредственно

 

                                                         

 

 

 связана с решением  практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры.

                      Наиболее известными исследователями  социологии культуры являются  К. Маннгейм, М. Вебер, С. Паркер, М. Каплан, К. Жигульский, Л. Н. Коган, С.Г. Струмилин и другие.

                      Тесные связи существуют между  культурологией и историей культуры. История культуры изучает пространственно-временные  модификации мирового культурно-исторического процесса, развитие культуры отдельных стран, регионов, народов. Стадиально-региональный тип культуры, историческая эпоха, культурное пространство, культурное время, культурная картина мира – ключевые понятия историко-культурного исследования. История культуры находится на стыке исторической науки, с одной стороны, и культурологии, с другой [13,c.248].

 История культуры – это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культорологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций.

 Психология даёт возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности. У культурологии и психологии общий объект исследования – предметы и явления. Зависящие от способности человека символизировать. Но контекст изучения разный. Психология рассматривает символаты во взаимосвязи с организмом человека – в соматическом контексте: как, кого и почему привлекают

 

                                            

 

 

определённые идеи, увлекают и затягивают отношения, с какими символами связывает себя человек, по собственному представлению, выбранным  стилем поведения и как это  сказывается на его здоровье. Для  культурологии важна взаимосвязь  символатов друг с другом, их взаимодействие между собой важнее, чем взаимосвязь с организмом человека. Естественно, человек выступает активатором взаимодействия символатов, поэтому следует особо выделить, что направление культурологического исследования – заложенный в символатах творческий потенциал и возможности и варианты его реализации в разных обстоятельствах в каждую культурно-историческую эпоху, а также возможные последствия [16, c.123-126].

С точки зрения антропологии, культура – научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающиеся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. С точки зрения культурологии, культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Совпадает философская основа культурологического исследования и культурной антропологии – смежной отрасли знания. Заключается это совпадение в критическом отношении к эволюционизму (к эволюционизму относятся такие философские системы, в которых признаётся существование единого закона развития всего человечества, существует убеждение в поступательном движении прогресса, в развитии общества по определённым фазам: дикость –

 

                                           

 

 

варварство – цивилизация, или язычество – монотеизм, родоплемённое  – рабовладельческое – феодальное – капиталистическое – коммунистическое общество), ярко выраженном культурном релятизме, в заострении внимания на символическом смысле культурного поведения и в подходе к изучению культуры как целостного феномена.

Культурная антропология – исследует взаимоотношения  человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и её результатах. Культурная антропология выявляет основные моменты социализации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние социокультурной среды , системы образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины [13, c. 267]. В зарубежной науке эта область исследований близка к психологической антропологии и исторической психологии.

Главным направлением является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияние природной и культурной среды на духовный мир человека, особенности национального характера, взаимодействие экологии и этноса.

Этнологическая школа, которую представляют М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Рокхайм, Дж. Уайтинг, проявляет особый интерес к миру детства как ответственному периоду в освоении культуры. Среди отечественных исследователей проблемы взаимодействия культуры и личности отражены

 

                                            

 

 

в работах Л.В. Выготского, А.А. Бодалева, И.С. Кона, В.Г. Богораз-Тана, Г.Г. Шпета и др.

Этнография изучает  проявления культуры определённого  народа или этнической группы, а  культурология – культуру во всём её конкретном многообразии и целостности [16, c.132-135].  Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в её неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии.

         Археология изучает дошедшие до нашего времени предметы, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Археология реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образы на основании добытых в раскопках материальных предметов. Благодаря таким находкам мы можем судить о способах производства, товарообмена и распределения доходов. Данные археологии помогают формулировать законы развития человеческой культуры и общества. Культурология при изучении артефактов прошлого отвечает на следующие вопросы: почему именно такой артефакт возник именно в эту эпоху? Какими ценностно-смысловыми приоритетами культуры руководствовался автор? Какими представлениями о сакральном питалась эта культура?

Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или  психологию, этнографию или искусство?

 

                                        

 

 

 Известно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объёма культуры, а лишь открывает её отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определённой эпохи.

Исследование общих  контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия  и относительной автономности национальных культур. Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни – будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт – невозможна вне культуры. Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс её возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности её самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества. Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом

 

                                         

 

контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира.

Прикладная культурология  исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методику проведения массовых праздников, фестивалей, форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Деятельность театров, кинотеатров, видеосалонов, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, а также других общественных организаций и ассоциаций – всё это является объектом научного анализа. Прикладная культурология имеет практический характер, а специалисты обладают организационными умениями и навыками, способствующими реализации духовных потребностей различных категорий населения.

Итак, культурология взаимодействует  со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных  отраслей гуманитаристики – психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определённые области и аспекты культуры, её отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал т.д.). Культуролог же обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу

 

                                           

 

 

внутренних закономерностей  развития и функционирования культуры, определить её роль в жизни общества и личности. Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в её комплексном, интегративном характере.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

                                                

 

                                            

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

            Таким образом, сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей – при этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе.

Информация о работе Культура как предмет познания: становление в истории