Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:06, реферат
Цель исследования – изучить историю становления культурологии как интегративной науки о культуре.
Задачи исследования:
Изучить историю становления понятия «культура»
Рассмотреть основные концепции культуры как объекта познания.
Дать характеристику основным этапам и тенденциям развития культурологии
Проанализировать процесс формирования культурологии как интегративной системы знаний о культуре.
Введение
3
Глава 1. Культура как предмет познания: становление в истории
5
История становления понятия «культура»
5
Дискуссии о понятии культуры в концептуальном измерении
28
Глава 2. Культурология – сущность и функции
37
2.1. Возникновение культурологи и этапы её развития
37
2.2. Интегративная роль культурологии в комплексе наук о культуре
46
Заключение
56
Список литературы
58
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Долгое время общетеоретические проблемы культуры разрабатывались в рамках философии культуры. Сейчас, как уже было отмечено, культурология обретает самостоятельный статус, но по-прежнему сохраняет тесные теоретические отношения с философией культуры. Философия культуры выступает как органическая составная часть философии, как одна из относительно автономных её теорий. Философия культуры представляет высший, наиболее абстрактный уровень исследования культуры. Она выступает в качестве методологической основы культурологии.
В то же время философия культуры и культурология различаются по тем установкам, с которыми они подходят к исследованию культуры. Культурология рассматривает культуру в её внутренних связях. Как самостоятельную систему, а философия культуры анализирует культуру в соответствии с предметом и функциями философии в контексте философских категорий – таких, как бытие, сознание, познание, личность, общество [12, c.10-12].
Философия культуры стремится показать, какое место занимает культура в общей картине бытия, пытается определить своеобразие и методологию познания культурных явлений. Кроме того, философия культуры раскрывает, как диалектические принципы и законы проявляются в культурно-историческом процессе. Она определяет понятия культурного прогресса, регресса, преемственности, наследия. Таким
образом, философия культуры рассматривает культуру в системе философских категорий и в этом её отличие от культурологии.
Значительный вклад в развитие философии культуры внесли исследователи: С.С. Аверинцев, С.Н. Артановский, М.М. Бахтин, В.Е. Давидович, М.С. Каган, Л.Н. Каган, Д.С. Лихачёв, Э.В. Соколов.
В системе знаний о культуре особое место занимает социология культуры. Значение этой науки в последнее время возрастает. Специфика социологического подхода к обществу заключается в изучении его как целостной системы. Все общественные науки в рамках своего предмета пытаются представить изучаемую ими сферу и сторону общественной жизни как целое.
Как и социология в целом, социология культуры носит многоуровневый характер. В рамках социологии культуры выделяют три уровня:
В отличие от философии
практическая направленность. Социология культуры непосредственно
связана с решением практических проблем. Она призвана исследовать пути и способы управления культурными процессами, вырабатывать рекомендации относительно комплексного развития культуры.
Наиболее известными
Тесные связи существуют между
культурологией и историей
История культуры – это передаваемая от поколения к поколению память человечества. Для культорологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций.
Психология даёт возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности. У культурологии и психологии общий объект исследования – предметы и явления. Зависящие от способности человека символизировать. Но контекст изучения разный. Психология рассматривает символаты во взаимосвязи с организмом человека – в соматическом контексте: как, кого и почему привлекают
определённые идеи, увлекают
и затягивают отношения, с какими
символами связывает себя человек,
по собственному представлению, выбранным
стилем поведения и как это
сказывается на его здоровье. Для
культурологии важна
С точки зрения антропологии, культура – научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающиеся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. С точки зрения культурологии, культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Совпадает философская основа культурологического исследования и культурной антропологии – смежной отрасли знания. Заключается это совпадение в критическом отношении к эволюционизму (к эволюционизму относятся такие философские системы, в которых признаётся существование единого закона развития всего человечества, существует убеждение в поступательном движении прогресса, в развитии общества по определённым фазам: дикость –
варварство – цивилизация,
или язычество – монотеизм, родоплемённое
– рабовладельческое –
Культурная антропология – исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей, дарований, талантов, воплощения творческих потенциалов в деятельности и её результатах. Культурная антропология выявляет основные моменты социализации человека, специфику каждого этапа жизненного пути, изучает влияние социокультурной среды , системы образования и воспитания, семьи, сверстников, поколения. Особенное внимание уделяется психологическому обоснованию таких явлений культуры, как жизнь, душа, смерть, любовь, дружба, вера, смысл, духовный мир мужчины и женщины [13, c. 267]. В зарубежной науке эта область исследований близка к психологической антропологии и исторической психологии.
Главным направлением является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияние природной и культурной среды на духовный мир человека, особенности национального характера, взаимодействие экологии и этноса.
Этнологическая школа, которую представляют М. Мид, Р. Бенедикт, Г. Рокхайм, Дж. Уайтинг, проявляет особый интерес к миру детства как ответственному периоду в освоении культуры. Среди отечественных исследователей проблемы взаимодействия культуры и личности отражены
в работах Л.В. Выготского, А.А. Бодалева, И.С. Кона, В.Г. Богораз-Тана, Г.Г. Шпета и др.
Этнография изучает проявления культуры определённого народа или этнической группы, а культурология – культуру во всём её конкретном многообразии и целостности [16, c.132-135]. Этнография способствует осознанию национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях. Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в её неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека. Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии.
Археология изучает дошедшие до нашего времени предметы, в которых материализованы результаты деятельности людей прошлых эпох. Археология реконструирует, описывает и интерпретирует человеческое поведение и культурные образы на основании добытых в раскопках материальных предметов. Благодаря таким находкам мы можем судить о способах производства, товарообмена и распределения доходов. Данные археологии помогают формулировать законы развития человеческой культуры и общества. Культурология при изучении артефактов прошлого отвечает на следующие вопросы: почему именно такой артефакт возник именно в эту эпоху? Какими ценностно-смысловыми приоритетами культуры руководствовался автор? Какими представлениями о сакральном питалась эта культура?
Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство?
Известно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объёма культуры, а лишь открывает её отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определённой эпохи.
Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур. Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни – будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт – невозможна вне культуры. Культурология изучает сущность и структуру культуры, процесс её возникновения, развития и функционирования; национально-этническое своеобразие культур народов мира; общечеловеческие ценности культуры и творческие достижения человечества; становление духовного мира личности и возможности её самореализации; деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества. Культурология помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом
контексте, раскрыть единство
и целостность мировой
Прикладная культурология
исследует организацию и
Итак, культурология взаимодействует со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитаристики – психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определённые области и аспекты культуры, её отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал т.д.). Культуролог же обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу
внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить её роль в жизни общества и личности. Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в её комплексном, интегративном характере.
Таким образом, сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей – при этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе.
Информация о работе Культура как предмет познания: становление в истории