Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа
1.Какие элементы составляют структуру художественной культуры
2.Назовите основные структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры культуры Вам известны?
В другом же случае культура понимается не иначе как “интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов”. /35/( Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. 1983. № 2.С. 121.)
Культура с точки зрения функциональной концепции Б.Малиновского может быть, во-первых, разложена на конкретные институты, интегрированные в единое целое на основе определенных факторов, и, во-вторых, рассматриваться как средство для удовлетворения потребностей человека и достижения его целей.
Социальные функции культуры
Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры — консервации, трансляции и социализации.
1. Культура — тип социальной
памяти общности — народа или
этноса (функция консервации). Она
включает в себя места
Среди отечественных исследователей такой позиции придерживаются Ю.М.Лотман и Б.Успенский, Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина. /36/
(Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. С. 98)
2. Культура — форма трансляции социального опыта (функция трансляции).
К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия “социальное наследование”, “научаемое поведение”, “социальная адаптация”, “комплекс образцов поведения” и др.
3. Культура — способ социализации людей.
Данный срез воздействия культуры на человека представлен во многих социологических работах. Достаточно лишь привести имя Т.Парсонса, чтобы показать уровень теоретической проработки указанной выше проблемы.
В заключение следует отметить, что в социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).
Каковы же недостатки или ограничения социологического подхода к изучению культуры? Их можно свести к одному достаточно распространенному в социологическом сообществе суждению: культура есть то, что она делает с людьми, объединяя их в группы на основе общих ценностей и идеалов, регулируя их отношения друг с другом посредством норм и опосредуя их коммуникации при помощи символов и значений. Одним словом, социологи, исследующие культуру, связывают данное понятие с процессами социального взаимодействия людей, особо подчеркивая при этом роль социальных детерминант, недооценивая “внутреннее” содержание этого сложного феномена.
Социология как наука использует ряд методов:
Источник информации |
Методы |
Документальный |
Анализ методов |
Внешние проявления социальных явлений |
Наблюдение |
Человек |
Опрос (анкета, интервью) |
Малая группа |
Социометрический опрос |
Социальный опыт |
Экспертный опрос, фокус-группа |
Организованная группа |
Эксперимент |
1. Наблюдение — это
сбор информации путём
2. Эксперимент — это
сбор информации на основе
введения определённого
3. Опрос — сбор количественных данных на основе опросной процедуры. Опрос подразделяется на письменный (посредством анкеты) и устный (посредством интервью, беседы). Строится по методу «воронки»:
• вводная часть (введение в проблему),
• основная часть (вопросы по проблеме),
• заключительная часть (социальная).
Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий устное вербальное взаимодействие интервьюера с респондентом. Различают стандартизированное и свободное интервью.Свободное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В научной литературе синонимами свободного интервью часто выступают открытое интервью, неструктурированное интервью, глубинное интервью, и др. Выделяют также фокусированное интервью — направленное глубинное интервью, в котором происходит подробное обсуждение одной проблемы, с которой респондент заранее ознакомлен.[9]
6.Насколько популярны
проблемы социологии культуры
в профессиональной среде? Подготовьте
сообщение по результатам
Рассмотрим результаты контент-анализа публикаций журнала "Социологические исследования", который показал, что с 1974 по июнь 1998 года в нем различные аспекты социологии искусства были представлены в 144 статьях.
Динамику этих публикаций отражают следующие цифры: за первое десятилетие (1974-1984 гг.) было напечатано 59 статей, за второе (1985-1995 гг.) - 67. В последующие два с половиной года увидели свет еще 18 статей.
Большинство публикаций (30) посвящены социологическому подходу.
К сожалению, среди них не было ни одной, в которой бы рассматривался главный вопрос социологии искусства - вопрос о ее статусе и предмете.
В рамках первого этапа исследовательского проекта, реализуемого на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, были изучены публикации российских печатных периодических изданий – ежедневных качественных, ежедневных массовых, еженедельных качественных газет, еженедельных аналитических журналов, а также издания бульварного типа. Кроме того, были исследованы ниши онлайн-СМИ, универсально тематических и специализированных информационных агентств. Для анализа были отобраны журналистские тексты, вышедшие в течение одной осенней недели в 2008, 2009, 2010 и 2011 гг. (всего 1173 текста, содержащих социологическую информацию - результаты социологических исследований; результаты исследований, проведенных редакциями СМИ; рейтинги различных социологических центров и организаций, а также другую аналогичную информацию).
Оценивая динамику внимания журналистов разных типов СМИ к «социологическим сюжетам», отметим, что уровень интереса ежедневных и еженедельных СМИ к социологическим «сюжетам» и точным данным в среднем остается стабильно невысоким, при этом он меньше у еженедельных изданий.
Динамика количества публикаций,
содержащих социологическую информацию, в разных типах СМИ
Тип СМИ
Информационные агентства 24 55 127 102
Интернет-СМИ
Ежедневные газеты 89 151 98 117
Еженедельные газеты 0 2 8 0
Еженедельные журналы 30 53 40 58
Бульварные издания 0 0 0 0
Периодичность СМИ и специфика конкретных изданий определяют особенности описания социологической информации. Журналисты, представляющие сегмент научно-популярных СМИ, замечают, что корреспонденты ежедневных изданий часто бывают, ограничены жесткими временными рамками, в то время как журналисты еженедельных журналов по определению располагают большим временем. Отсюда – и более основательный характер представления социологических исследований: «Еженедельный журнал в поисках эксклюзивной информации скорее поместит исследование в более широкий контекст, сделает репортаж».
Проведенное исследование показало, что в 25% журналистских публикаций, содержащих социологическую информацию, присутствует минимальный набор методологических характеристик.
Степень представленности характеристик социологической информации в массиве в целом, в % от общего числа изученных публикаций за одну неделю каждого года.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.
Информация о работе Культура как предмет социологического анализа