Культура как предмет социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

1.Какие элементы составляют структуру художественной культуры
2.Назовите основные структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры культуры Вам известны?

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

В другом же случае культура понимается не иначе как “интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов”. /35/( Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. 1983. № 2.С. 121.)

Культура с точки зрения функциональной концепции Б.Малиновского может быть, во-первых, разложена на конкретные институты, интегрированные в единое целое на основе определенных факторов, и, во-вторых, рассматриваться как средство для удовлетворения потребностей человека и достижения его целей.

Социальные функции культуры

Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры — консервации, трансляции и социализации.

1. Культура — тип социальной  памяти общности — народа или  этноса (функция консервации). Она  включает в себя места хранения  социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные  схемы поведения, коммуникативные  сети и пр.

Среди отечественных исследователей такой позиции придерживаются Ю.М.Лотман и Б.Успенский, Т.И.Заславская и Р.В.Рывкина. /36/

(Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991. С. 98)

2. Культура — форма  трансляции социального опыта (функция  трансляции).

К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия “социальное наследование”, “научаемое поведение”, “социальная адаптация”, “комплекс образцов поведения” и др.

3. Культура — способ  социализации людей.

Данный срез воздействия культуры на человека представлен во многих социологических работах. Достаточно лишь привести имя Т.Парсонса, чтобы показать уровень теоретической проработки указанной выше проблемы.

В заключение следует отметить, что в социологии выделяются и рассматриваются другие социальные функции культуры (инновация, аккумуляция, контроль и пр.).

Каковы же недостатки или ограничения социологического подхода к изучению культуры? Их можно свести к одному достаточно распространенному в социологическом сообществе суждению: культура есть то, что она делает с людьми, объединяя их в группы на основе общих ценностей и идеалов, регулируя их отношения друг с другом посредством норм и опосредуя их коммуникации при помощи символов и значений. Одним словом, социологи, исследующие культуру, связывают данное понятие с процессами социального взаимодействия людей, особо подчеркивая при этом роль социальных детерминант, недооценивая “внутреннее” содержание этого сложного феномена.

Социология как наука использует ряд методов:

Источник информации

Методы

Документальный

Анализ методов

Внешние проявления социальных явлений

Наблюдение

Человек

Опрос (анкета, интервью)

Малая группа

Социометрический опрос

Социальный опыт

Экспертный опрос, фокус-группа

Организованная группа

Эксперимент


 

1. Наблюдение — это  сбор информации путём визуального  фиксирования происходящих явлений  и событий. Бывает научным и  обыденным, включённым и не включённым. Научное наблюдение доказывается  на практике. Включённое наблюдение  — это изучение социальной  группы «изнутри». Также наблюдение  может быть скрытым или открытым, в зависимости от того, знает  ли объект наблюдения об этом.

2. Эксперимент — это  сбор информации на основе  введения определённого индикатора  в социальную среду и наблюдения  за показаниями изменения индикатора. Бываетлабораторный и полевой.

3. Опрос — сбор количественных  данных на основе опросной  процедуры. Опрос подразделяется на письменный (посредством анкеты) и устный (посредством интервью, беседы). Строится по методу «воронки»:

• вводная часть (введение в проблему),

• основная часть (вопросы по проблеме),

• заключительная часть (социальная).

Интервью — опросный метод сбора информации, предполагающий устное вербальное взаимодействие интервьюера с респондентом. Различают стандартизированное и свободное интервью.Свободное интервью характеризуется минимальным уровнем стандартизации. В научной литературе синонимами свободного интервью часто выступают открытое интервью, неструктурированное интервью, глубинное интервью, и др. Выделяют также фокусированное интервью — направленное глубинное интервью, в котором происходит подробное обсуждение одной проблемы, с которой респондент заранее ознакомлен.[9]

  1. Анализ документов — сбор социальных данных при изучении автобиографий, произведений, картин, печатных СМИ и т. п. Необходимо отметить, что под документом в социологии понимается любой фиксированный носитель информации. Разновидностью данного метода является контент-анализ, подразумевающий перевод информации в количественные показатели и дальнейшая её статистическая обработка[10].

6.Насколько популярны  проблемы социологии культуры  в профессиональной среде? Подготовьте  сообщение по результатам контент-анализа  профессиональных журналов.

Рассмотрим результаты контент-анализа публикаций журнала "Социологические исследования", который показал, что с 1974 по июнь 1998 года в нем различные аспекты  социологии  искусства были представлены в 144 статьях.

Динамику этих публикаций отражают следующие цифры: за первое десятилетие (1974-1984 гг.) было напечатано 59 статей, за  второе    (1985-1995 гг.) - 67. В последующие два с половиной года увидели свет еще 18 статей.

Большинство публикаций (30) посвящены социологическому подходу.

К сожалению, среди них не было ни одной, в которой бы рассматривался главный вопрос  социологии искусства - вопрос о ее статусе  и  предмете.

В рамках первого этапа исследовательского проекта, реализуемого на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, были изучены публикации российских печатных периодических изданий – ежедневных качественных, ежедневных массовых, еженедельных качественных газет, еженедельных аналитических журналов, а также издания бульварного типа. Кроме того, были исследованы ниши онлайн-СМИ, универсально тематических и специализированных информационных агентств. Для анализа были отобраны журналистские тексты, вышедшие в течение одной осенней недели в 2008, 2009, 2010 и 2011 гг. (всего 1173 текста, содержащих социологическую информацию - результаты социологических исследований; результаты исследований, проведенных редакциями СМИ; рейтинги различных социологических центров и организаций, а также другую аналогичную информацию).

Оценивая  динамику внимания журналистов разных типов СМИ к «социологическим сюжетам», отметим, что уровень интереса ежедневных и еженедельных СМИ к социологическим «сюжетам» и точным данным в среднем остается стабильно невысоким, при этом он меньше у еженедельных изданий.

Динамика количества публикаций,

содержащих социологическую информацию, в разных типах СМИ

Тип СМИ                                     2008      2009     2010     2011

Информационные агентства        24           55        127       102

Интернет-СМИ                             19           43         21         21

Ежедневные газеты                       89          151       98         117

Еженедельные газеты                    0             2          8            0

Еженедельные журналы               30           53        40          58

Бульварные издания                      0             0          0            0

Периодичность СМИ и специфика конкретных изданий определяют особенности описания социологической информации. Журналисты,  представляющие сегмент научно-популярных СМИ, замечают, что корреспонденты ежедневных изданий часто бывают, ограничены жесткими  временными рамками, в то время как журналисты еженедельных журналов по определению располагают большим временем. Отсюда – и более  основательный характер представления социологических исследований:  «Еженедельный журнал в поисках эксклюзивной информации скорее поместит исследование в более широкий контекст, сделает репортаж». 

Проведенное исследование показало, что в 25% журналистских публикаций, содержащих социологическую информацию, присутствует  минимальный  набор методологических характеристик.

Степень представленности характеристик социологической информации в массиве в целом, в % от общего числа изученных публикаций  за одну неделю каждого года.

 

Характеристика                               2008        2009          2010          2011

                                                        N=162     N=304       N=294       N=298

Название института                         92,6         73,4           85,4           78,5

Размер выборки                              44,4          39,8           47,3           26,5

Способ отбор респондентов           29,0          32,6           17,7           24,8

Репрезентативность выборки         14,2           22,7           24,5           29,5

Достижимость выборки                  12,3           19,7           2,7             7,7

Время проведения                           42,6           43,4           35,7           41,6

Техника проведения                        21,6           25,0           26,9           24,5

Формулировка вопроса                  58,0           44,7           40,5           40,6

Тип вопроса                                     35,2           18,1           6,8             23,2

Последовательность вопросов         0,0            14,1          11,9           10,7

Стат. погрешность                            8,0            20,1           5,8             13,4

На основании проведенных исследований, по результатам сравнительного анализа данных, можно  говорить  о  росте  интереса  СМИ  к  социологической информации в целом.  Обострение  внимания  к  «социологическим сюжетам» отчасти можно объяснить изменением статуса социологической  науки  и  роли  социологии  в  современном  российском обществе.

Тема 2. Культурная деятельность и культурное творчество

  1. Что такое творчество? В чём отличия социологического понимания творчества от общефилософского и психологического?

Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворную природу. Горная вершина способна вдохновить на создание картины, поэмы или геологического труда. Но во всех случаях, будучи сотворенными, эти произведения не в большей степени становятся предметом психологии, чем сама эта вершина. Научно-психологическому анализу открыто нечто совсем иное: способы ее восприятия, действия, мотивы, межличностные связи и структура личности тех, кто ее воспроизводит средствами искусства или в понятиях наук о Земле. Эффект этих актов и связей запечатлевается в художественных и научных творениях, причастных теперь уже к сфере, не зависимой от психической организации субъекта.

  1. Как соотносятся понятия культурная деятельность и культурное творчество?

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.

Первое направление этой деятельности связано с созданием ценностей культуры, как на профессиональной, так и любительской основе; второе - практически объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры; третье направление выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры; четвертое - интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры; пятое направление приняло на себя социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции, связанные с созданием благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художественно-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры.

Информация о работе Культура как предмет социологического анализа