Культура как предмет социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

1.Какие элементы составляют структуру художественной культуры
2.Назовите основные структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры культуры Вам известны?

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

Социально-культурное творчество (СКТ) – это сознательная,  целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.            СКТ  направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений. СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

  1. Назовите различные виды творчества. В чём специфика научного творчества?

Проявления творческой деятельности многообразны. Это многообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрессивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил человека. Определенные виды творчества тяготеют преимущественно к материально-практической или к духовной сфере общественной жизни. Так, например, техническое творчество направлено на преобразование, прежде всего материального производства. Его наивысшее проявление - крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер). Научному и художественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отражении и духовном пересоздании действительности: научные открытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно тем самым влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает социальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком - имеет своим предметом преимущественно совершенствование общественных отношений.

Каждый вид творчества включает подвиды. В искусстве - это роды и жанры, в науке - различные сферы и типы исследования, в технике - изобретательство, конструирование и др. Наиболее сложным с этой точки зрения является социальное творчество, включающее ряд подвидов, которые, впрочем, могут перерасти в особые виды. Экономическое (хозяйственное) творчество - один из наиболее быстро развивающихся его подвидов -наиболее непосредственно реагирует на жизненные потребности людей и в значительной мере формирует их. К числу других подвидов относятся политическое, правовое, педагогическое творчество, связанные с соответствующими социальными институтами. Подвиды могут образовываться и в результате комбинирования основных видов творчества.

Проблема творчества включает творческие способности, творческий климат, творческие навыки, а также методы и приемы, позволяющие активизировать творческий процесс. Творческие навыки — это не врожденные качества личности, а технологические приемы, формируемые, приобретаемые в процессе обучения и постоянного пребывания в определенной творческой среде.

  1. Назовите субъектов культурного творчества. Является ли им каждый индивид, группа, этнос? Какова роль интеллигенции в творчестве?

Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей. Субъект культуры - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее преобразование действительности, создание мира "второй природы". Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации. Человеческие качества - это результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений.

Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков - языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

Основной функцией интеллигенции является социокультурная миссия – образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба. Интеллигенция выполняет специальную функцию прямого субъекта духовного производства. Существование культуры поддерживается деятельностью интеллигенции. Выражает общечеловеческие ценности, несет нравственную миссию, хранение, упорядочивание и трансляция культурных ценностей, культурных ресурсов. Удержание норм и ценностей других культурных эпох. Без этой функции невозможно сохранение общества и культуры.

 Творческий процесс  выработки новых идей, образовательных  моделей, действий, политических и  социальных программ. Новаторский  творческий процесс зависит от  субъекта. Для этой функции характерна  высокая степень индивидуализации.

Именно интеллигенция осуществляет основные функции по обеспечению духовного производства, включая творческое создание новых идей, образов, норм, знаний, которые становятся затем достоянием общества.

  1. Перечислите фазы творчества. Оцените, в какой из фаз Вы наиболее успешны?

1. Фаза логического анализа.

2. Фаза интуитивного решения.

3. Фаза вербализации интуитивного  решения.

4. Фаза формализации вербализованного решения.

На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.

На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.

На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.

На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы.

Для меня близка 3-я фаза. Думаю, что в ней я наиболее успешна, хотя 4 так же близка мне, поэтому я думаю это спорный вопрос.

  1. Что такое творческая личность? Подумайте, можно ли разработать специальную методику подготовки творческой личности в вузе?

Что такое способность к творчеству — свойство личности, с которым мы рождаемся, или умение, которое можно развивать? Генетики, изучающие этот вопрос, утверждают, что мы все рождаемся с творческим потенциалом — способностью решать проблемы, комбинируя сложные и иногда не связанные друг с другом идеи. Вы, вероятно, знаете таких людей, которые ходят с сумасшедшими идеями и кажутся всем сумасбродами. С точки зрения творчества эти люди имеют лишь небольшое преимущество. Но это все. Преимущество может стать и недостатком, если им не удастся приспособить свое сумасбродство к профессиональной среде или миру в целом.

Исследование, проведенное Центром по изучению творческих способностей и Фондом творческого образования в городе Буффало, штат Нью-Йорк, показало, что большинство людей могут научиться развивать свои умения и творческий потенциал. Для этого необходимо узнать, что делает человека творческим, а затем развивать эти умения.

Студенты, будущие специалисты, усваивают в ВУЗе, прежде всего ценности и нормы, связанные с общими социальными знаниями квалифицированных профессионалов. Эти нормы и ценности регулируют их поведение и поступки в целом, развивают потребности личности в творческом процессе. Специальные знания излагаются, как правило, в специальных дисциплинах. Поэтому в работе первостепенное внимание отводится разработке основ формирования систем специального учебного курса, решения проблем: чему учить и как учить в рамках государственного образовательного стандарта.

Тема 3. Субкультуры в современном обществе

  1. Раскройте содержание понятий «субкультура», «контркультура». Как соотносятся эти понятия? Каковы причины появления и развития субкультур?

Понятие «субкультура» и «контркультура». Связь молодежной субкультуры и контркультуры

Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.

Согласно выводам специалиста по молодежной культуре С.И. Левиковой, молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

- молодежная субкультура  представляет собой социальную  общность, каждый представитель  которой сам причисляет себя  к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

- вхождение молодого человека  в ту или иную молодежную  субкультуру означает принятие  им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов  принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- как правило, молодежные  субкультуры возникают вокруг  какого-либо «центра», выразителя  тех или иных пристрастий к  музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые для той или  иной молодежной субкультуры  идеи и ценности получают внешнее  выражение в обязательной для  ее членов символике и атрибутике группы.

Молодежная субкультура –культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

Анализируя подходы, выработанные российскими учеными (В.КСергеев, З.В. Сикевич, В.Т. Лисовский), можно сделать вывод о наличие общих направлений в разработке классификации молодежных субкультур. Большинство склоняется к следующим основаниям классификации:

  1. По социально-правовому признаку
  2. По направленности интересов

Классификация субкультур очень условна, и создана в основном для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности.

Причины возникновения молодежной субкультуры

Некоторые авторы объясняют это тем, что перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства к зрелости возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на имеющийся опыт либо на жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, которые сталкивается с теми же самыми проблемами, имеет такие же ценности и идеалы. Этот период неопределенности возникает потому, что человек покидает детство - период минимальной ответственности, и вступает во взрослую жизнь - период максимальной ответственности. Для смягчения перехода от одной крайности к другой и нужна молодежная субкультура, аккумулировавшая в себе опыт решения жизненных проблем, накопленный многими поколениями молодых людей и отличающийся от опыта старших поколений.

Другие авторы говорят о возникновении и распространении субкультур в России по причине социальной и экономической неустойчивости российского общества на протяжении последних десятилетий и обнищания основной части населения.

Среди причин возникновение молодежной субкультуры В.Т. Лисовский выделяет следующие:

1) молодёжь живёт в  общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на причинах появления, содержании и направленности современной молодёжной субкультуры;

2) кризис института семьи  и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь;

3) коммерциализация средств  массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением - наиболее распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

2. Какова роль субкультур в обществе? В чём их положительное и отрицательное влияние на общество, личность? Охарактеризуйте функции субкультур.

Наше общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы. Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение. Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей. Молодежные субкультуры очень нужны для социализации личности – это самая главная роль субкультуры в нашем обществе! Например, становясь готом, панком, металлистом или эмо, молодой человек усваивает первые нормы поведения, законы общения, социальные роли. И запрещать их - нельзя. Это не уничтожит субкультуры, а лишь загонит в подполье и изменит до неузнаваемости, причем в худшую сторону (ведь, когда тебе говорят сто раз в день, что ты плохой, то это может тебя не, только серьезно обидеть, но и изменить твой характер, мировоззрение).

Информация о работе Культура как предмет социологического анализа