Культура как предмет социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

1.Какие элементы составляют структуру художественной культуры
2.Назовите основные структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры культуры Вам известны?

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

Субкультура - это часть общественного организма, она не противоречит базовой культуре, а дополняет ее. Она - словно рука. Если ее отрезать - человек сможет жить, но будет инвалидом. Поэтому давайте, сначала будем изучать субкультуры, а лишь потом пытаться запрещать.

Давайте говорить об этом: пусть взрослые услышат молодых, а молодые — взрослых. Ведь у всех нас гораздо больше общего, чем различий, и всегда можно договориться.

Основные функции субкультур:

1. Эмансипация – повышение  статуса и уход от контроля  родителей. Обычно сопровождается  конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.

2. Социализация – принятие  подростком норм, правил и социальных  ролей, овладение коммуникативными  навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.

3. Структурирование времени – организация собственного досуга.

3. Какие существуют виды субкультур? Попробуйте составить свою классификацию.

Хиппи

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века, расцвет пришелся на конец 1960-х - начало1970-е годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через свободную любовь и пацифизм. Хиппи с презрением относились к устоявшимся понятиям, критиковали ценности среднего класса и выступали как радикальная оппозиция к применению ядерного оружия, войне во Вьетнаме. Хиппи выражали протест против политических и социальных общепринятых норм, избрав для себя идеологию ненасилия, свободную от доктрин, ратующую за мир, любовь и свободу личности.

Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах, путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами.

Готы

Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла пост-панковской команды Bauhaus “Bela Lugosi’s Dead”, который прозвучал в фильме «The Hunger». С середины 80-х поднимается вторая волна gothic групп – «The Shroud», «Rosetta Stone», «London After Midnight», «Mephisto Walz», «Corpus Delicti», и появляется сообщество людей, называющих себя готами, формируются основные представления о gothic культуре, понятия о готическом мировоззрении. Образовавшееся сообщество готов начинает проявлять интерес к мировому "готическому" наследию – художественной готической литературе, «мрачному» искусству в самом широком диапазоне.

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь».

Эталонному образу гота присущи: замкнутость, «частые депрессии», меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

 

 

Эмо

Эмо (англ. emo: от emotional - эмоциональный) — молодёжная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля. Её представителей называют эмо - киды (emo + англ. kid - молодой человек; ребенок) или, в зависимости от пола: эмо - бой (англ. boy - мальчик, парень), эмо- гёрл (англ. girl - девочка, девушка).

Эмо часто вызывают ассоциацию со слезливыми подростками, которые постоянно вздыхают и пишут стихи. Эта ассоциация приобретает реальную почву из-за их стиля: нередко подростковые прически и одежда, юношеский максимализм в высказываниях и так далее.

Одежда, волосы, макияж и украшения очень темных цветов или оттенков черного - это самая популярная модная тенденция среди представителей эмо. Другие популярные виды одежды это облегающие и/или кожаные штаны (прямые джинсы-трубы) одинаковые как на особах мужского, так и женского пола, обтягивающие футболки, на которых обычно красуется имя музыкальной группы, широкие ремни с большими заклепками и пряжками. Мужчины также могут носить брюки женского покроя. Обувь обычно черного цвета, на манер кедов. Фишкой внешнего вида являются разнообразные значки и браслеты.

Основные черты и функции субкультуры

«Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

* специфический стиль  жизни и поведения;

* свойственные данной  социальной группе своеобразные  нормы, ценности, мировосприятия, что  часто приводит представителей  данной субкультуры к нонконформизму;

* наличие более или  менее явного инициативного центра, генерирующего идеи» Левикова С.И. «Молодежная субкультура» (учебное пособие). М., 2004, с.13.

Основные функции субкультур Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.7:

1. Эмансипация - повышение  статуса и уход от контроля  родителей. Обычно сопровождается  конфликтами с родителями и  проходит через фазу гипертрофированного  неприятия, как детских, так и  взрослых норм поведения. Так  создаются условия для возникновения  собственных субкультур тинэйджеров.

2. Социализация - принятие  подростком норм, правил и социальных  ролей, овладение коммуникативными  навыками, необходимыми для успешного  функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка  в большинстве молодежных субкультур  является его возвращение во взрослое общество.

3. Структурирование времени - организация собственного досуга.

Классификация субкультур

Базовая субкультура (БСК)

Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».

Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс - базовую субкультуру некрофетишистов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:

Базовые субкультуры Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.11

п/п

Базовая субкультура

Состав

Базовый принцип объединения

1.

Ролевое сообщество

Все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др.

эскапизм

2.

Хиппи-ориент-ия

оставшиеся группы хиппи, индеанисты, растаманы.

Социально ориентированная деятельность

3.

Панк-ориент-ия

Панки (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат

Агрессивное поведение

4.

WP

(Националисты-ксенофобы - WP - сообщество): помимо бонхедов (наци-скинов), включает ассимилированные движения скино-хулсовь(наци-хулиганов), «правых»алисоманов, неоязычников,наци-реконструкторов.

Агрессивная деятельность

5.

Некрофетишисты

Метелисты, сатанисты, готы

Эстетизация оккультизма


 

Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.12

4.Какие особенности  характерны для молодёжной культуры? Как вы понимаете проблему  «отчуждения» молодёжи от культуры  старших поколений?

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная  направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами - образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, «американского образа жизни» в его примитивном и облегчённом варианте.

  1. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами («принцип селёдки в бочке») достаточно жёсткого характера -несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал - «крутого (-ую)» (иногда в лице лидера данной группы).

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

         Досуговая самореализация молодёжи  осуществляется, как правило, вне  учреждений культуры и относительно  заметно обусловлена воздействием  одного лишь телевидения - наиболее  влиятельного институционального  источника не только эстетического, но и в целом социализирующего  воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной  самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит, прежде всего, в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой концессии.

Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

 Таким образом, у немалого  числа молодых людей отсутствует  четко выраженная личностная  самоидентификация, сильны поведенческие  стереотипы, обусловливающие деперсонализацию  установок, что определяет их  вступление в ту или иную  субкультуру.

С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Неслучайно в развитых странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США) или их же Recreational Software Advisory Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения доступа несовершеннолетних к информации сомнительного содержания (мат, порнография, насилие…). В России этим занимаются, но все, же не достаточно.

5.Дайте понятие  деловой культуры. Проанализируйте  особенности деловой культуры  современной России. Почему необходима  нравственная регуляция хозяйственной  деятельности?

Деловая культура – это, прежде всего способ самоорганизации и самомотивирования людей, направленный на все большую эффективность извлечения прибыли.

В России особенности характерных черт: легкость смены места работы, отсутствие преданности компании; угрюмые, сердитые служащие; частая экономия на заработной плате; как правило, быстрое единоличное приятие решений; подчинение и страх перед вышестоящим руководством; повсеместное требование опыта работы; возможность резкого грубого выяснения отношений; индивидуализм; маскулинность; жизнь в настоящем времени, недолгосрочное планирование.

Состояние деловой культуры во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. Важным элементом всей российской хозяйственной деятельности и деловой культуры является отсутствие привычки строго следовать букве закона. Это вовсе не означает, что предпринимательство сплошь проникнуто криминальным духом. Большинство хозяйственников предпочли бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их во множестве случаев, когда нормативные установления существенно ущемляют их интересы (наиболее распространенный случай - уклонение от уплаты многочисленных налоговых сборов).

Информация о работе Культура как предмет социологического анализа