С социально-психологической
точки зрения экранное насилие и агрессивная
эротика вносят свой вклад в криминализацию
современной жизни, особенно влияя на
детей, подростков и молодёжь, которые
составляют основную аудиторию кинотеатров
и видеосалонов. Как известно, преступность
среди них неуклонно продолжает расти.
Неслучайно в развитых странах общественностью
созданы организации типа Международной
коалиции борьбы против телевизионного
насилия (США) или их же Recreational Software Advisory
Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения
доступа несовершеннолетних к информации
сомнительного содержания (мат, порнография,
насилие…). В России этим занимаются, но
все, же не достаточно.
Что
такое повседневная культура? Каковы функции
повседневной и массовой культуры?
Повседневная культура — это важнейшее условие
человеческой жизнедеятельности, это
организация человеческих взаимоотношений,
их, так сказать, неформальная институциализация.
И к какой бы сфере жизнедеятельности
общества мы ни обратились - везде первостепенное
значение приобретает общая повседневная
культура человека. Это и культура его
труда и производства, культура дискуссий
и политическая культура, культура общения
и поведения.
Повседневная культура человека
проявляется через особенности его деятельности,
сознания и поведения, а также через вещи,
предметы, произведения искусства
и художественного ремесла, окружающие
его, орудия его труда, языковые особенности
речи, характеризующие этого человека
или группу людей, общество в целом.
Массовая культура в
художественном творчестве выполняет
специфические социальные функции. Среди
них главной является иллюзорно-компенсаторская:
приобщение человека к миру иллюзорного
опыта и несбыточных грез. И все
это сочетается с открытой или скрытой
пропагандой господствующего образа
жизни, которое имеет своей конечной
целью отвлечение масс
от социальной активности, приспособления
людей к существующим условиям, конформизм.
6. Опишите положительные
и негативные характеристики массовой
культуры.
В целом существующие точки
зрения можно разделить на две группы.
Представители первой группы ( Адорно,
Маркузе и др.) дают негативную оценку
этого феномена. По их мнению, массовая
культура формирует у ее потребителей
пассивное восприятие действительности.
Такая позиция аргументируется тем, что
в произведениях массовой культуры предлагаются
готовые ответы на то, что происходит в
социокультурном пространстве вокруг
индивида. Кроме того, некоторые теоретики
массовой культуры полагают, что под её
влиянием изменяется система ценностей:
стремление к занимательности и развлекательности
становится доминирующим. К негативным
моментам, связанным с влиянием массовой
культуры на общественное сознание, относят
также и то, что массовая культура основывается
не на образе ориентированном на реальность,
а на системе имиджей, воздействующих
на бессознательную сферу человеческой
психики.
Между тем, исследователи, придерживающиеся
оптимистической точки зрения на роль
массовой культуры в жизни общества, указывают
что:
• она притягивает к себе массы,
не умеющие продуктивно использовать
свое свободное время;
• создает своего рода семиотическое
пространство, которое способствует более
тесному взаимодействию между членами
высоко технологичного общества;
-дает возможность широкой
аудитории познакомиться с произведениями
традиционной (высокой) культуры.
И все же, вероятно, противопоставление
определенно позитивной и определенно
негативной оценок массовой культуры
будет не совсем корректным. Очевидно,
что влияние массовой культуры на общество
далеко не однозначно и не вписывается
в бинарную схему «белое – черное». В этом
заключается одна из главных проблем анализа
массовой культуры.
Тема
5. Художественная культура как предмет
социологического анализа
Что
такое художественная культура? Какова
связь художественной культуры и искусства?
Художественная культура — это совокупность художественных
ценностей, а также исторически определенная
система их воспроизводства и функционирования
в обществе. Вторая линия накопления культурных
ценностей выражается в том, что в качестве
ценностей наследуются не отдельные компоненты,
актуальные идеи, части теории, а целостное
художественное произведение. Но понять
художественную культуру определенной
эпохи невозможно без тех знаний, которых
достиг человек в области науки, философии,
права, религии, морали.
По своему содержанию духовные
ценности делятся на научные, нравственные
и художественные.
Роль художественной культуры
в духовном развитии человека огромна.
Художественная культура (или искусство)
воздействует на разум человека, на его
внутренний мир. Формирование культуры
предполагает не только сохранение лучших
элементов старого, но и создание нового,
приращение культурного богатства в процессе
творчества.
Какие элементы составляют структуру
художественной культуры
Сегодня принято подразделять
культуру по ее носителю. В зависимости
от этого вполне правомерно, прежде всего,
выделять мировую и национальную культуру.
1. Мировая культура - это
синтез лучших достижений всех
национальных культур различных
народов, населяющих нашу планету.
2. Национальная культура в свою
очередь выступает синтезом культур различных
социальных слоев и групп соответствующего
общества (субэтносов, например, казаков,
молодежи) Своеобразие национальной культуры,
ее известная неповторимость и оригинальность
проявляются как в духовной (язык, литература,
музыка, живопись, религия), так и материальной
(особенности экономического уклада, ведения
хозяйства, традиции труда и производства)
сферах жизни и деятельности.
В структуру культуры входят:
субстанциональные элементы, которые
опредмечиваются в ее ценностях и нормах,
и функциональные элементы, которые характеризуют
сам процесс культурной деятельности,
различные его стороны и аспекты.
3. Охарактеризуйте
функции художественной культуры
1)Коммуникативная - передача
социального опыта.
2) Регулятивная - создает ориентиры
для человеческих действий
3)Интегрирующая - обеспечивает
целостность культуры
3) Кумулятивная- накопление
и сохранения опыта, особое средство передачи
информации
4 Познавательная
5)Оценочная
6) Информативная
7) Социализация
4. Какие виды искусства
Вы знаете? Проанализируйте особенности
функционирования одного из видов искусства
в современных российских условиях (специфика
их проявления и действия в различных
социальных общностях, проблемы и т.д.).
В наше время о видах искусства
многое можно говорить, так как искусство
занимает большую роль в жизни человека.
Много вид у искусства- архитектура, живопись,
кино, театр, музыка , мультипликация, фотоискусство,
танци, литература, Искусство боди-арта
и т д.
За последние пятнадцать
лет российский театр пережил
кардинальные изменения, коснувшиеся
практически всех аспектов его
деятельности – от организации
творческого процесса до принципов
управления и экономики. Несмотря
на сложнейшее положение и
необходимость адаптации к новым
условиям, российский театр за
этот период смог увеличить
объемы своей деятельности, хотя
и не достиг уровня основных
показателей конца 1980-х годов.
Официальные статистические
данные свидетельствуют о том, что число
государственных и муниципальных театров
в России неуклонно растет. За период с
1993 года по 2008 год их число выросло на 37,2%:
с 427 до 586 театров. При этом следует иметь
в виду, что в статистический учет попадают
не все муниципальные театры, а частные
театры здесь вообще не представлены.
Как показывает
мировая практика, наличие театра
в городе - один из факторов
для инвестиционных и промышленных
компаний при принятии ими
решения об открытии нового
бизнес-проекта. В этом случае рабочая
сила оценивается экспертами как потенциально
более культурная, образованная и, соответственно,
квалифицированная. Наличие театра является
дополнительным аргументом и для привлечения
высокопрофессиональных кадров, переезжающих
из других мест.
Особым направлением
современного театрального процесса
является развитие театра для
детей. 62 театра юных зрителей
по данным государственной статистики
составляют 10,6% от общего числа
государственных и муниципальных
театров. Но число театров, ориентирующихся
на детскую и молодежную аудиторию,
в общем числе театров всех
форм собственности и видов
театрального искусства составляет
около 20%.
Для
детей и подростков театр –
это мощнейший инструмент социализации
личности, становления художественного
вкуса, механизм воспитания эстетически
развитой, творческой личности. Театры
для детей – первые, куда приходит
юный зритель. От них зависит,
станет ли он в будущем постоянным,
настоящим зрителем драматического
и музыкального театра.
Из двух
видов театральной деятельности
– создание и показ спектаклей
– определяющим для развития
театра как вида искусства
является создание новых постановок.
Выбор репертуара, репетиционная
работа при подготовке нового
спектакля – основные составляющие
творческого процесса. Количество
новых постановок в российском
репертуарном театре определяется
множеством факторов, включая возможности
труппы, потребности зрителей, ограниченность
ресурсов и др. Но театр, не
уделяющий должного внимания
подготовке новых постановок, неминуемо
оказывается в состоянии творческой
стагнации.
Важным элементом
развития театрального искусства
являются экспериментальные постановки.
Такие постановки не всегда
ориентированы на успех у массового
зрителя, поэтому могут пользоваться
ограниченным спросом. При этом
наличие в театре права на
эксперимент является чрезвычайно
важным как для развития театрального
искусства, так и для культуры в целом.
6.В чём отличие
эстетического и социологического подходов
к искусству и литературе? Какие основные
подходы к изучению искусства в социологии
вы знаете?
Эстетический рассмотрение
искусств - одна из сфер эстетики как философской
дисциплины, которую иногда совершенно
неправомерно называют философией искусства
Компонентами философии искусства является
социальная психология и социология, но
не как самодостаточные научные дисциплины,
а как дополнительная подспорьема.
В советской науке социологический
подход к искусству, который получил распространение
в 20-е годы XX века, доводил до карикатурности
пресловутый \"принцип классовости\",
социальную природу искусства полностью
в отождествляли с его классовыми функциями,
поэтому в употреблении были высказывания
об искусстве как орудие классовой борьбы.
Возрождение статуса социологии
искусства в советском обществоведении
во второй половине 50-х годов связано со
снятием запрета с социологии, с образованием
Советской социологической ассоциации,
внедрением марксистской социологии в
сферу исторического материализма и научного
коммунизма, развертыванием эмпирических
социологических исследований, появлением
работ А.Г. Харчева "Место искусства
в общественной жизни" (1956), Д.Ф. Козлова
"Место и роль искусства в социалистическом
обществе" (1956) и докторской диссертации
А.Г. Егорова "Искусство и общественная
жизнь" (1958), в которых приоритетное
значение имел социологический анализ
искусства.
Развитие советской
социологии искусства во второй
половине 60-х - начале 70-х годов шло
по следующим основным направлениям: определение
предмета и границ социологии искусства;
выяснение отношения к советской социологии
искусства 20-х годов; критика буржуазных концепций
социологии искусства; разработка методологии
и интерпретация данных эмпирических
социологических исследований художественных
явлений.
Тема
5. Эстетизация социального пространства
Что
понимается под качеством произведений
искусства? Каким образом оно влияет на
художественную культуру общества и личность?
Качество произведении искусства
является не новой проблемой, так как оно
имеет большое влияние на культуру общества.
Достаточно вспомнить хотя бы “Гернику”
Пикассо, которая может служить ярким
примером расхождения мнений людей близких
к искусству, - они считают полотно шедевром,
- и, так сказать, массового рядового зрителя,
для которого эта картина есть “просто
мазня”. Объяснение вроде “у рядового
зрителя не развит вкус” - не проходит.
Тот же “неразвитый” зритель может искренне
восхищаться работами Рафаэля или Рембранта.
По мнению общество сам диктует
качество произведения искусства, так
как если оно не будет реализоваться,
так и не будет того или иного качества.
Здесь большую роль играет и время, по
сравнению прошлого века многое изминилось
в искусстве, что и отражается в качестве
произведения.
“Произведение искусства”
- термин, не имеющий общепринятого определения.
Считается здесь понятным на уровне интуиции.
Можно считать, что Произведение искусства
- это результат труда некоего автора,
который он сам считает произведением
искус Цитата из Бориса Гройса: “Искусство
есть перформативный акт, когда я указываю
на какой-то объект и говорю: это есть произведение
искусства. Я не должен в дальнейшем обосновывать
это утверждение, объяснять его либо интерпретировать
это произведение искусства каким-то таким
образом, чтобы доказать, что это действительно
является произведением искусства. На
самом деле это произведение искусства
становится произведением искусства благодаря
тому, что я это сказал.
2.Какова роль средств
массовой информации в трансляции художественных
ценностей?
Характерной особенностью рубежа
XIX и XX веков является бурный процесс информатизации
всех сфер современного общества, в связи
с этим наблюдается рост значимости новых
информационных технологий, особенно
в области средств массовой
информации, они формируют мировоззрение
99% людей. Приведем пример, Развитие
медиа считалось ранее опасным для сохранения
культурных ценностей элиты и сохранения
политических институтов демократии из-за
конституцирования независимого от правительства
источника информации и включения в систему
сдержек и противовесов, предотвращения
непропорциональной концентрации власти:
Сейчас медиа играет большую роль трансляции
художественных ценностей Именно через
журналы, газеты, кино и телепередачи читатели
и зрители формируют для себя гендерные
образцы, которые затем получают распространение
и воспроизводятся индивидами в повседневной
жизни. Здесь у массового читателя и зрителя
появляется возможность выбора, потому
что, ориентируясь только на свое собственное
мировоззрение и жизненную позицию, человек
может выбрать подходящий именно для него
продукт, созданный средствами массовой
информации.