Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа
Краткое описание
1.Какие элементы составляют структуру художественной культуры 2.Назовите основные структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры культуры Вам известны?
Опасность состоит в том, что
происходит разделение, размежевание
культурных ценностей в зависимости от
социальной потребности определенного
класса, слоя, группы. Весь процесс формирования
социальных ценностей средствами массовой
информации можно условно разделить на
три этапа. Первый - синтез определенной
ценности на основе наблюдения за отдельными
фактами общественной жизни и показа этих
фактов. Второй – популяризация или включение
в систему уже существующих в обществе
ценностей способом анализа уже синтезированного
идеала или отрицательного явления. И
третий - заключительный - инклюзия путем
пропаганды данной ценности в обществе.
3.Опишите основные
направления и идеи художественной культуры
конца ХХ – начала ХХI века?
В конце 20 в в истории культуры
формируются направлении, которые в себе
несут влияние того времени.
Постмодернизм (постмодерн,
поставангард) совокупное название художественных
тенденций, особенно четко обозначившихся
в 1960-е годы и характеризующихся радикальным
пересмотром позиции модернизма и авангарда.
Абстрактный экспрессионизм
послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап
развития абстрактного искусства. Сам
термин еще в 20-е гг ввел немецкий искусствовед
Э. фон Зюдов для обозначения некоторых
аспектов искусства экспрессионистов.
С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма
укрепилось за достаточно широким, стилистически
и технически пестрым полем абстрактной
живописи (а позже и скульптуры), получившей
бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе,
а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками
абстрактного экспрессионизма считаются
ранний Кандинский, экспрессионисты, орфисты,
отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом
психического автоматизма. Философско-эстетическим
основанием абстрактного экспрессионизма
во многом явилась популярная в послевоенный
период философия экзистенциализма.
Реди-мейд -Термин впервые введенный
в искусствоведческий лексикон художником
Марселем Дюшаном для обозначения
своих произведений, представляющих собой
предметы утилитарного обихода, изъятые
из среды их обычного функционирования
и без каких-либо изменений выставленные
на художественной выставке в качестве
произведений искусства. Реди-Мейд утверждали
новый взгляд на вещь и вещность.
Примитивизм (Наивное искусство).
Это понятие используется в нескольких
смыслах и фактически тождественно понятию
«примитивное искусство» . В различных
языках и разными учеными эти понятия
используются чаще всего для обозначения
одного и того же круга явлений в художественной
культуре. В русском языке термин «примитивный»
имеет несколько негативный смысл. Поэтому
уместнее остановиться на понятии Наивное
искусство. В самом широком смысле так
обозначается изобразительное искусство,
отличающееся простотой ясностью и формальной
непосредственностью изобразительно-выразительного
языка, с помощью которого выражается
особое, не обремененное цивилизационными
условностями видение мира. Понятие появилось
в новоевропейской культуре последних
столетий, поэтому отражает профессиональные
позиции и представления этой культуры,
считавшей себя высшей ступенью развития.
ОП-АРТ — художественное течение
второй половины 20 века, использующее
различные зрительные иллюзии, основанные
на особенностях восприятия плоских и
пространственных фигур. Течение продолжает
рационалистическую линию модернизм.
Восходит к так называемому «геометрическому»
абстракционизму представителем которого
был В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал
во Франции) — основоположник оп-арта.
ИНИМАЛИЗМ -минимальное искусство
—течение, исходящее из минимальной трансформации
используемых в процессе творчества материалов,
простоты и единообразия форм, монохромности,
творч. самоограничения художника. Для
минимализма характерен отказ от субъективности,
репрезентации, иллюзионизма.
В
чём суть проблемы постмодернизма в искусстве?
Выделите художественные и стилевые приёмы,
которые воспринимаются как «постмодернистские».
Черты, присущие постмодернистскому
искусству и выражающие общую культурную
пара¬дигму современности
3. "Деканонизация", борьба
с традиционными ценностными центрами:
сакральное в культуре, человек, этнос,
логос, авторский приоритет.
4. "Все происходит на
поверхности" – без психологических
и символических глубин, "мы
остаемся с игрой языка, без
Эго".
5. Молчание, отказ от мимесиса
и от изобразительного начала.
6. Ирония, причем положительная,
утверждающая плюралистическую
вселенную.
7. Смешение жанров, высокого
и низкого, стилевой синкретизм.
8. Театральность современной
культуры, работа на публику, обязательный
учет аудитории.
9. Имманентность – срастание
сознания со средствами коммуникации,
способность приспосабливаться
к их обновлению и рефлектировать
над ними.
Одна из основных постмодернистс¬ких
идей — демократизация культуры, снижение
вер¬ховных ценностей, отказ от высших
идеалов, которые в свое время были привлекательными
для творцов модер¬нистского искусства.
Постмодернизм выдвигает в каче¬стве
главного творческого принципа принципиальный
плюрализм стилей и художественных программ,
миро-воззренческих моделей и языков культуры.
Все элементы культурного пространства,
с этой точки зрения, равнозначны. Поэтому
любое деление на «высокое» в «низкое»,
«элитарное» и «мас¬совое» идеологи постмодернизма
рассматривают как изначально абсурдное.
Задача разума сводится теперь
уже не к поискам истины, а к истолкованию
мира. А так как процедура толкования бесконечна,
то и всякая попытка интерпретации мира
с позиций истины бессмысленна: ни одно
из толкований не будет обладать приоритетом
перед другими, и ни одно не будет окончательным.
Следовательно, все точки зрения имеют
право на существование. Отсюда следует
расплывчатость постмодернистского сознания,
осознание относительности любого знания,
чувство неопределенности и бесконечный
плюрализм, отсутствие глубины и смысла.
5.Охарактеризуйте
художественные интересы российской молодёжи
(для подготовки ответа на вопрос воспользуйтесь
данными социологических исследований).
По данным социологического
исследования, среди выпускников московских
школ с целью выявления их гражданской
и нравственной зрелости, добрыми и чуткими
считают себя 47,9% опрошенных учащихся;
добросовестность и исполнительность
отмечает в себе лишь половина из них (51,5%);
честность и порядочность - 56,2%; умение
приспособиться к жизни, как ценное качество
личности, рассматривают 37,9% респондентов.
Продолжается процесс переориентации
нравственного сознания и чувств российской
молодежи по отношению к тем явлениям,
которые недавно категорически осуждались:
невыполнение долга, данного слова, проявление
нечестности, неверности, половой распущенности,
наркомании, иждивенчества, воровства,
проституции, гомосексуализма, поклонение
западным ценностям и т.п.
Интеллектуально-образовательные
ценности молодежи следует рассматривать
в ракурсе ее умственного, творческого
потенциала, который, к сожалению, значительно
снизился за последние годы. Это связано
с ухудшением физического и психическою
состояния подрастающего поколения. Быстро
увеличивается количество заболеваний
и отклонений, растет число детей с умственными
недостатками, что является, в частности,
следствием многолетней алкоголизации
народа, а также неполноценного питания
и систематического недоедания многих
детей.
Тема
6. Социокультурные трансформации современной
России
Опишите
модели моностилистической и полистилистической
культуры (по Л.Г. Ионину). Какая модель
характерна для современной российской
культуры?
1. Иерархия. Имеется
в виду как иерархия произведений культуры,
так и иерархия \"культурных экспертов\".
В рамках моностилистической культуры
всегда понятно, какая идея является истинной,
а какая – ложной, кто имеет право выносить
суждения и оценки, а кто – обязан учитывать
эти мнения.
2. Канонизация.
В рамках моностилистической культуры
существуют устоявшиеся формы культурной
практики. \"Канонинизируется\", например,
искусство. Художник обязан следовать
определенной традиции. В качестве примера
можно привести древнерусскую иконопись.
Иконы писались разными авторами.
3.Упорядоченность.
Моностилистическая культура четко предписывает,
где, кем и когда должны совершаться те
или иные значимые культурные действия.
4. Тотализация.
Тотализация – это тенденция моностилистической
культуры к \"всеохватности\", построению
единой универсальной культурной формы,
потенциально включающей в себя все, создающую
общую систему интерпретации реальности
во всех ее проявлениях.
5. Исключение. Понятие
\"исключение\" Л.Ионин использует
для обозначения тенденции моностилистической
культуры отторгать те элементы, которые
не вписываются в существующую систему
представлений.
6. Упрощение. Если
вышеназванная \"процедура\" исключения
невозможна, чуждый и непонятный элемент
\"упрощается\" – т.е. происходит его
интерпретация в известных и привычных
терминах и формулах.
7. Официальный консенсус.
Подавляющее большинство носителей моностилистической
культуры разделяют свойственные ей идеи,
представления и верования, не подвергают
их сомнению.
8.Позитивность.Носители
моностилистической культуры ориентированы
на сохранение существующего положения
дел и воспринимают его как естественное
и правильное.
9. Телеология. Моностилистическая
культура, как правило, предполагает наличие
разделяемого всеми ее носителями представления
о цели существования. Например, моностилистическая
советская культура ориентировалась на
построение коммунизма.
2. Что такое кризис
культуры? Какие признаки кризиса культуры
выделял П.А. Сорокин?
Кризис культуры диалектически
взаимосвязан с массовым кризисным сознанием,
которое представляет собой реальное
сознание людей, вовлеченных в кризисное
событие. Анализ проблем кризиса культуры
и его связи с кризисным сознанием осуществляется
сквозь призму смены культурных парадигм.
П.А. Сорокин выделял
культуру на типы идеациональная – реальность
понимается как не воспринимаемое чувственно,
нематериальное, непреходящее Бытие, цели
и потребности в основном духовные, степень
их удовлетворения максимальная, способ
их удовлетворения – отказ от потребностей
физиологических чувственная – реальность
мыслиться как становление, прогресс,
преобразование; потребности в основном
физические; способ их удовлетворения
– преобразование материального мира.Смешанный
тип – идеалистический тип.основные причины
кризиса культуры В его работе <<Социальная
и культурная динамика> это перезрелость
чувственной культуры западного мира,
Активная милитаризация мира, Стремление
противостоять изменениям типа культуры.
А пути из выхода щтого кризиса для
него были Не воскрешать прошлое, а
облегчить переход от чувственной к идеациональной
культуре, Составить конструктивные
планы для будущего общества и будущей
культуры.
3. Как Вы считаете,
наблюдается ли кризис культуры в современной
России? Каковы причины кризиса российской
культуры? Какие слои общества охватил
кризис культуры?
В наше время культура все чаще
осознается как эпицентр человеческого
бытия. Укрепляется убеждение в том, что
любой народ, любая нация могут существовать
и развиваться только в том случае, если
они сохраняют свою культурную идентичность,
не теряют своеобразия своей культуры.
В сложных исторических и природных
условиях Россия выстояла, создала
свою самобытную оригинальную культуру,
оплодотворенную влиянием как Запада,
так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую
своим воздействием другие культуры.
Начало 90-х годов проходило
под знаком ускоренного распада единой
культуры СССР на отдельные национальные
культуры, которые не только отвергали
ценности общей культуры СССР, но и культурные
традиции друг друга. Такое резкое противопоставление
различных национальных культур привело
к нарастанию социокультурной напряженности,
к возникновению военных конфликтов и
вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного
пространства. Культура новой России,
органически связана со всеми предшествующими
периодами истории страны. Вместе с тем
новая политическая и экономическая ситуация
не могли не сказаться на культуре Исчез
общий стержень культурной жизни - централизованная
система управления и единая культурная
политика Отсутствие объединительной
социокультурной идеи воспринимается
частью общества как проявление глубокого
кризиса.
4.В чём заключается
сущность коммерциализации культуры?
Что представляют собой коммерческий
и некоммерческий сектор культуры?
Наличие альтруистических мотивов
представителей бизнеса, радеющих за состояние
культуры, нельзя отрицать, как и не видеть
в культурной деятельности крупных корпораций
веление времени, их необходимую общественную
миссию. Тем не менее такого рода намерения
сегодня часто уступают желанию более
активного использования связей «бизнес
– коммерция – культура Коммерческая
деятельность непосредственно в культурной
сфере приносит значительную прибыль
и может способствовать ее развитию.
Культурные позиции, по мнению П. Козловского,
играют в оценке товаров огромную роль.
Коммерческие успехи современного
бизнеса в сфере культуры связаны со следующими
аспектами.
Во-первых, бизнес подключается,
прежде всего, к массовой культуре, чтобы
получить прибыль нужно иметь широкий
рынок сбыта продукции, которая одновременно
бы отвечала потребностям многих людей.
Во-вторых, очень быстро находит
формы, удовлетворяющие спонтанно возникающие
культурные потребности.
В-третьих, обращен к наиболее
динамично развивающимся сферам культуры,
технологическим новинкам. Например, шоу-бизнес
ориентируется прежде всего на динамические
сферы культуры, прежде всего экранную
культуру, завоевывающую мир. Она основана
на компьютерно-космической технологии
обработки информации. Сети коммуникаций
позволяют легко трансформировать информацию,
что открывает широкие рубежи создания
самых экстравагантных произведений,
приносящих десятки миллионов долларов
прибыли.