Культура как предмет социологического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:32, контрольная работа

Краткое описание

1.Какие элементы составляют структуру художественной культуры
2.Назовите основные структурные элементы культуры. Какие подходы к описанию структуры культуры Вам известны?

Вложенные файлы: 1 файл

социалогия.docx

— 119.97 Кб (Скачать файл)

Опасность состоит в том, что происходит разделение, размежевание культурных ценностей в зависимости от социальной потребности определенного класса, слоя, группы. Весь процесс формирования социальных ценностей средствами массовой информации можно условно разделить на три этапа. Первый - синтез определенной ценности на основе наблюдения за отдельными фактами общественной жизни и показа этих фактов. Второй – популяризация или включение в систему уже существующих в обществе ценностей способом анализа уже синтезированного идеала или отрицательного явления. И третий - заключительный - инклюзия путем пропаганды данной ценности в обществе.

3.Опишите основные направления и идеи художественной культуры конца ХХ – начала  ХХI века?

В конце 20 в в истории культуры формируются направлении, которые в себе несут влияние того времени.

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Абстрактный экспрессионизм послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел немецкий искусствовед Э. фон Зюдов для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов. С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире. Прямыми родоначальниками абстрактного экспрессионизма считаются ранний Кандинский, экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетическим основанием абстрактного экспрессионизма во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма.

Реди-мейд -Термин впервые введенный в искусствоведческий лексикон художником  Марселем Дюшаном  для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Реди-Мейд утверждали новый взгляд на вещь и вещность.

Примитивизм (Наивное искусство). Это понятие используется в нескольких смыслах и фактически тождественно понятию «примитивное искусство» . В различных языках и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре. В русском языке термин «примитивный» имеет несколько негативный смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Наивное искусство. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя высшей ступенью развития.

ОП-АРТ — художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Течение продолжает рационалистическую линию модернизм. Восходит к так называемому «геометрическому» абстракционизму представителем которого был  В. Вазарели (с 1930 по 1997г.работал во Франции) — основоположник оп-арта.

ИНИМАЛИЗМ -минимальное искусство —течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творч. самоограничения художника. Для минимализма характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма.

  1. В чём суть проблемы постмодернизма в искусстве? Выделите художественные и стилевые приёмы, которые воспринимаются как «постмодернистские».

Черты, присущие постмодернистскому искусству и выражающие общую культурную пара¬дигму современности

1. Неопределенность, культ  неясностей, ошибок, пропусков.

2. Фрагментарность и принцип  монтажа.

3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.

4. "Все происходит на  поверхности" – без психологических  и символических глубин, "мы  остаемся с игрой языка, без  Эго".

5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.

6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую  вселенную.

7. Смешение жанров, высокого  и низкого, стилевой синкретизм.

8. Театральность современной  культуры, работа на публику, обязательный  учет аудитории.

9. Имманентность – срастание  сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться  к их обновлению и рефлектировать  над ними.

Одна из основных постмодернистс¬ких идей — демократизация культуры, снижение вер¬ховных ценностей, отказ от высших идеалов, которые в свое время были привлекательными для творцов модер¬нистского искусства. Постмодернизм выдвигает в каче¬стве главного творческого принципа принципиальный плюрализм стилей и художественных программ, миро-воззренческих моделей и языков культуры.

Все элементы культурного пространства, с этой точки зрения, равнозначны. Поэтому любое деление на «высокое» в «низкое», «элитарное» и «мас¬совое» идеологи постмодернизма рассматривают как изначально абсурдное.

Задача разума сводится теперь уже не к поискам истины, а к истолкованию мира. А так как процедура толкования бесконечна, то и всякая попытка интерпретации мира с позиций истины бессмысленна: ни одно из толкований не будет обладать приоритетом перед другими, и ни одно не будет окончательным. Следовательно, все точки зрения имеют право на существование. Отсюда следует расплывчатость постмодернистского сознания, осознание относительности любого знания, чувство неопределенности и бесконечный плюрализм, отсутствие глубины и смысла.

5.Охарактеризуйте художественные интересы российской молодёжи (для подготовки ответа на вопрос воспользуйтесь данными социологических исследований).

По данным социологического исследования, среди выпускников московских школ с целью выявления их гражданской и нравственной зрелости, добрыми и чуткими считают себя 47,9% опрошенных учащихся; добросовестность и исполнительность отмечает в себе лишь половина из них (51,5%); честность и порядочность - 56,2%; умение приспособиться к жизни, как ценное качество личности, рассматривают 37,9% респондентов. Продолжается процесс переориентации нравственного сознания и чувств российской молодежи по отношению к тем явлениям, которые недавно категорически осуждались: невыполнение долга, данного слова, проявление нечестности, неверности, половой распущенности, наркомании, иждивенчества, воровства, проституции, гомосексуализма, поклонение западным ценностям и т.п.

Интеллектуально-образовательные ценности молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Быстро увеличивается количество заболеваний и отклонений, растет число детей с умственными недостатками, что является, в частности, следствием многолетней алкоголизации народа, а также неполноценного питания и систематического недоедания многих детей.

Тема 6. Социокультурные трансформации современной России

  1. Опишите модели моностилистической и полистилистической культуры (по Л.Г. Ионину). Какая модель характерна для современной российской культуры?

1. Иерархия. Имеется в виду как иерархия произведений культуры, так и иерархия \"культурных экспертов\". В рамках моностилистической культуры всегда понятно, какая идея является истинной, а какая – ложной, кто имеет право выносить суждения и оценки, а кто – обязан учитывать эти мнения.

2. Канонизация. В рамках моностилистической культуры существуют устоявшиеся формы культурной практики. \"Канонинизируется\", например, искусство. Художник обязан следовать определенной традиции. В качестве примера можно привести древнерусскую иконопись. Иконы писались разными авторами.

   3.Упорядоченность. Моностилистическая культура четко предписывает, где, кем и когда должны совершаться те или иные значимые культурные действия.

4. Тотализация. Тотализация – это тенденция моностилистической культуры к \"всеохватности\", построению единой универсальной культурной формы, потенциально включающей в себя все, создающую общую систему интерпретации реальности во всех ее проявлениях.

   5. Исключение. Понятие \"исключение\" Л.Ионин использует для обозначения тенденции моностилистической культуры отторгать те элементы, которые не вписываются в существующую систему представлений.

   6. Упрощение. Если вышеназванная \"процедура\" исключения невозможна, чуждый и непонятный элемент \"упрощается\" – т.е. происходит его интерпретация в известных и привычных терминах и формулах.

 

   7. Официальный консенсус. Подавляющее большинство носителей моностилистической культуры разделяют свойственные ей идеи, представления и верования, не подвергают их сомнению.

   8.Позитивность.Носители моностилистической культуры ориентированы на сохранение существующего положения дел и воспринимают его как естественное и правильное.

   9. Телеология. Моностилистическая культура, как правило, предполагает наличие разделяемого всеми ее носителями представления о цели существования. Например, моностилистическая советская культура ориентировалась на построение коммунизма.

1. Деиерархизация. 2. Деканонизация 3. Неупорядоченность 4. Детотализация. 5. Включение.  6. Диверсификация 7. Эзотеричность. 8. Негативность 9. Ателеология.

2. Что такое кризис культуры? Какие признаки кризиса культуры выделял П.А. Сорокин?

Кризис культуры диалектически взаимосвязан с массовым кризисным сознанием, которое представляет собой реальное сознание людей, вовлеченных в кризисное событие. Анализ проблем кризиса культуры и его связи с кризисным сознанием осуществляется сквозь призму смены культурных парадигм.

П.А. Сорокин   выделял  культуру на типы идеациональная – реальность понимается как не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие, цели и потребности в основном духовные, степень их удовлетворения максимальная, способ их удовлетворения – отказ от потребностей физиологических чувственная – реальность мыслиться как становление, прогресс, преобразование; потребности в основном физические; способ их удовлетворения – преобразование материального мира.Смешанный тип – идеалистический тип.основные причины кризиса культуры  В его работе <<Социальная и культурная динамика>  это перезрелость  чувственной культуры западного мира, Активная милитаризация мира, Стремление противостоять изменениям типа культуры. А пути из выхода щтого кризиса  для него были  Не воскрешать прошлое, а облегчить переход от чувственной к идеациональной культуре,  Составить конструктивные планы для будущего общества и будущей культуры.

3. Как Вы считаете, наблюдается ли кризис культуры в современной России? Каковы причины кризиса российской культуры? Какие слои общества охватил кризис культуры?

В наше время культура все чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры.

В сложных исторических и природных  условиях Россия выстояла, создала  свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры.

Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства. Культура новой России, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса.

4.В чём заключается сущность коммерциализации культуры? Что представляют собой коммерческий и некоммерческий сектор культуры?

Наличие альтруистических мотивов представителей бизнеса, радеющих за состояние культуры, нельзя отрицать, как и не видеть в культурной деятельности крупных корпораций веление времени, их необходимую общественную миссию. Тем не менее такого рода намерения сегодня часто уступают желанию более активного использования связей «бизнес – коммерция – культура Коммерческая деятельность непосредственно в культурной сфере приносит значительную прибыль и может способствовать ее развитию.   Культурные позиции, по мнению П. Козловского, играют в оценке товаров огромную роль.

Коммерческие успехи современного бизнеса в сфере культуры связаны со следующими аспектами.

Во-первых, бизнес подключается, прежде всего, к массовой культуре, чтобы получить прибыль нужно иметь широкий рынок сбыта продукции, которая одновременно бы отвечала потребностям многих людей.

Во-вторых, очень быстро находит формы, удовлетворяющие спонтанно возникающие культурные потребности.

В-третьих, обращен к наиболее динамично развивающимся сферам культуры, технологическим новинкам. Например, шоу-бизнес ориентируется прежде всего на динамические сферы культуры, прежде всего экранную культуру, завоевывающую мир. Она основана на компьютерно-космической технологии обработки информации. Сети коммуникаций позволяют легко трансформировать информацию, что открывает широкие рубежи создания самых экстравагантных произведений, приносящих десятки миллионов долларов прибыли.

Информация о работе Культура как предмет социологического анализа