Культура как результат человеческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 11:58, реферат

Краткое описание

Среди тех определений, которые главным принципом своего рассмотрения делают результаты человеческой деятельности, есть несколько вариантов — от предельно широкого до наиболее узкого. Подчеркнем еще раз, что эта система определений в качестве культуры рассматривает только результаты человеческой деятельности. Среди них мы выделим надприродное, аксиологическое (ценностное) и нормативное определения культуры (см. схему 1).

Вложенные файлы: 1 файл

Культура как результат человеческой деятельности.docx

— 26.97 Кб (Скачать файл)

Однако техника, будучи, посредником  между производителем и получателем, сама по себе нейтральна. Она может  быть использована для создания как шедевров, так и низкопробной продукции, рассчитанной на невзыскательный вкус массового потребителя. Все зависит от общества, начавшего решать индивидуальные проблемы при посредстве тиражирующей техники. Поэтому можно сказать, что массовая культура — явление, связанное с развитием самой техники, с индустриализацией общества, с отчуждением человека в обществе. Массовая культура выступает и как орудие этого отчуждения, и как средство, компенсирующее человеку многие его утраты. Она создает и поддерживает иллюзии и мечты обывателя, возмещает ему то, чего он никогда не имел и вряд ли будет иметь. Имидж шоу-мена, образ страдальца или страдалицы из очередного сериала, в котором всегда обеспечен хеппи-энд, облик преуспевшего и преуспевающего ловкача, ковбоя или ревнителя справедливости, пробивающего себе путь кулаками или оружием, и многое другое призваны отвлечь, увести от реального мира с реальными заботами. Самой важной особенностью массовой культуры становится то, что она не рассчитана на человека, являющегося личностью, и сама не поднимается на личностный уровень (см. также главу XXI).

Низшим уровнем культуры является маргинальная культура (лат. margo “край”, marginal “находящийся на обочине, с краю”), включающая в себя ту человеческую деятельность и ее продукты, которые находятся на тонкой грани, отделяющей общество от природы: за пределами этой грани — животное состояние. Это — все то, что унижает человека и его достоинство: расовая нетерпимость и насилие, нецензурщина и порнография, индустрия уничтожения людей, преступления и аморальное поведение, невежливость и невежество. В каждом обществе есть специфические группы людей, являющиеся носителями маргинальной культуры: это люди, по объективным причинам или в силу случайных обстоятельств оказавшиеся за пределами социума, различные асоциальные или антисоциальные группы, бандитские формирования и др. Маргинальная культура иногда становится формой стихийного протеста, свойственного человеку “толпы”, подверженной эмоциям разрушения. Поэтесса Новелла Матвеева писала, что

 

...Путь от Платона к  планктону

И от Фидия к мидии прост.

[190]

 

На Западе такого рода явления  обозначены понятиями “антикультура” или “контркультура”. Как бы ни были уродливы подобные формы проявления человеческих действий, они существуют лишь в человеческом обществе, поэтому, согласно надприродному определению, представляют собой особый уровень существования культуры.

В системе надприродного определения культуры можно выделить и другие ее феномены: например,профессиональную культуру, молодежную культуру и т. д. Это говорит о том, что, во-первых, между всеми уровнями культуры имеется некоторое количество переходных, во-вторых, надприродное определение культуры столь широко, что требует постоянного уточнения, конкретизации исходных критериев. Отнесение к культуре всего, что создано людьми, может размывать рамки культуры в целом. Учитывая эти и другие недостатки надприродного определения, культурологи пытаются для определения культуры выделить какие-либо качественные характеристики, дающие возможность более полного проникновения в ее сущность. Одной из таких качественных характеристик становится понятие ценности и связанное с ним определение культуры.

 

 

 

 

Использованная  литература:

1. Мир культуры (Основы  культурологии). Учебное пособие. 2-е Б95 издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002. — 712 с.


Информация о работе Культура как результат человеческой деятельности