Как и понятие общество, понятие
культура многозначно. Очень часто, особенно
в обыденном сознании, приходится встречаться,
например, с достаточно узким пониманием
культуры, как только искусства и литературы.
Но даже если к этому добавить образование
и воспитание, философию, науку, религию,
мораль и другие формы общественного сознания,
содержание понятие культура далеко не
будет исчерпана, поскольку в него должна
быть включена не только духовная, но и
материальная культура.
Духовная культура – это знание
и идеи, законы и другие нормы,
правила и модели поведения,
ценности образцы символы и
ритуалы, обычаи и традиции, язык.
Материальная культура – это жилые и производственные
здания, оборудование, техника и технология
предприятий, орудия труда, религиозный
храм, предметы культа, книги, произведения
искусства, предметы быта и украшения,
т.е. всё то, в чём материализуется знание,
умение и верование людей. Например, книга
– объект материальной культуры, а знания,
идеи, в ней изложенные, - часть духовной
культуры; галстук и украшения – явления
материальной культуры, а ритуал ношения
галстука и украшений – элементы духовной
культуры. Таким образом, в систему социальной
культуры входят три основные структурных
элемента:
А) знание, идеи, представления
верования и др., обобщающие человеческий
опыт;
Б) ценности, нормы, цели и
идеалы;
В) традиции, обычаи, обряды.
При всей широте содержания
понятия культура имеет и свои
границы. Во-первых, культурное это
неприродное, не естественно возникающее
и существующее независимо от
людей (хотя и используют природные
объекты и силы в соответствие
с их потребностями и интересами),
а искусственное созданное или
освоенное людьми. Во-вторых, при
всей теснейшей, органической
взаимосвязи Социума и культуры,
их, как уже отмечалось, необходимо
и целесообразно в определённом
отношении и разграничивать, имея
в виду, что социальное выражает
прежде всего форму и структуру общественных
отношений людей в их групповой жизни
и деятельности, а культурное ценностно
смысловое содержание этих отношений,
их форм и структур. На таком разграничении
основано научное определения своеобразия
предметного рассмотрения культуры в
социологии. В третьих, культурное – это
всегда не индивидуальное, а социальное
в том смысле, что оно связано с общественным
взаимодействием людей. Не случайно в
центре социологического анализа находится
личность как социализированный индивид,
т.е. индивид, принадлежащий к определённой
культуре, а не индивид как таковой.
Социологический подход к культуре
непосредственно связан, прежде
всего её места роли в регулировании поведения
людей и социальных групп, в функционировании
развитии общества в целом, т.е. с определением
ценностно-нормативного содержания культуры.
Социологию культура интересует в трёх
основных аспектах:
1) как общеразделяемая
система ценностей, норм, символов и значений;
2) как основы
социализации личности, т.е. как
объект усвоения человеком в
процессе его жизнедеятельности;
3) как-то, что передаётся
людьми от поколения к поколению.
Та часть материальной
и духовной культуры, которая создана
прошлыми поколениями, передана последующим
поколениям, принята и усвоена
ими, представляет собой культурное
наследие. Не всё прошлое культуры
выступает как культурное наследие,
а лишь та её часть, которая признаётся
интересной и полезной нынешним поколениям
и используется ими. Так, далеко не все
модели одежды прошлых десятилетий
и столетий, отражённые, например, в
музеях, включаются в культурное наследие,
а только те, которые применяются
в современной моде.
Итак, социальная культура –
это система социально-значимых
ценностей, норм и правил поведения,
представлений идей, верований и
традиций, общих для людей, связанных
с определённым образом, социально
приобретённых, передаваемых от поколения
к поколению и служащих упорядочению
опыта и социальному регулированию
в рамках всего общества или социальной
группы.
Если речь идёт о культуре
не всего общества, а его части,
тогда нередко используют и
понятие субкультура. Это может
быть культура какой-либо социальной
группы или общности. В каждом
отдельном обществе, помимо общей
для всех или большинства доминирующей
культуры, может существовать и
действительно существует несколько,
и даже десятки субкультур. Например,
в российском обществе в рамках
общероссийской культуры существует
татарская, башкирская, чувашская,
якутская и др., культуры как
её субкультуры; особые культуры
православных, мусульман, буддистов
и др., так же, как субкультуры
российской культуры. Однако из
разновидностей субкультуры, выступает
контркультура, как культурной
или иной частью общества (оппозиционной
части молодёжи, преступного мира и др.)
противостоящая доминирующей культуре
общества в целом.
Наряду со знаниями частью
социальной культуры являются
социальные ценности и нормы.
Социальные ценности – продукт
социального взаимодействия людей
и их групп, в процессе которого
обнаруживается способность того
или иного социального явления
или процесса удовлетворять потребности,
и интересы, желания личности, социальной
группы или общества в целом
и происходит её оценка. Именно
они позволяют каждому члену
общества понять и усвоить,
что в нём признаётся добром,
а что злом; какие черты поведения
личности принимаются, одобряются
и насколько, а какие и насколько
осуждаются. Конечно, не все люди
в одном и том же обществе
привержены одним и тем же
ценностям, одинаково понимают
и принимают принципы добра,
равенства, справедливости, свободы,
братства и т. д. Одни –
сторонники коллективизма, другие–
индивидуализма для одного главное в
жизни – карьера, для другого – богатство,
для другого честность и порядочность
и т. д.
Социальные нормы –
это более или менее общепризнанные
поведенческие стандарты, т. е. разделяемые
обществом или социальной группой
убеждения по поводу целей, которые
необходимо достигнуть, и тех основных
путей и средств, которые ведут
к этим целям. Иными словами, социальные
отвечают на вопрос, как относится к тому,
что уже есть, и к тому, что может быть.
Так, в демократическом обществе мир, свобода,
равенство и братство людей, их честь достоинство,
социальная справедливость, солидарность,
гражданский долг, материальное благополучие,
духовное богатство и многое другое.
Социальные нормы производны
от социальных ценностей и
основываются на них. Социальные
нормы – это правила поведения,
ожидания и стандарты, регулирующие
поведение людей, общественную
жизнь в соответствии с ценностями.
Определённой культуры и определяющие
стабильность и целостность общества.
Соблюдение этих норм обеспечивается
в обществе обычно путём применения
социальных поощрений и социальных
наказаний, т. е. позитивными
и негативными санкциями, выступающими
как более конкретный, прямой
и непосредственный элемент в
структуре социальной регуляции.
Особенно важно для ценностно-нормативной
регуляции жизни общества подразделение
их на правовые и моральные. Первые
проявляются в форме закона, иногда государственного
или административного нормативного акта,
содержат чётные диспозиции, определяющие
условия применения данной юридической
нормы, и санкции, осуществляемых соответствующими
органами. Соблюдение вторых обеспечивается
силой общественного мнения, морального
долга личности. Культура, предписывающая
стандарты правильного поведения, называются
нормативной культурой. Социальные нормы
могут опираться не только на юридические
и нравственные нормы, но и обычаи и традиции.
Уже из сказанного видно, что
социальную роль культуры невозможно
переоценить, поскольку она определяет
само содержание любого социального
явления процесса, жизнедеятельности
всего общества, социальных групп
и личностей. Именно культура
организует человеческую жизнь,
рождает чувство единства, идентичности
членов общества или группы, принадлежащей
к одному, данному обществу. Она,
по выражению американского социолога
Нейла Смелзера, в жизни людей осуществляет
в значительной мере ту же роль, функцию,
которую в жизни животных выполняет генетически
запрограммированное поведение. Исключительно
велика роль культуры в обеспечении целостности,
стабильности и предсказуемости социальной
жизни. При этом, чем более развита и распространена
культура, тем при прочих равных условиях
более велика её роль в жизни общества.
Социальная роль культуры проявляется
в трёх основных аспектах. Во-первых,
культура служит основой и
решающим фактором превращения
индивида в личность, его подготовке
к жизни в обществе, его социализации.
Эта роль определяется тем , что
культура выступает как своеобразный
резервуар накопления, аккумуляции и передачи
социального опыта. Во-вторых, обеспечивая
единство ценностей, норм , значений, идеалов
и верований всех членов данного общества,
соответствующая культура служит его
важнейшей сплачивающей, интегрирующей
силой, во многом определяющей стабильность,
устойчивость всей общественной системы.
Наличие в системе культуры того или иного
общества своеобразных субкультур обычно
не нарушает единства и указанную функцию
культуры, если в них отображается диалектика
общего и особенного при ведущей роли
первого, единство многообразии. Более
того, как показывает опыт, такое многообразие
может служить усилению общественной
интеграции. Если же субкультура в форме
контр культуры, то её роль становится
дисфункциональной, дезинтеграционной.
И в третьих, культура – важнейшая основа
и фактор организации, регулирования и
модернизации общественной жизни. Эта
функция культуры связана, прежде всего,
с тем, что её основную часть составляют
социальные ценности людей, содержание
и стиль их жизни, ориентиры в её развитии.
Особенно наглядно великая социальная
культура проявляется в переходные
эпохи развития общества. Дело
в том, что культура настолько
широко, повсеместно и глубоко
в ткань общественных отношений,
что, когда общество переживает периоды
нормального, относительно и сравнительно
плавного развития, её роль особо не выделяется,
как бы не заметна, само собой разумеется.
Но вот иногда общество попадает в кризисную
ситуацию, часто связанную с его переходным
состоянием, сразу обнаруживается чрезвычайно
важное значение и ничем незаменимая,
уникальная роль культуры для всей общественной
жизни её организации, функционирования
и развития. Об этом красноречиво говорит
и опыт современной России. Кризисное
состояние её общества обусловлено не
только и, может быть не столько кризисом
промышленного и сельскохозяйственного
производства, сколько духовным кризисом,
когда старая, советская ценностно-нормативная
система оказалась во многом разрушенной,
а новая пока ещё не создана, когда отсутствует
общенациональная идея и т. д. И глубоко
ошибаются те, кто, ища выход из сложившегося
положения, видят его в сосредоточении
всего или почти всего внимания и сил на
решение лишь экономических и политических
задач при явной недооценке на деле место
и роли духовной культуры; кто не видит
недопустимости резкого и длительного
сокращения и без того мизерных ассигнований
на развитие систем воспитания и образования,
науки и духовной культуры; кто не учитывает
менталитет российского общества и пытается
без учёта этого чуть ли не механически
перенести методы хозяйствования и пути
развития культуры других стран в нашу
страну и т. д. Последние несколько лет
реформирования в Росси убедительно показали,
что вне учёта роли культурного фактора,
без его серьёзного роста рациональных
результатов на этом пути достичь невозможно,
а социальная напряжённость и конфликты
не могут быть преодолены.
- Субкультура и контркультура
Субкультура (лат. sub — под и cultura —
культура; подкультура) в социологии и
культурологии — часть культуры общества,
отличающаяся от преобладающего большинства,
а также социальные группы носителей этой
культуры. Субкультура может отличаться
от доминирующей культуры собственной
системой ценностей, языком, манерой поведения,
одеждой и другими аспектами. Различают
субкультуры, формирующиеся на национальной,
демографической, профессиональной, географической
и других базах. В частности, субкультуры
образуются этническими общностями, отличающимися
своим диалектом от языковой нормы. Другим
известным примером являются молодёжные
субкультуры.
В 1950 году американский социолог
Дэвид Райзмен в своих исследованиях
вывел понятие субкультуры как группы
людей, преднамеренно избирающих стиль
и ценности, предпочитаемые меньшинством.
Более тщательный анализ явления и понятия
субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей
книге «Субкультура: значение стиля».
По его мнению, субкультуры привлекают
людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют
общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в
своих трудах использовал понятие «городские
племена» для обозначения молодёжных
субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное
дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения
членов молодёжных субкультур использовался
термин «Неформальные объединения
молодёжи», отсюда жаргонное слово
«неформалы».
Термин «контркультура» впервые был использован
американским социологом Теодором фон
Роззаком, применявшим его для обозначения
новых течений в искусстве, черпавших
вдохновение из источников, противопоставляющих
себя традиционной культуре. Помимо прочего,
контркультура противопоставляла себя
тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное
переживание бытия, находящееся за рамками
умозрительно-логических методов познания.
Контркультура, как правило,
не просто имеет парадигму, отличающуюся
от парадигмы доминирующей культуры,
но и явным образом противопоставляет
себя доминирующей культуре, ставит под
сомнение господствующие культурные ценности,
нормы и моральные устои, создаёт
свою собственную систему норм и
ценностей.
Особо ярко выражена контркультура
была в «молодёжной революции» 1960-х
годов, движении хиппи и 70-х панк.
В СССР примером контркультуры
являлась андерграундная рок-культура.
Литература:
1.Социология культуры: Учебное
пособие. М.: Издательская корпорация
«Логос», 1996. 280. с.