Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:02, реферат
Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культурах различных эпох (античная, средневековая и т.д.), о культурах различных этносов и стран (русской и России, французской и Франции), о религиозных культурах (буддийской, исламской, христианской), культурах различных социальных и профессиональных групп (крестьянской, помещичьей, городской, сельской) и даже о культуре отдельных личностей (Пушкина, Конфуция и др.). Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и социологический).
Введение 3
1. Творчество как способ формирования индивидуального мира культуры. 5
2. Культура как многофункциональная система: традиция и социальная память человечества, как способ реализации творческих возможностей человека. 8
2.1 Структуризация культуры 8
2.2 Функции культуры 10
Заключение 14
Список использованных источников 15
Культура не только приобщает человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко ограничивает все виды его общественной и личной деятельности, соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее регулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека. З. Фрейд определял ее как «все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможностей совместной жизни. C этим вряд ли следует спорить, ибо культура нормативна. В дворянской среде прошлого века было нормой на сообщение знакомого о том, что он женится, реагировать вопросом: «И какое за невестой берете приданое?». Тот же вопрос, заданный в сходной ситуации сегодня, может быть расценен как оскорбление. Нормы изменились, и забывать об этом не следует.
Однако культура не только ограничивает свободу человека, но и обеспечивает эту свободу. Отказавшись от анархистского понимания свободы как полной и ничем не ограниченной вседозволенности, марксистская литература долгое время упрощенно толковала ее как «осознанную необходимость». Между тем, достаточно одного риторического вопроса, дабы показать, что познание необходимости есть лишь условие свободы, но еще не сама свобода. Последняя же появляется там и тогда, где и когда у субъекта появляется возможность выбора между различными вариантами поведения. При этом познанием необходимости определяются те границы, в которых может осуществляться свободный выбор.
Культура способна предоставить
человеку поистине безграничные возможности
для выбора, т.е. для реализации его
свободы. В понятиях отдельного человека
практически безгранично
Овладение общей и профессиональной
культурой выступает
Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.
И, наконец, последняя из
основных функций культуры - ценностная.
Она тесно связана с
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как рядом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более ошибочного представления о культуре, чем представление ее в статичности и неизменности. Культура - всегда процесс. Она находится в вечном изменении, в динамике, в развитии.
Система культуры в наши дни настоятельно требует разумного вмешательства. Современное состояние культуры не отвечает глобальным задачам, стоящим перед человечеством и поэтому культура должна быть реформирована, а для этого должно быть изменено сознание людей. Современный «человек массы» недалеко ушел от первобытного человека. Он не знает значение самого себя, является заурядным и средним, знаменует собой тиранию пошлости. Создается слой людей, который не успевает окультуриться и не соответствует сложности цивилизации. “Пространство культуры”, представляет собой нерасторжимое целое и отставание одной стороны неизбежно приведёт к отставанию культуры в целом. Падение гуманитарной культуры или какой-либо из сторон этой культуры (например, музыкальной) обязательно, хотя, быть может, и не сразу очевидно, скажется на уровне развития даже математики или физики. Культура живет общими накоплениями, а умирает постепенно, через утрату отдельных своих составляющих, отдельных частей единого организма. Культура человеческого сообщества должна стать разумно управляемой системой. Главной заботой культуры должна стать свобода сознания.
В частности, воспитание и
образование должны быть ориентированы
не на загрузку памяти, как происходит
сейчас в современных школах, а
на раскрепощение сознания и рост
его творческого потенциала. Необходима
своевременная профилактика культуры
как живой системы.
1. Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др.; Под ред. Н.Г.Багдасарьян.—.4-е изд., испр.— М.: Высш. шк., 2002.— 511 с.
2. Безглубокая С.А. «Культурология в системе технического образования: синтез интеллекта и творчества» // Социально-гуманитарные знания [Текст]. / Безглубокая С.А. – М, 2001г., №5, 161-167 с.
3. Швейцер А.В. Культура и этика [Текст]. / Швейцер А.В. - М., 1973 г. – 153с.
4. Кузнецов П.Е. Культурология [Текст]. / Кузнецов П.Е. - Самара, 1999 г. – 231с.
5. Зиммелъ Г.С. Философия культуры //Избранное [Текст]. / Зиммелъ Г.С. - М., 1996 г. - 306 с.
6. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества [Текст] / Бердяев Н.А.- М., 1989 г. – 240с.
7. Конев В.А. О сущности освоения культуры // Методологические проблемы освоения культуры [Текст] / Конев В.А. – М., 1988г. - 115 с.
Информация о работе Культура как способ реализации творческих возможностей человека