Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 00:56, реферат
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении.
ОСОБЕННОСТИ
ПЕРВОБЫТНОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ
Форма социализации в первобытном обществе.
Синкретизм первобытной культуры и основные схемы ее
классификации. Язык - как начало культурного процесса.
Формы первобытной религии: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.
Способы существования веры: миф, ритуал, обряд, табу.
Первобытное искусство.
Мировая культура берет свое начало в первобытном обществе. Именно в этот период, около 40 тысяч лет назад, происходит становление «Человека разумного» (Homo Sapiens), как результата биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Среди представителей Homo Sapiens начинает присутствовать индивидуальная вариативность поведения, которая была неизвестна животному миру. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. В свою очередь программирование поведения человека начинает определять культура. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным признаком первобытного сообщества, который характерен для Homo Sapiens.
Первобытная культура явилась исторически первым типом традиционной культуры, для которой характерно:
-
медленные темпы изменений
-
ориентация на повторение
-
приверженность существующим
- господство сакральных, канонизированных представлений в сознании;
- отсутствие письменности.
Главной чертой первобытной культуры является ее синкретизм (греч. syncretis - соединение) т. е. нерасчлененная слитность человека и природы. Деятельность и сознание первобытных людей выражают данное отождествление со всем, что они видят вне себя: с растениями и животными, с водоемами и горами, с солнцем и звездами. Синкретизм проявлял себя и во взаимопроникновении художественно-образного познания мира и его религиозно-мистического истолкования. Корни синкретизма находились в производственной деятельности первобытных людей, в которой слитность разных аспектов деятельности была реализована практически. Таким образом, в одно целое были соединены:
- охота и собирательство - унаследованные человеком от животных способы потребления природы;
-
изготовление орудий труда - феномен
созидательной деятельности
Существенным
проявлением синкретизма
Сложился ряд схем классификации основных этапов развития первобытной культуры. Ее разделяют по социальному устройству на:
- эпоху родового стада;
-
эпоху родового строя (
- эпоху военной демократии.
Существует археологическая периодизация первобытной культуры по материалу, из которого изготавливались орудия труда и оружие. Она включает в себя разделение на:
-
каменный век (40 - 4 тыс. до н.
э.), который, в свою очередь,
подразделяется на: древний - палеолит
(40 - 12 тыс. до н. э.), характеризующийся
примитивными каменными
-
бронзовый век (3-2 тыс. до н.
э.), отделивший ремесло от
- железный век (1 тыс. до н. э.), динамизировавший неоднородное развитие мировой истории и культуры.
Духовная культура первобытных собирателей и охотников включала в себя:
- первоэлементы морали;
- мифологическое мировосприятие;
- ранние формы религии;
-
ритуальное обрядовое действо
и начальное пластическое
Главным
условием начала культурного процесса
явился язык. Именно язык и речь открывают
путь не только к самоопределению
и самовыражению древнего человека.
Они формируют важнейший
Первоструктурой морального сознания древних людей выступает культура табу, т. е. запрета половых связей и убийства членов своей группы, осознающихся как сообщество кровных родственников. Помимо этого, с помощью табу происходит регулирование распределения пищи, охраняется неприкосновенность вождя. Обычай табуирования возникает вместе с тотемизмом, т. е. верой в кровно - родственную связь между родом и священным растением или животным, признанием зависимости от них и поклонением им.
В
первобытной культуре сферу «идеального»
образовывало мифологическое мировосприятие,
которое обусловливалось
Как было отмечено выше, первоначальными формами религии являлись:
- тотемизм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») - поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;
- анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;
- фетишизм - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;
-
магия - вера в действенность
особых обрядов (она бывает
любовной, вредоносной,
Особо
выделяются магические представления
о мире древнего человека. Согласно
этим представлениям, успех любой
деятельности был обусловлен не столько
умениями и знаниями человека, сколько
соблюдением им определенных правил
и выполнением специальных
Следует
заметить, что ритуал актуализировал
глубинные смыслы человеческого
существования в древности. Он стал
главным воплощением
Начальное
пластическое художественное творчество,
состоящее из росписей и рисунков
в пещерах, древней керамики, ритуальных
статуэток, амулетов и пр. обнаруживает
одинаковую степень условности, сходство
в деталях и технике
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА —
самый древний тип культуры, определяющий бытие людей на протяжении почти всей их истории.
Чёткие временные
рамки существования
Существа группы HOMO появились около четырёх миллионов лет назад, HOMO habilis (способные изготавливать орудия труда) — около двух, a Homo sapiens — примерно 100 тысяч лет назад.
Древнейший
город — Иерихон — возникает
около 10 тысяч лет назад, а первые
древние государства
Первобытный образ жизни сохраняется и в наше время у некоторых народов Африки, на островах Тихого океана.
Исходя из этого, можно утверждать, что эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в человеческой истории.
Несмотря
на региональные и
Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis — объединение) — неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.
Ещё одна особенность
— отсутствие письменности, обусловившее
медленные темпы накопления информации
в обществе, а отсюда — и медленные
темпы культурного и
На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации — небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.
Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай.
Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.
Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.
Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.
Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.
Индивид не просто должен был вести себя «как все» — он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.
Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу — обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).
Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.
С развитием
языка формируется и
Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.
В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.
Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе и тайный — для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным — колдунам, магам).
В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы.
Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир.
Информация о работе Культура первобытного общества.Периодизация и основные особенности