Культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:49, реферат

Краткое описание

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов.
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Содержание

Введение
2. Глава 1. Факторы возникновения культуры.
3. Глава 2. Этапы развития культуры.
4. Заключение
5. Библиографический список
6. Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

культурология 262200.docx

— 220.16 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

                 ______________________________________________________________

Кафедра: Философии и социальных наук

Дисциплина: Культурология

РЕФЕРАТ

Тема: Культура первобытного общества.

Название: Факторы и этапы развития культуры первобытного общества.

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка учебной группы ТЗ-47, 1-й курс, специальность 262200, Поротикова А.И.,

Дата выполнения:

Проверил:

Дата проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание:

1. Введение

2. Глава 1. Факторы возникновения культуры.

3. Глава 2. Этапы развития культуры.

4. Заключение

5. Библиографический список

6. Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

История культуры — это  история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и  их творений, легших в основание  современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.

Возникновение культуры связано  с появлением человечества. Множество  различных теорий стремится объяснить причины его появления: шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного”. Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология.

Другая, весьма распространенная, теория — теория эволюции Ч. Дарвина. Для него человек был высшим природным творением, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным к существованию даже в самых неблагоприятных внешних условиях. Существуют и современные варианты эволюционистской теории. Так, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874—1928) считал, что человек вовсе не был совершенством в животном мире, напротив, он был физически слабее многих своих животных собратьев, его органы чувств были хуже развиты, чем у них, но он обладал даром подражания и жил “по мерке любого вида” животных, используя различные способы укрытия, питания и приспособления. Л. Н. Гумилёв создал «космическую» теорию происхождения человечества. Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы. Биосфера, с его точки зрения — энергия, нас питающая”. Другие виды энергии — это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От совокупного действия разных видов энергии зависят периодические всплески пассионарности (лат. passio “страсть”), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилёв представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы понять труды  и дни людей в мире от древности  до сегодняшнего дня, увидеть в них  то, что должно составлять главную  ценность отдельной человеческой жизни  и жизни всего человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Глава 1. Факторы возникновения культуры.

Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих  жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным  основанием рассуждать о первобытной  культуре.

Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.

Появление орудий труда.

  • Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называется каменным веком (свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад). Он делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

Палеолит (греч palaios “древний” + lithos “камень”) делится на эолит (“заря камня”), нижний, средний и верхний палеолит. Эолит — эпоха первых орудий человека, которые могли быть и деревянными и каменными, из которых до нас дошли только последние. Часть из них были естественными орудиями, т. е. камнями, по своей природе имеющими форму, пригодную для примитивного труда, часть — искусственными, т. е. осколками кремня и других ломких каменных пород, созданных путем дробления их ударами камней более твердых пород. Нижний палеолит характеризуется появлением орудий устойчивой, правильной формы, годных для разбивания плодов и костей, убивания животных, разрезывания и т. п. Средний палеолит — период возникновения более мелких, но зато более пригодных для употребления режущих и колющих орудий.

К этой эпохе относится  возникновение кровнородственной  семьи и восходят следы изобразительного искусства. Присвоение растительной и  мелкой животной пищи в форме простого собирательства осуществляется без  разделения труда. Верхний палеолит—  эпоха обработки камня путем  надавливания, что позволило придавать  орудиям новые формы и изготавливать  каменные ножи, наконечники дротиков и копий, сверла, резцы и т. д. Работая  ими, люди ускорили производство, у них стали появляться и увеличиваться случайные излишки добытого. Охота разветвилась на звероловство и рыбную ловлю и стала “специальностью" взрослых мужчин. К этому времени относится, вероятно, и изобретение добывания огня трением. Развилось и усложнилось разделение труда, появились групповые семьи.

Мезолит (греч. mesos "средний, промежуточный"), или, как его иногда называют, протонеолит (греч. protos "первый"),— эпоха совершенствования камнеобделывания. Появляются лук и стрелы, микролитические изделия (т. е. снабженные тонкими каменными пластинами) с геометрически правильными формами, с острыми выровненными лезвиями, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в роговых или костяных орудиях, изготавливаются ручные мельницы, сети, плоты, лодки. С приручением собаки звероловство становится более продуктивным. Все это обусловило появление постоянных запасов. В первобытном племени складываются матриархально-родовые отношения.

Неолит — дальнейшее усложнение и совершенствование камнеобделывания (полированные и сверленые каменные орудия), переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Изготовление и применение орудий труда делает человека человеком, изменяя в его жизни все: от анатомии до образа жизни.

Животное обеспечивает свое выживание в пределах видовых  возможностей, воспринимая внешние  стороны вещей. Пользуясь органами чувств и генетическими программами, оно изменяет мир лишь количественно. По мнению многих исследователей, человек  может действовать “по мерке  любого вида”, первоначально подражая различным живым существам. Но постепенно, с расширением образной сферы  сознания, он начинает создавать образы желаемого, в том числе и образы предметов для добычи пищи, ему  становится недостаточно внешней информации о предметах, у него возникает  потребность в сведениях об их внутренних, существенных связях. В  психике человека появляется способность, в корне отличающая его от животных: способность воображения и фантазии. Современные специалисты по зоопсихологии  вообще считают, что человек как  существо, обеспечивающее свое выживание  собирательством, наиболее развит и приспособлен к дальнейшему развитию. Изобретение инструментов позволило человеку стать хозяином окружающей его среды. Поисковая деятельность, связанная с жизнеобеспечением, способствовала развитию абстрактного мышления, возникновению речи, появлению новых способов организации труда и общества, а также различных форм познания — мифологии, религии, искусства. Устанавливаются традиции и обычаи, правила поведения, ритуалы и прочие явления уже культурной деятельности человека.

2. Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Самое важное последствие введения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада, хотя ценность приобретает только жизнь соплеменника и по вполне понятным мотивам: все незнакомое, за которым стояла непознанная и потому уже опасная неизвестность, страшило людей. Современный итальянский ученый Умберто Эко говорит, что современный шовинизм или расизм во многом выступает как знак, обозначающий пережиток первобытного состояния: враждебно то, что не принадлежит к нашему роду, нашему образу жизни, все, что “не наша кровь” .

Другое, еще более значимое для дальнейшей жизни и деятельности людей табу было связано с регуляцией отношений между полами. В первобытном  обществе количество людей в роду во многом зависело от условий существования. При благоприятных условиях наличие  беременных женщин и младенцев не обременяло общину. Но в периоды  ухудшения условий жизни (природные  катаклизмы, необходимость миграции и др.) их большое количество только затрудняло жизнь всего сообщества. Считается, что при ухудшении  условий жизни появляется необходимость  ограничить свои потребности и, естественно, в первую очередь — пищевые  и половые инстинкты. Регулирование  брачных отношений осуществлялось путем ограничения числа брачных  пар, прежде всего запрещения брачных  отношений между прямыми родственниками. Эдуард Тайлор усматривал связь этого табу с тотемизмом. Он считал, что тотемизм наложил табу не только на убийство тотема, но и на брачные отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которой инициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе, но изменение межличностных отношений привело к появлению новых ценностей, легших в основание единобрачия, моногамии (греч. monos “один, единственный” + gamos “брак”). В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто человеческое стремление. Правда, попытки выяснения своего происхождения основывались чаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,— ототем “его род”, а у одного из племен австралийских аборигенов — “это наше мясо”) — одной из форм первобытных верований, представлением о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками. Табу распространялось и на тотема — своего “родственника” (отца или старшего брата), которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда “размножения” тотема. Табу стало основой появления различных обрядов, связанных с соблюдением запретов и с периодами снятия их — праздниками. Как было замечено, возникновение табу — одно из условий появления морали.

3. Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано также и с захоронениями, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи (эолит и нижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением представлений о загробной жизни.

В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы  по сторонам света, в направлении  восток — запад. Значит, люди связывали  свои наблюдения над природой со своим  существованием, рождением и смертью. Большинство обнаруженных захоронений  находилось в помещении жилой  пещеры, хотя и располагалось ближе  к ее краям. Умершие не исключались  полностью из человеческого сообщества, их связь с живыми продолжала ощущаться  как реальная. Об этом же говорят  и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что и после смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народов сложилось представление о том, что умерший предок осуществляет связь живущих с таинственными силами мира. Все эти факты объясняют появление разного рода культов, прежде всего культа предков.

4. Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Об игре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлении человеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга (1872-1945) в книге “Homo ludens”. Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно в игре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частью магического действия или нет. Всевозможные ритуальные игрища, связанные с какой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством), воспроизводят весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному, считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет к успеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровом процессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника. Игровое начало служило выработке определенных форм поведения, ритуалов, связанных с миросозерцанием человека на ранних стадиях его развития, обычаев и традиций, поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит в основе некоторых видов искусств, в особенности театра и танца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Этапы развития культуры.

Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и  в пространстве, которые осваивало  человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.

Самое раннее отношение человека с природой — некое равновесие, партнерство, или, по выражению Л. Н. Гумилёва, гомеостазис (греч. homoios “подобный, одинаковый” + stasis “неподвижность, состояние”). Человеческое сообщество, представляющее собой небольшую группу людей (20—50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенный участок земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природных даров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д.). Этот участок земли для людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительной безопасности, имея максимум того, что могут получить. Когда ресурсы оказываются исчерпанными, сообщество ищет другую территорию, которая станет для него следующей экологической нишей.

Первобытная культура была консервативной: любое новшество  нарушало привычный ход вещей  и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или  даже смертельными бедствиями. Кроме  того, при небольшой продолжительности  жизни (средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог  быть значительным, а сменяемость  поколений была частой, поэтому выживание  зависело от точного воспроизведения  накопленного опыта. В этой связи  первобытная культура ориентировалась  на прошлое, старательно формировала  стереотипное поведение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, но происходили. Они  касались всего способа жизнедеятельности  людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община.

Информация о работе Культура первобытного общества