Культура речи и средства эффективного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………...2
1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения
1.1 Становление культуры речи как науки ……………………………………………...3 - 4
1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции…………………………..5 - 8
2.Культура общения и культура речи
2.1 Общение как социально - психологический механизм взаимодействия людей …..9 - 11
2.2 Этикет и культура речевого общения ………………………………………………..12 - 13
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список литературы ………………………………………………………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

моя конт. русский.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Рассматривая психологические  аспекты проблемы общения в контексте  деятельностного подхода, исследователи иногда подчеркивают возможность его условного типологического подразделения на продуктивный я репродуктивный типы. В основу такого типологического разделения положены хорошо известные представления о двух основных типах деятельности человека - творческом и репродуктивном. Соответственно этому подходу, общение творческого типа возникает в том случае, когда ситуация межличностного взаимодействия обладает неопределенностью, т.е. нестандартна и не может быть разрешена стереотипными (алгоритмизированными) способами. Необходимость в решении новых задач, в изменении и порождении новых операций, их соотношения и т.п., является условием актуализации творческого потенциала личности, становления новой системы мотивов и целей.

Репродуктивный тип общения характеризуется возможностью использования стандартных операций, что определяется неизменностью целей. Личность в этом случае решает привычные задачи, действует формально, используя в решении задач общения уже отработанные алгоритмы, руководствуясь привычной мотивацией.

Показательно, что выделенные психологическими исследованиями два типа общения  не проявляются в чистом виде. Общение  как многокомпонентный процесс  характеризуется сложным сочетанием своих составляющих. В этой связи, согласно представлениям Л.А.Петровской, в общении можно выделить еще два дополнительных типа: глубинное и поверхностное общение.

Особенностью глубинного общения  является преобразование и воссоздание  личностью глубинно-смысловых образований. Поверхностное же общение развертывается на внешнем (операциональном и поведенческом) проявлении личности.

Глубинное общение, как правило, отражает субъект - субъектные взаимоотношения, которым свойственно равенство. Иными словами, каждый из участников психологически разделяет позицию  другого: готов к равноактивной деятельности и реально действует, понимая и разделяя интересы другого, способен к понимающему (родственному) взаимодействию, основой которого является потребность в сопереживании, принятии другого как такой же самоценной личности, способности к свободному, непредвзятому отношению к выборам партнера. Все это определяется мерой готовности человека к принятию гуманистической установки.

Поверхностное общение в своем содержании прямо противоположно субъект - субъектному взаимодействию. Целью поверхностного общения является управляющее воздействие. Таким образом, для поверхностного общения характерно доминирование одного из партнеров, при котором взаимодействие скорее является однонаправленным: второму субъекту общения отводится роль ведомого (объекта). Иными словами, он должен подчиняться и следовать целям ведущего.

Для поверхностного типа общения характерны стандартизация действий, манипулирование, монологизм.

Эти крайние варианты - чистые типы общения - в своих сочетаниях образуют взаимосвязанную и разноуровневую систему, для элементов которой свойственны сложные взаимопереходы. Они показывают, что человеческое общение (взаимодействие двух индивидуумов) диалогично, обладает собственной динамикой и глубиной характера проявления.

Функции общения

Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет  общение в процессе социального  бытия человека. Функции общения  многообразны, и существуют различные  основания для их классификации. Одним из общепринятых оснований  классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик – информационной, интерактивной и перцептивной.

Информационно-коммуникативная функция  общества заключается в любом  виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом (в отличие от технического устройства). Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходной системой кодификации/декодификации сообщений.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

Общение невозможно без определенного  уровня взаимопонимания общающихся субъектов.

Понимание – это определенная форма  воспроизведения объекта в знании, возникающая у субъекта в процессе взаимодействия с познаваемой реальностью. В случае общения объектом познаваемой реальности является другой человек, партнер по общению. При этом понимание можно рассматривать с двух сторон: как отражение в сознании взаимодействующих субъектов целей, мотивов, эмоций, установок друг друга; и как принятие этих целей, позволяющих устанавливать взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции или восприятии.

Основными механизмами взаимопонимания  в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация»  имеет в социальной психологии несколько  значений. В проблематике общения  идентификация – это мысленный  процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный  процесс уподобления себя другому  человеку, но с целью «понять» переживания  и чувства познаваемого человека. Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.

Это означает два момента:

а) принятие личности человека в целостности;

б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о  воспринимаемом.

Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекция их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Еще одним механизмом понимания  в общении является межличностная  аттракция.

Аттракция (от англ. attract – притягивать, привлекать) – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношения (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.

2.Культура общения  и культура речи

 

2.1 Общение как социально  - психологический механизм взаимодействия людей

 

Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для  человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой процесс  взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен  деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения: передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для  друга.

В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует  способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения достигается  необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой  довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место общения  в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследуют формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

Психологи рассматривают как форму  деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические  особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают взаимосвязи  между типами культур и формами  общения.

Лингвисты исследуют языковую и  речевую природу социального  и межличностного общения.

Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:

историческая связь актов общения  друг с другом; способность общения  быть выразителем общественного  сознания; способность общения формировать  и использовать культуру.

Профессор Ю.В. Рождественский пишет  об этом так: "Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи" Членораздельность речи, по мнению ученого, "является социальной чертой акта общения, так как позволяет строить новые высказывания из материала прежних и тем самым удовлетворять потребность роста культуры, изменения общественного сознания и организации производства" (там же).

Всякий акт общения включен в историческую последовательность других актов социальной речевой деятельности, а отдельные высказывания соотносятся с другими по форме и содержанию. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность.

Внешней причиной актов общения являются общественные отношения людей, которые устанавливаются и развиваются с помощью языка.

Разделение труда и обмен  его продуктами, организация коллективной жизни социальных групп и всего  общества не возможны без речевого общения.

С помощью актов речи можно описывать  и прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и  направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни  общества. Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными.

Во многих актах общения происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой  для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.

Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое  явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения  невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

Общение как психологический феномен  определяется: общими закономерностями устройства психической системы  человека и психофизиологии речи; этнопсихическими особенностями нации; социально-психологическими особенностями социальной группы; индивидуальными психологическими особенностями личности.

Рассматривая психологическую  природу общения, необходимо учитывать, что:

1) общение является формой психической  деятельности;

2) общение является формой поведения человека;

3) общение представляет собой  межличностное взаимодействие индивидов; 

4) в общении проявляются психологические  свойства личности, ее темперамент  и другие психолого-типологические  характеристики;

5) личность человека формируется  в процессе общения.

Межличностное взаимодействие. Межличностное  взаимодействие в общении характеризуется  как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых  действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием участниками общения речевых действий друг друга.

Информация о работе Культура речи и средства эффективного общения