Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа
Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.
Введение …………………………………………………………………………………...2
1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения
1.1 Становление культуры речи как науки ……………………………………………...3 - 4
1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции…………………………..5 - 8
2.Культура общения и культура речи
2.1 Общение как социально - психологический механизм взаимодействия людей …..9 - 11
2.2 Этикет и культура речевого общения ………………………………………………..12 - 13
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список литературы ………………………………………………………………………..15
Рассматривая психологические аспекты проблемы общения в контексте деятельностного подхода, исследователи иногда подчеркивают возможность его условного типологического подразделения на продуктивный я репродуктивный типы. В основу такого типологического разделения положены хорошо известные представления о двух основных типах деятельности человека - творческом и репродуктивном. Соответственно этому подходу, общение творческого типа возникает в том случае, когда ситуация межличностного взаимодействия обладает неопределенностью, т.е. нестандартна и не может быть разрешена стереотипными (алгоритмизированными) способами. Необходимость в решении новых задач, в изменении и порождении новых операций, их соотношения и т.п., является условием актуализации творческого потенциала личности, становления новой системы мотивов и целей.
Репродуктивный тип общения характеризуется возможностью использования стандартных операций, что определяется неизменностью целей. Личность в этом случае решает привычные задачи, действует формально, используя в решении задач общения уже отработанные алгоритмы, руководствуясь привычной мотивацией.
Показательно, что выделенные психологическими
исследованиями два типа общения
не проявляются в чистом виде. Общение
как многокомпонентный процесс
характеризуется сложным
Особенностью глубинного общения
является преобразование и воссоздание
личностью глубинно-смысловых
Глубинное общение, как правило, отражает субъект - субъектные взаимоотношения, которым свойственно равенство. Иными словами, каждый из участников психологически разделяет позицию другого: готов к равноактивной деятельности и реально действует, понимая и разделяя интересы другого, способен к понимающему (родственному) взаимодействию, основой которого является потребность в сопереживании, принятии другого как такой же самоценной личности, способности к свободному, непредвзятому отношению к выборам партнера. Все это определяется мерой готовности человека к принятию гуманистической установки.
Поверхностное общение в своем содержании прямо противоположно субъект - субъектному взаимодействию. Целью поверхностного общения является управляющее воздействие. Таким образом, для поверхностного общения характерно доминирование одного из партнеров, при котором взаимодействие скорее является однонаправленным: второму субъекту общения отводится роль ведомого (объекта). Иными словами, он должен подчиняться и следовать целям ведущего.
Для поверхностного типа общения характерны стандартизация действий, манипулирование, монологизм.
Эти крайние варианты - чистые типы общения - в своих сочетаниях образуют взаимосвязанную и разноуровневую систему, для элементов которой свойственны сложные взаимопереходы. Они показывают, что человеческое общение (взаимодействие двух индивидуумов) диалогично, обладает собственной динамикой и глубиной характера проявления.
Функции общения
Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны, и существуют различные основания для их классификации. Одним из общепринятых оснований классификации является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон, или характеристик – информационной, интерактивной и перцептивной.
Информационно-коммуникативная
Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.
Общение невозможно без определенного уровня взаимопонимания общающихся субъектов.
Понимание – это определенная форма
воспроизведения объекта в
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.
Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию, и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительное отношение к личности.
Это означает два момента:
а) принятие личности человека в целостности;
б) собственная эмоциональная
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, и коррекция их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.
Еще одним механизмом понимания в общении является межличностная аттракция.
Аттракция (от англ. attract – притягивать, привлекать) – это процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чего является формирование межличностных отношений. В настоящее время формируется расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношения (как положительных, так и отрицательных) как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. Рассмотренные классификации функций общения, естественно, не исключают друг друга. Более того, существуют еще и другие варианты классификаций. Это, в свою очередь, предполагает, что феномен общения как многомерное явление необходимо изучать с помощью методов системного анализа.
2.Культура общения и культура речи
2.1 Общение как социально - психологический механизм взаимодействия людей
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.
Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности. В процессе общения: передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности.
Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.
В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.
В результате общения достигается
необходимая организация и
Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.
Философы изучают место
Социологи исследуют формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.
Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.
Культурологи устанавливают
Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.
Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:
историческая связь актов
Профессор Ю.В. Рождественский пишет об этом так: "Историческая связь с общественным производством, способность выражать общественное сознание и быть носителем культуры составляют социальные качества языка, которые проявляются только в членораздельной речи" Членораздельность речи, по мнению ученого, "является социальной чертой акта общения, так как позволяет строить новые высказывания из материала прежних и тем самым удовлетворять потребность роста культуры, изменения общественного сознания и организации производства" (там же).
Всякий акт общения включен в историческую последовательность других актов социальной речевой деятельности, а отдельные высказывания соотносятся с другими по форме и содержанию. Люди понимают высказывания потому, что в них заключена историческая преемственность.
Внешней причиной актов общения являются общественные отношения людей, которые устанавливаются и развиваются с помощью языка.
Разделение труда и обмен его продуктами, организация коллективной жизни социальных групп и всего общества не возможны без речевого общения.
С помощью актов речи можно описывать и прогнозировать свойства объектов, сообщать о положении дел, договариваться о коллективных действиях с вещами, устанавливать общность мыслей и направлять чувства. Это определяет важную роль речевого общения в жизни общества. Не случайно, что слова общение и общество являются однокоренными.
Во многих актах общения происходит обмен информацией новой только для участников этих актов, но в ряде речевых актов происходит нарастание информации, принципиально новой для всего общества. Такие акты общения обладают общекультурной значимостью.
Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.
Общение как психологический феномен определяется: общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи; этнопсихическими особенностями нации; социально-психологическими особенностями социальной группы; индивидуальными психологическими особенностями личности.
Рассматривая психологическую природу общения, необходимо учитывать, что:
1) общение является формой
2) общение является формой
3) общение представляет собой
межличностное взаимодействие
4) в общении проявляются
5) личность человека формируется в процессе общения.
Межличностное взаимодействие. Межличностное
взаимодействие в общении характеризуется
как объективными данными, свидетельствующими
о влиянии отношений
Информация о работе Культура речи и средства эффективного общения