Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:43, контрольная работа
Актуальность исследования обусловлена важнейшей задачей воспитания современной функциональной культуры речи овладения умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой практике.
Развитие общения способствует более глубокому познанию окружающего мира, налаживанию коммуникативных контактов, развитию мышления. Чем шире круг общения, тем шире возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с людьми.
Введение …………………………………………………………………………………...2
1. Теоретический анализ проблемы культуры речи и общения
1.1 Становление культуры речи как науки ……………………………………………...3 - 4
1.2 Понятие общения, его структура, компоненты, функции…………………………..5 - 8
2.Культура общения и культура речи
2.1 Общение как социально - психологический механизм взаимодействия людей …..9 - 11
2.2 Этикет и культура речевого общения ………………………………………………..12 - 13
Заключение ………………………………………………………………………………...14
Список литературы ………………………………………………………………………..15
Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:
межличностные отношения > характер общения;
характер речевых действий > развитие личных отношений;
восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;
восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.
Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого - социализация личности и корректировка поведения человека.
"Как свидетельствуют
Как пишет В.В. Соколова, "речь окружающих, их речевое поведение, обращенное к ребенку с первых месяцев его жизни звучащее слово - основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несет содержание, - в известной мере задает направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина"
2.2 Этикет и культура речевого общения
Нормы и правила общения условно можно было бы подразделить на этикетные (стереотипные) и неэтикетные (нестереотипные), или творческие.
Как утверждает К. Стошкус, «этикет
– это не просто стандарт поведения,
а более или менее
Этикет помогает быстро ориентироваться в повторяющейся ситуации общения. Этикетные нормы выступают, как правило, азбучными нормами общения.
Определенная ограниченность сферы действия этикета, конечно, нисколько не может умалить значимости этих унифицированных форм поведения.
Этикетные формы общения существовали
тысячилетиями, в них аккумулировался
общечеловеческий опыт, скрытый под
различными классовыми наслоениями. Именно
это общечеловеческое содержание различных
систем этикета является той основой,
которая непосредственно связан
Общение начинается с приветствия, которое является своеобразным знаком признания ценности и достоинства человека. В классовом обществе формы приветствия, как правило, являются отражением иерархических зависимостей.
Правила представления, также как и многие другие нормы этикета, не носят абсолютного характера, они исторически изменчивы, зависят от смены социальных, национальных и социально-психологических условий и традиций.
Формы общения имеют огромное множество вариантов. Выбор форм обращения отражает и меру знакомства, и меру доверия, и меру уважения и во многих случаях оценку личности партнера по общению. Хотя выбор форм этих обращений сложно регламентировать «на все случаи жизни», но в любом случае учет обстоятельств и личности вашего партнера по общению очень важен. Культура обращения, ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора таких форм обращения, которые бы возвышали человека, как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах.
Общение на 3/4 состоит из общения речевого (речь и слушание). Эти нормы общения требуют бережного и внимательного отношения, т. к. нарушение этих норм может иметь самые негативные последствия, поскольку даже случайное слово может привести к конфликту. Речь должна отличаться ясностью, отчетливостью, доступным темпом.
Залогом успешного развития разговора может быть умение слушать. И. Атватер выделяет активное (рефлексивное) и пассивное (нерефлексивное) слушание. Пассивное слушание полезно в тех случаях, когда собеседник активно проявляет свои чувства, очень хочет высказать свою точку зрения, но не имеет возможности этого сделать. Пассивное слушание характеризуется невмешательством в разговор, «минимизацией ответов».
Однако такое умение молчать и уметь пассивно слушать бывает не всегда эффективно. Интимный, доверительный разговор может быть только на добровольных и равноправных началах. Человек очень любит, когда интересуются его персоной, успехами, заслугами, желаниями, и очень не любит, когда говорят о неприятных для него делах, условиях, обстоятельствах, событиях и т. п.
Выбрать тему разговора или вернее, начать разговор нелегко. Важно, чтобы эта тема была, во-первых, интересна и приятна для вашего собеседника и, во-вторых, желательна и для вас самих. Сложно найти общую тему для разговора, но не менее сложно найти общий язык.
Как показывает практика межличностных отношений, этика речевого общения самым тесным образом связана с общими ценностями, принципами и нормами общения. Поэтому во время разговора рекомендуется реже употреблять личные местоимения и особенно такое местоимение как «Я» – это весьма неблагоприятно сказывается на общей атмосфере разговора.
Для того чтобы почувствовать удовлетворение от общения с окружающими, очень важно создать условия, т. е. атмосферу общения, которая зависит от целого ряда как эмоциональных, так и рациональных факторов. Положительная атмосфера общения не только связана с такими качествами личности, как доброжелательность, милосердие, бескорыстие, внимательность, скромность, благородство, деликатность, тактичность, но и помогает им активно развиваться. Эта атмосфера характеризуется взаимным доверием, эмоциональным комфортом, терпеливостью, которая проявляется в каждом жесте, взгляде, высказывании. Искренность чувств имеет огромное обояние, в психологии есть даже такой термин «фасцинация». Прямо обворажительное значение имеет умение слушать собеседника, открытый взгляд, богатый тембровыми модуляциями голос, музыкальность речи, живость чувств, здравый искрометный рассудок и глубокий философский ум.
Правила Д. Карнеги:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям;
2. Улыбайтесь!
3. Помните, что для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком человеческой речи.
4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте другого рассказывать вам о себе.
5. Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника;
6. Давайте людям почувствовать их значимость и делайте это искренне.
Уровень культуры общения определяется не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, он зависит и от гармонического сочетания и развитости этих элементов культуры общения. Если общение, например, ориентировано на гуманистические ценности и цели, но нормы и правила этого общения несовершенны, то говорить о высокой культуре такого общения, наверное, нет смысла. Нельзя говорить о культуре общения и тогда, когда не принимаются во внимания особенности индивидуальности субъекта общения, их потребности, интересы, привычки и т. п. В литературе описывается «Золотое правило общения»: в любой жизненной ситуации ведите себя так, как Вам хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к Вам».
Заключение
Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.
Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Как личность, так и любая общность – продукт их внутреннего и внешнего общения, результат, прежде всего, их коммуникативной деятельности. Это же относится и к предметной деятельности, которая предполагает благоприятное, стимулирующее общение как условие своей эффективности. И это применимо не только к групповой, но и к индивидуальной, в том числе и творческой, активности. Последняя предполагает достаточно высокий уровень внутренней гармонии (или дисгармонии) в общении индивида с самим собой.
Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающие в результате общения. Общение можно рассматривать как способ объединения индивидов, а также как способ их развития. В целях эффективного общения необходимо обладать в первую очередь культурой речи, навыками и техниками общения.
В связи с выше изложенным, в нашем исследовании мы дали теоретический анализ проблемы культуры речи и эффективности общения, выявили сущность, содержание, структуру данных понятий, рассмотрели способы, методы и техники эффективного общения.
Список литературы
1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 1991. - № 4.
2. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970.
3. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск, 1996.
4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М: Русский язык, 1990.
5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1996.
6. Волгин Б. Деловые совещания. - М., 1991.
7. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1998.
8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1998.
9. Далецкий Ч. Практикум по риторике. - М., 1996.
10. Дебольский М. Психология делового общения. - М., 1992.
11. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Киев, 1989.
12. Калинин А.В. Культура русского слова. М: МГУ. - 1984.
13. Колесов В.В. Культура речи. СПб: Лениздат, 1988.
14. Проведение деловых бесед и переговоров. Как добиться своей цели. – Воронеж. - 1991.
15. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Нижний Новгород, 1992.
16. Розенталь Д.Э., М.А. Теленкова «Словарь лингвистических терминов». М, 1954.
17. Сборник статей «О культуре речи». М: Знание, 1981.
18. Сухарев В.А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996.
19. Честара Дж. Деловой этикет. - М., 1997.
20. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - № 4.
21. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М., 1994.
Информация о работе Культура речи и средства эффективного общения