Культура русского зарубежья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 08:54, реферат

Краткое описание

Введение
Обзор отечественной культуры был бы неполным без рассмотрения огромного вклада, в нее, сделанного русской эмиграции.
Изучение культурного наследия российской эмиграции имеет давние традиции на Западе. На родине, напротив, об этом наследии было принято либо умалчивать, либо представлять его в искаженном свете. Лишь несколько лет назад стали рушиться искусственные преграды, разделявшие соотечественников.

Содержание

Вступительная часть……………………………………………………..1
Русское зарубежье………………………………………………………..1
Образование, просвещение и наука русского зарубежья……………...4
Литература………………………………………………………………..9
Искусство зарубежной России………………………………………….13
Заключительная часть (подведение итогов)……………………………15
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Представители второго направления, Н. Бердяев, В. Зеньковский, Ф. Степун, П. Струве, Л. Карсавин, концентрировали внимание на внутренних факторах. На первый план они выдвигали следующие аспекты: разрыв государства и общества, слабость церкви как религиозно-политического института, своеобразие русской религиозности (мессианизм). В отличие от России Европа ими воспринималась как модель цивилизации, сумевшей выработать механизм саморегуляции и самосохранения социально-политической структуры и культурных традиций. Это направление представляется весьма перспективным в отношении развития культурологического анализа.

Большинство русских философов  признавали историческую неизбежность революционного взрыва как следствия своеобразного развития России в последние перед революцией десятилетия и особого склада умонастроений российской интеллигенции. Но они были категорически против теоретического и нравственного оправдания ее как способа решения социальных противоречий и проблем. Русские мыслители доказывали порочность попыток претворения утопии в жизнь, невозможность реального земного воплощения идеалов, как бы привлекательны они не были. По их мнению, невозможно уничтожить зло путем уничтожения носителей зла, ибо никакая перемена внешних условий жизни неспособна изменить сознание людей, которое зависит от внутреннего состояния души. Только постоянное, ежедневное преодоление зла в себе способно утвердить добро в отношениях между людьми. Как писал С. Франк, даже малое, но доброе дело сегодня гораздо важнее и значительнее, чем подготовка себя к великому подвигу завтра и примирение при этом с хотя бы малым злом сегодня во имя торжества добра и справедливости завтра.

Духовное наследие русского зарубежья  нельзя представить без весьма любопытного явления общественной мысли, каким было евразийство. Это движение было основано Н. Трубецким, Г. Флоровским, П. Савицким и П. Сувчанским публикацией в Софии в 1921 г. сборника статей под названием «Исход к востоку». Евразийцы сочетали в себе идеалы славянофильства XIX в. с верой в создание новой культуры, которая объединит Европу и Азию. Они призывали к борьбе человечества против губительного «кошмара» всеобщей европеизации. Ответственность за безудержное проникновение в Россию романо-германской культуры возлагалась на ее агента - русскую интеллигенцию. Европейской культуре противопоставлялась равносильная ей евразийская культура.

Заявив о Евразии как особом субконтиненте, состоящем из отломанной от Европы Европейской России и исключенной из Азии России Азиатской, они придали понятию «Евразия» не только географический, но и культурно-исторический смысл. Евразийцы имели и политическую платформу. Они выступали за создание Евразийской партии в СССР вытеснение ею ВКП (б) с политической арены, овладение государственным аппаратом, проведение крупномасштабных экономических преобразований, в том числе введение «государственно-частной собственности».

Нужно оказать, что в середине 20-х годов даже была оформлена евразийская партия. Однако во второй половине 20-х годов в результате размежевания евразийцев и проникновения в движение агентов ГПУ (операция «Трест») начинается разложение евразийской организации, которое привело к упадку движения в 30-е годы.

Кризис большевистского плана  построения нового общества посредством политики военного коммунизма и переход к нэпу дали импульс поискам российскими философами «третьего пути» развития страны. Одним из вариантов таких стремлений части эмиграции стал сборник «Смена вех», а затем и последующие сменовеховские издания. Мы уже говорили об этом направлении русской общественной мысли при изучении предыдущей темы. Следует подчеркнуть, что идеи и практическая деятельность сменовеховцев объективно способствовали укреплению власти большевиков, усиливая в среде эмигрантов примиренческие настроения и побуждая интеллигенцию к сотрудничеству с советским режимом. Большая часть общественно-политических течений российской диаспоры враждебно относилась к сменовеховцам.

Многие из отечественных  мыслителей писали не только философские, но и богословские труды, осмысливая роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире. Они старались показать значение религиозных истин для просветления и умиротворения человеческой души. Процессорами Православного богословского института в Париже были С. Булгаков, Л. Зандер, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, Г. Флоровский. Здесь же неоднократно выступал с лекциями и С. Франк.

Религиозно окрашенная русская философская мысль оказала определенное влияние и на западноевропейскую мысль. Исследования по истории русской философии показали тесную взаимосвязь русской философии с другими сферами духовного творчества, особенно с художественной культурой. Это было неоднократно проиллюстрировано исследованиями творчества А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и других русских писателей и поэтов, ставивших в своем творчестве философские проблемы. Философские идеи рождались и в самой художественной культуре русской эмиграции, что убедительно демонстрировалось Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и другими.

3. Литература

В более сложной ситуации, по сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители художественной культуры, поскольку художественное творчество определяется в первую очередь эмоциональным настроением и вдохновением. Поэтому для многих отечественных писателей, поэтов, композиторов эмиграция обернулась настоящей трагедией.

Если представители  исполнительского мастерства: художники, скульпторы, архитекторы еще могли каким-то образом адаптироваться к жизни в эмиграции, то для художников слова процесс привыкания к чужой среде проходил более мучительно. Нужно сказать, что были и такие русские писатели, которые успешно писали и на иностранных языках. Особенно те, кто попал в эмиграцию в молодом возрасте: Артур Адамов, Владимир Волков, Яков Горбов, Зоя Ольденбург, Ирина Немировская и другие. Наибольшую известность и признание из таких писателей получил Владимир Набоков, перешедший на английский язык уже в зрелом возрасте. Популярны были также Лев Тарасов, писавший под псевдонимом Анри Труайя, Иосиф Кессель, княгиня З. Шаховская (псевдоним - Жак Круазе), Бабавнуков (Эммануэль Бова). Об их творчестве следует говорить как о вкладе русских в мировую культуру более чем в отечественную.

Писатели старшего поколения, особенно те, кто стал эмигрантом уже  в зрелом возрасте, переживали отрыв  от родины очень болезненно. Большинство  их произведений, созданных за рубежом, посвящены ностальгическому описанию русского быта и нравов России.

После Октября и гражданской  войны в эмиграции оказались  почти все известные русские  писатели и поэты. Большинство из них продолжали свои деятельность, создав целый пласт литературы. Всего  в Зарубежной России с 1920 по 1970 г. на русском языке вышло около десяти тысяч книг. Более семи книг романов и новелл написал И. Бунин, получивший за свое литературное творчество в 1933 г. Нобелевскую премию. Д. Мережковский издал 10 томов исторической прозы позы. Ряд пьес опубликовал Б. Зайцев. Три больших романа и шесть сборников рассказов выпустил И. Шмелев. Увидели свет более десяти книг М. Осоргина, восемь романов М. Алданова. А. Куприн уже в пожилом возрасте написал в эмиграции две повести и несколько рассказов. Почти все свои художественные произведения послереволюционной поры написал в эмиграции и М. Горьких. Активно публиковались в русской эмигрантской периодике со своими стихами, юмористическими и сатирическими очерками А. Аверченко, С. Черный, Дон Аминадо, Надежда Тэффи.

Активно создавалась  за рубежом и русская поэзия. К середине 20-х годов в Париже собрались почти все виднейшие русские поэты как старшего поколения, прославившиеся еще в период серебряного века, так и более молодые, выпустившие до эмиграции только первые свои книги.

Эмигрантских поэтов в период между двумя войнами можно разделить делить на четыре основные группы. Во-первых, это поздние символисты. Главными наследниками символистов в эмиграции были Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский.

Вторую группу поэтов составляли последователи так называемой «парижской ноты» - периода абсолютной свободы и индивидуального своеобразия поэтического творчества. Среди поэтов, следовавших этим настроениям, были Георгий Адамович, Лидия Червинская, Ирина Одоевцева, Борис Поплавский, Игорь Чиннов и другие. Среди эмигрантских поэтов особое место занимала Марина Цветаева. Чрезвычайно индивидуальная, уникальна в своем мироощущении и в стиле Цветаева не вписывалась даже в «парижскую ноту».

К третьей группе следует отнести поэтов-экспериментаторов, пытавшихся соперничать с дадаизмом1[1] и сюрреализмом2[2], Александра Гингера, Анну Присманову, Виктора Мамченко, Юрия 0дарченко.

Четвертую группу поэтов можно представить, как поэтов, следовавших совету Ходасевича просто писать хорошие стихи, не подражая определенному течению, но все же склонявшихся к акмеизму - например, Георгий Иванов.

Вторая мировая война  смыла литературную жизнь «первой  волны». Некоторые писатели к тому времени уехали в Америку - Набоков, Алданов Цетлин. Другие - Шмелев, Ремизов, Осоргин - оказались в оккупированных немцами зонах. Третьи же вернулись в зоны оккупации до того, как немцы заняли Францию - Мережковский, Гиппиус, Тэффи. От рук фашистов погибло несколько писателей: Юрий Фельзен, Юрий Мандельштам, Игорь Воинов, Анатолий Левицкий, Илья Фондаминский, Илья Коровин-Пиотровский, Михаил Горлин, Раиса Блох, монахиня и поэтесса Мать Мария. Среди русских эмигрантов, собравшихся в Берлине для борьбы с большевизмом, оказался романист Николай Брешко-Брешковский.

В послевоенный период поэтическое  творчество в эмиграции получило новые импульсы, породившие новые поиски стиля, формы. Их разнообразие свидетельствует об абсолютной внутренней творческой свободе. Уже после войны вышли антологии и поэтические сборники, охватившие все течения в литературе Зарубежной России.

В эти годы литературное творчество за рубежом продолжало активно развиваться. На смену старшему поколению пришли как молодые русские писатели, родившиеся уже вне родины, так и новые эмигранты из числа так называемых «перемещенных лиц».

Нужно сказать, что хотя во «второй волне» были представители интеллигенции, она, в целом не обладала «критической массой», необходимой для сохранения культурной традиции за рубежом. В 50-х и начале 60-х годов представители «первой волны» по-прежнему занимали главное место в литературной жизни эмиграции.

Одной из главных заслуг «второй волны» в литературе были мемуарный жанр и художественная проза, запечатлевшая опыт недавнего прошлого, поскольку трагедия народа не была объективно отражена в советской литературе, а вывести рукописи из СССР до войны было нелегко. Следует отметить такие книги, как «Соловецкие острова» Геннадия Андреева, «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Враг народа» Владимира Юрасова, «Укрощение искусств» и «Темный гений» Юрия Елагина.

Эмигрировав на Запад, русские  писатели «третьей волны» не прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» писателям советские власти применяли новую тактику - лишение гражданства. Пепвым писателем, которого лишили гражданства, был Валерий Тарсис, депортированный на Запад в 1966 г. Позднее были лишены советского гражданства Александр Солженицын, Владимир Максимов, Александр Зиновьев, Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Эдуард Кузнецов. В 70-80 годы родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели и поэты, как Юз Алешковский, Иосиф Бродский, Наталья Горбаневская, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Эдуард Лимонов и другие. Двое из писателей-эмигрантов «третьей волны» были удостоены Нобелевской премии по литературе: в 1970 г. - А. Солженицын, в 1987 г. - И. Бродский.

Спектр литературных направлений писателей «третьей волны» представляется следующим образом.

А. Солженицын и В. Максимов сохранили великие традиции реализма XIX в. В. Некрасов - также писатель традиционной реалистической школы, использовавший в творчестве «эзопов язык», чтобы обходить советского цензора - на Западе был обескуражен отсутствием привычных для него рамок. Э. Лимонов (Савенко) осуществил свою литературную месть в использовании реалистического метода для изображения мира сексуальных извращений, что можно рассматривать как своего рода преднамеренный акт богохульства против властьимущих.

Роман В. Аксенова «Остров  Крым», романы В. Войновича «Москва 2042» и «Жизнь и необычайные  приключения солдата Ивана Чонкина», книга А. Зиновьева «Зияющие высоты»  могут быть отнесены к облеченной в фантастику политической сатире.

А. Синявский в своем творчестве, выражая протест против реализма, обращался к жанру фантастики. Его ироничная автобиография «Спокойной ночи» была написана в модернистском духе.

Одним из самых наблюдательных и остроумных мастеров юмористического рассказа был Сергей Довлатов, умевший талантливо и иронично передавать мелкие детали эмигрантской жизни.

Традиционные жанры  и приемы в поэзии представлены в  творчестве Н. Коржавина и Н. Горбаневского. Авангардистское направление прослеживается в поэзии Алексея Хвостенко, Виктора Тупицына, Генриха Худякова, Константина Кузьминского.

Следует отметить, что  политизация искусства является причиной крупного раскола в среде эмигрантских писателей: с одной стороны - лагерь сторонников искусства для искусства, с другою - их непримиримые противники, политические моралисты. Но в целом и те и другие вносят неоценимый вклад в общерусскую литературу.

 

4. Искусство  Зарубежной России.

Если говорить об искусстве Зарубежной России, то следует отметить, что оно буквально покорило весь мир. Русские художники, композиторы и музыканты-исполнители, русские оперные, балетные и драматические постановки задавали тон в мировом искусстве.

За рубежом , после революции оказались очень многие выдающиеся музыкальные деятели: композиторы - А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Черепнин; исполнители - В. Горовиц, А. Браиловский, А. Боровский, Б. Маркевич, Н. Орлов, А. Черепнин, И. Эпери, Г. Пятигорский; артисты балета - А. Павлова, В. Нежинский, В. Коралли, М. Кшесинская, А. Данилова; певцы - Ф. Шаляпин, А. Вертинский и многие другие.Большим влиянием в музыкальном мире пользовался Игорь Федорович Стравинский, которому принадлежит целый ряд нововведений в музыку. Исключительным успехом пользовались концерты С. Рахманинова. С. Прокфьев именно в эмиграции проявил свой композиторский дар. Н.Чепепнин активно сочинял музыку и был директором Русской консерватории в Париже. Выдающийся дирижер Сергей Кусевицкий за рубежом завоевал мировую славу. Он возглавлял знаменитый Бостонский симфонический оркестр. Им был основан музыкальный центр, где были опера, драма и школа дирижеров.

Информация о работе Культура русского зарубежья