Культура русского народного танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:34, реферат

Краткое описание

В реферате рассказывается о том, что входит в понятие "танец". Может быть, это просто набор движений или нечто большее?" На этот вопрос автор и постарался отыскать ответ в нескольких источниках.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Русский танец как художественное целое
1.1 Общие признаки и схема жанра………………………………………….4
1.2 Музыка и костюм как составные части целого…………………………6
2. Основные жанры русского танца
2.1 Хоровод…………………………………………………………………..10
2.2 Пляска…………………………………………………………………… 13
Заключение…………………………………………………………………..16
Список литературы………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Русский народный танец реферат.docx

— 35.00 Кб (Скачать файл)

     В каждом районе, городе или селе Курской  области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге  области, в Судженском, Обоянском  районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или  в Фатеже, где тона сарафанов более  строгие, однообразные.

     Конечно же, народный костюм в современной  обработке шьётся из более лёгких тканей, для быстрых, ритмичных плясок используются укороченные варианты сарафанов, но покрой, цветовые особенности, форма головного убора, вышивка  остаются неизменными и в наши дни. Без них танец теряет смысл  и идею, которые были заложены в  него многие века назад. 

 

      2. Основные жанры  русского народного  танца 

     2.1 Хоровод 

     Одним из основных жанров русского народного  танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый  древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.

     Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны  между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена  этот жанр русского народного танца  носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

     Хоровод – русский бытовой танец, в  нём существуют свои формы и правила  исполнения, определённые отношения  между участниками, подчинённые  известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный  жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как  правило, держаться за руки, иногда за один палец – мизинец, часто  за платок, шаль, пояс, венок. Все эти  соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности  исполняется хоровод, каково его  содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

     Хоровод распространен по всей России, и  каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая  фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.

     Орнаментальные  хороводы.

     Если  в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного  сюжета, действующих лиц, то участники  хоровода ходят кругом, рядами, заплетают  из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с  ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

     Неразрывная связь народного художественного  творчества с жизнью народа, с его  песнями, играми, танцами помогла  созданию множества рисунков – фигур  орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских  кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с  образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

     Исполнение  каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит  из нескольких фигур, которые органично  переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении ("Северный хоровод с шалями").

     Игровые хороводы.

     Если  в песне имеются действующие  лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается  в лицах и исполнители с  помощью пляски, мимики, жестов создают  различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

     Песни, под которые исполняются игровые  хороводы, называются игровыми или  хороводными – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов  содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

     Мы  разобрали основные, общие черты  орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого  наиболее древнего и популярного  танца России. Но в различных районах  существуют свои местные особенности  исполнения хороводов, связанные с  природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения. 
 
 
 
 

     2.2 Пляска 

     Пляска  – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

     Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

     Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

     У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения ("выходку"). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, "верёвочку", "гармошку", различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

     Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

     Групповая традиционная пляска.

     В групповой пляске может участвовать  много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой  исполнителей. В некоторых случаях  групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто - либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее часто используемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.

     В каждой области есть своя традиционная, самобытная пляска, и поэтому групповые  пляски часто называют традиционными  или областными. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и своё индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

     Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной  манеры исполнения, обычаев и бережно  передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно  старался не усложнять групповые  пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь. Пример групповой традиционной пляски указан в приложении ("Танок с поясами"). 

 

      Заключение 

     Если  сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можно обнаружить общее и различия.

     Основой фигурного построения танца является круг и линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской.

     Но, все же существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, линии используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче проследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения.

     Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец - это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

 

      Список литературы 

  1. Заикин  Н. И., Заикина Н. А. «Областные особенности русского народного танца» – Орел, 1999.
  2. Климов А. «Основы русского народного танца» – М.: Московского государственного института культуры, 1994.
  3. Устинова Т. А. «Избранные русские народные танцы» – М.: Искусство, 1996.

4.  Захаров Р. «Беседы о танце», М.,1976

5.  «Русский балет»: Энциклопедия, М.,1997

 

Информация о работе Культура русского народного танца