Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:04, реферат

Краткое описание

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus –древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной культуре.

Содержание

Введение…………………………………………………………………............. 3
1. Древнегреческая цивилизация…………………………………................ 4
1.1. Религия………………………………………………………………..…….. 8
1.2. Литература………………………………………………………..………… 9
1.3. Архитектура……………………………………………..………………… 10
1.4. Скульптура…………………………………………………..…………….. 11
1.5. Письменность и язык………………………………………..……………. 11
1.6. Костюм……………………………………………………………………...12
2. Древнеримская цивилизация…………………………….…………….... 13
2.1. Истоки римской цивилизации……………………………..…………...… 14
2.2. Религия………………………………………………………...…………... 14
2.3. Искусство……………………………………………………...………..…. 15
2.4. Литература, поэзия и театр……………………………………..……….... 16
2.5. Архитектура…………………………………………………..………….... 17
2.6. Письменность и язык………………………………………..…………..…18
2.7. Наука…………………………………………………………..…………… 18
Список литературы………………………………….…

Вложенные файлы: 1 файл

Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим).docx

— 47.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.2. Литература 

В  классическую  эпоху  греческая  литература  переживает  расцвет.  Последний  и самый  выдающийся  певец  греческой  аристократии  Пиндар  слагал  торжественные  оды  в  честь  победителей  на  всеэллинских  спортивных  состязаниях — Олимпийских, Пифийских (в Дельфах)  и  др.  Пиндар  не  описывает  самих  состязаний.  Победа  интересует  его  как  возможность  для  прославления  доблести  в  лице  победителя. Доблесть  не  есть  личное  качество  победителя,  она  передается  по  наследству  в  знатных  родах  в  силу  их  божественного  происхождения.

С  начала  VI  века  уже  наблюдается  начало  упадка  литературы.  Большое  развитие  в  этот  период  получают  те  литературные  жанры,  которые  непосредственно отвечали  на  вопросы,  выдвигаемые  частным  и  общественным  бытом:  продолжает развиваться  красноречие  и  создается  философский  диалог.

V век  до  н. э. — время   расцвета  драматического  искусства.  Важнейшими драматическими  жанрами   были  трагедия,  сюжетами  которой   служили  мифы  о  богах   и  героях,  и   комедия,  чаще  всего  политическая.  Наиболее  острым  в  политическом  отношении  жанром  являлась  аттическая  комедия,  которая   по  происхождению  и  по  социальным  симпатиям  была  наиболее  близка  крестьянству.  Крупнейший представитель  этой  комедии — Аристофан,  расцвет   творчества  которого  падает  на  годы  Пелопоннесской  войны.  Особенностью  всех  древних   драм  был  хор,  который пением  и  танцами  сопровождал   все  действие.  Эсхил  ввел  двух  актеров  вместо  одного,  уменьшив  партии  хора  и,  сосредоточив  основное   внимание  на  диалоге,  сделал  решительный  шаг   для  превращения  трагедии  из  мимической  хоровой  лирики  в  подлинную  драму.  Женские   роли  исполнялись  мужчинами. 

Древнегреческий  театр,  особенно  афинский,  был  тесно  связан  с  жизнью полиса,  будучи по  существу  вторым  народным  собранием,  где  обсуждались  самые животрепещущие  вопросы.  Сходство  с  народным  собранием  усиливалось  благодаря тому,  что  театральные  представления  давались  по  праздникам.

 

 

 

 

 

1.3. Архитектура

  Архаическая  эпоха — время   становления  греческой  архитектуры.  Жилища  того времени  просты  и  примитивны,  все  силы  общества  обращены  на  монументальные  сооружения,  прежде  всего   храмы.  Среди  них  первенствовали  храмы  богов — покровителей  общины.  Характерная  особенность   греческой  архитектуры — применение  ордеров,  т.е.  особой  системы   построения,  которая  подчеркивает  архитектонику  здания,  придает   выразительность  несущим   и  несомым  элементам конструкции,  выявляя  их  функцию.  Ордерное  здание  обычно  имеет  ступенчатое  основание,  на  него  ставился  ряд  несущих  вертикальных  опор — колонн, поддерживавших  несомые  части — антаблемент,  который  отражал  конструкцию  балочного  перекрытия  и   крыши.  Храм  как  институт  способствовал  развитию различных  видов искусства. Рано установился  обычай приношения даров в  храм,  ему жертвовали  часть   добычи,  захваченной  у   врагов,  оружие,  подношения  по  случаю избавления  от  опасности   и  т.д.  Значительную  часть   таких  даров  составляли  произведения  искусства. 

В  классическую  эпоху  в  греческом  градостроительстве  хорошо прослеживаются  новые  тенденции.  Большинство  греческих  городов  сохраняло  традиционную  хаотическую  систему  застройки  с  узкими  кривыми  улицами, отсутствием  удобств.  Однако  родившаяся  в  эпоху  греческой  колонизации  регулярная система  планировки  начинает  оказывать  влияние  на  градостроительную  теорию  и практику.  Основным  типом  общественного  здания  по-прежнему  оставался  храм.  В  первой  половине  V  в.  до  н.э.  были  созданы  наиболее  значительные  произведения дорийского  зодчества:  величественные  храмы  в  г. Посейдонии  в  Южной  Италии  и  храм  Зевса  в  Олимпии.  Последний  считался  самым  замечательным  среди  всех эллинских  святилищ.  Особое  место  в  истории  древнегреческого  зодчества  занимает комплекс  сооружений  на  афинском  акрополе.  Разрушенный  персами  в  480 г.  до н.э., он  заново  отстраивался  в  течение  всего  V  в.  до н.э.  Ансамбль  Акрополя  считается вершиной   древнегреческой  архитектуры.

 

1.4. Скульптура

Скульптура  и  живопись  Греции  в  V  в.  до н.э.  развивали  традиции предшествующего  времени.  Основными  оставались  изображения  богов  и  героев — покровителей  полиса  и  “идеальных”  граждан.  В  архаическую  эпоху  возникает  монументальная  скульптура — вид  искусства,  ранее  неизвестный  Греции.  Древнейшие скульптуры  представляли  собой  изображения,   грубо  вырезанные  из  дерева,  часто инкрустированные  слоновой  костью  и  покрытые  листами  бронзы.  Монументальная греческая  живопись  известна  намного  хуже,   чем  вазопись.  В  греческой  вазописи     V в.  до  н.э.  преобладает краснофигурный  стиль.  Очертания   фигур обводились  черным  лаком,  после чего  лаком   закрашивали весь  фон,  а фигуры  сохраняли естественный  цвет  глины.

 

1.5. Письменность и язык

Величайшим  достижением  греческой  культуры  архаической  эпохи  стало создание  алфавитного  письма.  Преобразовав  финикийскую  слоговую  систему,  греки создали  простой  способ  фиксации  информации.  Для  того  чтобы  научиться  писать  и  считать,  теперь  не  нужны  были  годы  упорного  труда,  произошла  “демократизация” системы  обучения,  позволившая   постепенно  сделать  практически  всех  свободных  жителей  Греции  грамотными.

В классическом виде греческий алфавит, состоявший из 24 букв, сложился к концу V в. до н. э. В древнейших надписях направление  письма шло справа налево, затем  в течение некоторого времени  использовался способ письма под  названием бустрофедон (буквально  «поворот быка») — направление письма чередовалось от строки к строке. В IV в. до н. э. окончательно утвердилось  современное направление — слева  направо. В эллинистическую эпоху  в надписях стали применяться  надстрочные знаки, обозначавшие три  типа ударения и два типа придыхания.

Древнегре́ческий  язы́к — язык индоевропейской семьи, предок греческого языка, распространённый на территории греческой ойкумены в эпоху с конца 2 тысячелетия до н. э. до V века нашей эры.

Выделяют  различные периоды развития языка: протогреческий (XX-XVII века до н. э.), микенский (XVI-XII века до н. э.), постмикенский (XI-IX века до н. э.), архаический (VIII-VI века до н. э.), классический (V-IV века до н. э.), эллинистический (III век до н. э. — IV век н. э.); на каждом этапе развития языка существовали значительно различающиеся диалекты.

Древнегреческий язык — язык поэм «Илиада» и «Одиссея»  Гомера, философии и литературы времени  золотого века Афин, Нового Завета. На нём говорили в полисах классической эпохи, империи Александра Македонского и царствах диадохов, древнегреческий  язык был вторым официальным языком Римской империи и основным на ранних этапах существования Восточной  Римской империи (постепенно перерождаясь в средневековый (византийский) греческий). В средние века стал образцом литературного  языка Византии, получил статус классического  в Западной Европе в эпоху Возрождения  и повлиял на развитие нового греческого языка — кафаревусу (в отличие  от противопоставляемой последней  димотики).

1.6. Костюм

Эллинское представление о прекрасном в  полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.

На  протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых  одежд архаического периода до сложных  изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти  не сшивалась. Красоту и «фасон»  ей придавала драпировка, в которой  жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки  то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для  сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые  грузики, нередко замаскированные  сверху кисточками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Древнеримская цивилизация

 

По вопросу  о месте возникновения Римской  цивилизации существует две точки  зрения, одни исследователи, такие как  немецкий философ Освальд Шпенглер и английский историк Арнольд  Тойнби, полагали, что Римская цивилизация  не является самостоятельным цивилизационным  этапом, это всего лишь кризисный  период в развитии античной цивилизации, последняя стадия греко-римской  цивилизации. Согласно их концепции  цивилизация-это в первую очередь  культура. Римская культура, с их точки зрения, не достигла тех высот, на которые поднялась греческая  культура, они считали, что та цивилизация  очень утилитарна. В этой цивилизации  духовность и нравственность отодвинуты на второй план, а в первую очередь  развивались прикладные науки, техника, все то, что нужно человеку в  сиюминутной жизни. Они считали, что духовная культура римлян носит  подражательный характер. Существует, также и другое мнение, которое  доминирует в настоящее время  в мировой историографии, оно  сводится к тому, что именно те недостатки, которые отмечали Тойнби и Шпенглер, являются ее индивидуальностью, тем, что  дает ей полную характеристику. Что  же особенное есть в этой цивилизации? Во-первых, установление демократической  формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями, во-вторых—непрерывные войны. Именно эти два фактора и стимулировали  развитие цивилизации, определяли весь ее исторический облик.

Определим хронологические  рамки существования Римской  цивилизации, она уникальна тем, что период ее существования мы можем  назвать не только с точностью  до столетия и даже до года, но и даже с точностью до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской  цивилизации считается 21 апреля 753 года до н. э., финал наступил тогда, когда  был свергнут последний Римский  император Ромул Августул., это  произошло 23 августа 476 г н.э. Таким  образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: 

    • царский 8-6 вв. до н.э.,
    • период римской республики 4-1 вв. до н.э.,
    • период римской империи 1 в. до н.э.- 5 в. н. э.

 Этот последний  период делится на два этапа:  принципата 30 г. до н.э-.284 г н.э. и доминиата- 284- 476г н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Истоки Римской цивилизации.

 

Важнейшим центром Средиземноморской империи  был город Рим, население которого выросло до 1—1,5 млн. жителей. В отдельных  частях огромной державы возникли в I—III вв. н.э. другие большие города. Столицу империи и другие большие  города украшали великолепные крупные  здания — храмы местных и общеимперских  божеств, дворцы, “базилики”, портики  для прогулок, а также различного вида здания для общественных развлечений, театры, амфитеатры, цирки. В амфитеатрах  шли представления — травля зверей, бои гладиаторов, публичные казни. В цирках происходили скачки на запряженных  четверками лошадей колесницах —  “квадригах”.   Полы и стены  храмов, дворцов, базилик, домов богатых  рабовладельцев были украшены тонко  выполненными мозаичными орнаментами  и даже целыми картинами. В северных провинциях многие дома имели отопление. Из печей горячий воздух направлялся  по глиняным трубам под полом различных  помещений и создавал в них  теплую атмосферу. Однако если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения  были убоги и неудобны. Сельские жители ютились в деревянных хижинах, крытых черепицей и отапливавшихся очагом, находившимся в середине помещения.

2.2. Религия

В повседневной жизни римлян религия  играла очень важную роль. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления  природы и общественной жизни. Римская  религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время  сохранялись остатки религиозных  первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно долго  сохранялся в римской религии  анимизм, вера в безличных и абстрактных  духов, обитающих во всех окружающих человека материальных предметах.

В силу консервативности мышления и медленного развития, свойственных идеологии города-государства, в религии долгое время сохранялись  родовые и семейные культы. Каждая семья находилась под покровительством своих божеств, имела свои святыни  и свой культ: центром семейного  культа был очаг, а его главным  жрецом был отец семейства.

Умершие члены семьи превращались в духов, о которых нужно заботиться. Римляне  верили, что умершие жили в том  месте, где их похоронили, и так  же, как и живые, нуждались в  пище. Обычно на могилы регулярно приносили  немного пищи и цветы. Умершие  предки считались богами покровителями  — манами. Но, если об умерших не заботились их потомки, они преследовали живущих, становились злыми и  мстительными лемурами. Семейный культ был одним важнейших и наиболее почитаемых в римской религии.

Древним и почитаемым был культ богов, олицетворявших разные стороны земледелия, главного занятия римлян. Представления  о богах, первоначально как о  безликих и абстрактных духах, постепенно развивались, и уже в V в. до н.э. римляне  изображали многих своих богов в  человеческом образе. Начиная       с III в до н.э. на римскую религию  очень сильное влияние стала  оказывать греческая религия. Римляне  отождествили с греческими богами своих  абстрактных богов. Так, Юпитер был  отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Одним из почитаемых чисто  италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, божество входа  и выхода, всякого начала.

Для того чтобы боги заботились о людях  и о государстве, им нужно было приносить жертвы и возносить  молитвы-просьбы, производить особые ритуальные действия. При жертвоприношении зачитывалась молитва, причем особенно следили за тем, чтобы молитва  была произнесена точно, так как  малейшее искажение делало ее недействительной.

2.3. Искусство

  Искусство древнего Рима развивалось  в рамках рабовладельческого  общества, поэтому именно эти  два основных компонента имеют  в виду, когда говорят об “античном  искусстве”. Искусство Рима считают  завершением художественного творчества  античного общества. Искусство древнего  Рима - явление самостоятельное,  определявшееся ходом и ходом  исторических событий, и условиями  жизни, и своеобразием религиозных  воззрений, свойствами характера  римлян, и другими факторами. 

В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом, зато получили развитие изобразительные искусства с  иллюзорной трактовкой объемов и  форм — фреска, мозаика, станковая  живопись. Архитектура достигла небывалых  успехов как в ее строительно-инженерном, так и в ансамблевом выражении. Новым было у римлян и их понимание  взаимосвязи художественной формы  и пространства. В римской архитектуре  предпочтение отдавалось замкнутым  формам. Зодчие любили псевдоперипетры  с колоннадой, наполовину утопленной в стену.

Информация о работе Культура эпохи Античности (Древняя Греция, Рим)