Культурная антропология Э. Б. Тайлора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Эдуард Бернетт Тайлор (в неточной старой русской транслитерации — Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой — эволюционистской — научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.

Содержание

введение
Культурная антропология
Биография Э. Б. Тайлора
Определение культуры Э. Б. Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии
Значение трудов Э. Б. Тайлора
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Культурная антропология Э. Б. Тайлора.docx

— 56.63 Кб (Скачать файл)

1.Введение.

Эдуард Бернетт  Тайлор (в неточной старой русской  транслитерации — Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой — эволюционистской — научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.

В 1865 г. Тайлор издал свой первый труд "Исследования в области  древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости  до современной цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов  Э.Тайлор объяснял неодинаковостью  достигнутых ими ступеней развития. За первой работой последовали "Первобытная  культура" (1871), "Антропология" (1881), "О методе исследования развития учреждений" (1888). Своё исследование Тайлор начинает с общих оснований  антороплогии, касается антропометрии, рассматривает типы человеческих рас (книга снабжена рисунками) и переходит  к существенной части своего труда - детальной истории умственного  и нравственного развития человеческого  рода до возникновения государственности. В частностях автор знакомит с  возникновением начатков словесности  и письменности, первобытной техникой домашних и общественных работ (одежда, жилища, утварь, вооружение, суда и постройки), затем с обрядами, мифическими  и религиозными представлениями, наконец, семейными и общественными отношениями.

Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.

Цель работы:

  1. Дать определение и характнристику понятию "культурная антропология";
  2. Какой вклад в культурную антропологию сделал Э. Б. Тайлор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Культурная антропология.

     Культура(возделование,обработка) – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе жизнедеятельности.

Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «наука») — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения,развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.

      Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX начале XX века в основном в США .

Объект и предмет культурной антропологии.

        Чаще всего в качестве объекта культурной антропологии рассматриваются экзотические общества, общества, не имеющее письменности и характеризующееся относительно простой культурой. Иногда их называют современными первобытными, или примитивными, обществами. С изучения таких обществ действительно берет начало культурная антропология. Родоначальник культурной антропологии в США Ф. Боас (1858-1942) изучал культуру и языки индейцев и эскимосов, живущих в Северной Америке. В Великобритании основателями и лидерами социальной антропологии считаются Б.Малиновский (1884-1942) и А.Р. Рэдклифф-Браун (1881-1955). Б.Малиновский проводил интенсивные полевые исследования в Меланезии (одна из основных островных групп в Океании), А.Р.Рэдклифф- Браун – на Андаманских островах (Индийский океан) и в Западной Австралии. Еще одним объектом культурной антропологии являются крестьянские общества. В ХIХ веке, в период зарождения и становления культурной антропологии, крестьянские общества стали важным объектом культурантропологов и этнографов. Это было характерно как для ряда западноевропейских государств, так и для России. Начиная с тридцатых годов ХХ века, представители культурной антропологии перешли от изучения примитивных и крестьянских обществ к исследованию современных индустриальных обществ. В США, например, в это время начались исследования на промышленных предприятиях. В годы Второй мировой войны антропологи США и Великобритании были призваны на службу в вооруженные силы, где они занимались исследованием культуры воюющих стран и разработкой рекомендаций и предложений для военно-политического и военного руководства своих государств.

В настоящее время объектами  культурной антропологии являются культурно-исторические регионы, поселения различных типов; специализированные области, культуры ( экономика, политика, право, религия, искусство, образование); социокультурные слои, группы, организации (культура элиты, культура бедноты, корпоративные нравы, обычаи, кодексы, ценности, предрассудки, мифология); отдельные индивиды (образ жизни, отклоняющееся поведение)[1].

Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:

  1. взаимодействие культуры и природы;
  2. взаимодействие культуры и общества;
  3. взаимодействие культуры и личности;
  4. взаимодействие между культурами.

В зависимости от выделенных областей формируются различные направления  культурной антропологии. Первое направление  – экологическое – изучает  влияние природных условий, а  также природы самого человека на культуру. Второе направление –  социальная антропология – рассматривает  культуру в социальном контексте, при  этом исследуется культура различных  социальных общностей и групп, социальных институтов и социальных организаций. Данное направление культурной антропологии сближается с социологией, но сохраняет свою специфику (микроуровень, объекты, предмет и т.д.). Третье направление, носящее название психологической антропологии, изучает закономерности и механизмы овладения человеком культурой, проблемы социализации и инкультурации личности в различных обществах, измененные состояния сознания; этнографию детства и др. Четвертое направление – символическая антропология – изучает проблемы межкультурного общения, межкультурной коммуникации, особенности социокультурной адаптации человека к чужой культуре и др. Важное место в предмете культурной антропологии занимает культура, понимаемая антропологически. Культура не сводится только к хорошим манерам и начитанности людей, к Большому театру или Третьяковской галерее. С точки зрения антропологов, она включает также культуру повседневности, язык, образ жизни, обычаи и обряды, ритуалы и традиции, модели поведения, ценности и ценностные ориентации. При таком понимании изучение культуры определенного общества ведет к познанию человека этого общества.

Основные этапы развития культурной антропологии.

В историческом развитии культурной антропологии можно выделить несколько  этапов. При этом необходимо иметь  в виду, что какого-то жесткого перехода от одного этапа к другому не происходило, один этап мог накладываться на другой. В некоторых случаях они сосуществовали вместе, один параллельно другому. Однако в целом выделение этапов позволяет  увидеть общую тенденцию развития культурной антропологии. Культурная антропология зарождается и проходит свое становление в ХIХ веке. Первый этап, охватывающий 1800-1860-е гг., обычно называют этнографическим. На этом этапе происходило зарождение культурной антропологии как особой области научных знаний. По своей сути он заключался в сборе этнографических данных о различных народах мира и их культурах. Объектами изучения были преимущественно существовавшие в тот период первобытные (дописьменные) общества. Преобладающими методами были методы этнографического исследования. Антропологи и этнографы обращали внимание на изучение различных этнических общностей, знакомились с их бытом, обычаями, культурой повседневности. Этнографические данные поступали из различных источников: от путешественников, от торговцев. Большой вклад в становление культурной антропологии внесли географы и археологи.

Второй этап называется эволюционистским. Он начинается в  1860-е годы и заканчивается в начале ХХ века. Эволюционистский этап связан, прежде всего, с распространением эволюционных взглядов, с применением идеи развития к пониманию культуры и общества. Большую роль в распространении эволюционизма сыграло учение Чарльза Дарвина. Идея эволюции (развития), успешно применявшаяся в астрономии, в геологии, в физике, химии, стала распространяться и на социокультурную сферу. Крупнейшими представителями эволюционизма являются британский ученый Э.Б. Тайлор (1832-1917) и американский исследователь Л.Г. Морган (1818-1881. В России идеи эволюционизма разделяли М.М. Ковалевский(1851-1916), Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888), Д.Н. Анучин и др. Эволюционисты исходили из того, что человеческий род един и культура развивается закономерно и единообразно. Несмотря на все различия, в культурах различных этносов имеется много общего: каждый народ имеет хозяйственный уклад жизни, создает орудия труда; люди объединяются в семьи для продолжения рода; они передают из поколения в поколение легенды, верования, обычаи, правила поведения, нравственные нормы, произведения искусства. Основными стадиями в развитии общества считаются дикость, варварство и цивилизация. Задачей науки, по мнению эволюционистов, является выявление законов и стадий развития общества и культуры. Наибольшим влиянием идеи эволюционизма пользовались в конце ХIХ – начале ХХ веков. В последующем они были подвергнуты критике, но в 50-е годы прошлого века они вновь возродились, чтобы получить новое развитие.

В нашей стране идеи эволюционизма  всегда пользовались популярностью. Э.А. Орлова считает, что это самая сильная парадигма изучения культуры [2].

Третий – исторический – этап начался в середине 1890-х гг. и продолжался до середины 1920-х гг. Данный этап связан с деятельностью американского антрополога Ф.Боаса (1858-1942), который подвергал критике существовавшие в тот период в антропологии теоретические подходы и методы. В частности, он выступал с резкой критикой эволюционистского и географического подходов, отмечал слабые стороны сравнительного метода в изучении различных культур. Ф.Боас обосновывал необходимость исторического метода, под которым он понимал глубокое описательное исследование культур малых географических ареалов. «Детальное изучение обычаев в контексте всей культуры практикующего их племени и с учетом их географического распространения у соседних племен, – подчеркивал американский антрополог, - почти всегда позволит нам с большой точностью определить причины возникновения этих обычаев и психологические процессы, обусловившие их развитие» [3]. Своей деятельностью Ф.Боас оказал большое воздействие на развитие культурной антропологии в США, Великобритании и других странах.

Четвертый - психологический  – этап продолжался с конца 1920-х до 1950-х гг. Его сущность заключалась в применении психологического подхода к изучению культуры. Основателями этого направления считаются немецкие ученые М.Лацарус (1824 – 1903) и Х.Штенталь (1823 – 1899), занимавшиеся изучением психологии народов (психологической сущности народного духа, выявлением законов духовной деятельности народа, исследованием причин развития и исчезновения народов). Можно сказать, что с их деятельности начинается исследование национального характера. Становление психологической антропологии и ее бурное развитие связано со школой «культура и личность», которую представляли американские антропологи Р. Бенедикт (1887-1948) и М. Мид (1901-1978). В рамках этого направления были исследованы различные аспекты социализации и инкультурации личности в условиях различных культур, проблемы национального характера, разработана специфическая концепция культуры. Большое внимание уделялось изучению особенностей мышления в различных культурах, измененных состояний сознания, национального менталитета и др. Культура понимается здесь как определенная модель мышления и поведения, присущая социальной общности или группе, как образ жизни. С точки зрения психологической антропологии, поведение можно рассматривать как элемент культуры, если речь идет не об индивидуальном поведении, а о социально стандартизированном поведении, присущем определенной социальной группе или общности. То же самое относится и к мышлению. Если мы говорим, что московские мальчики не представляют себе, что они могут работать дворниками, то это общее представление есть, бесспорно, элемент современной российской культуры.

Пятый этап называется структурно-функционалистским. Он охватывает 1930 – 1950-е гг. Данный этап связан с применением к изучению культуры принципов структурно-функционального  анализа, суть которого заключается  в системном, функциональном и структурном  подходах к исследованию явлений  культуры. В рамках данного подхода  общество и культура рассматриваются  как социальные системы, как целостные  образования, состоящие из взаимосвязанных  элементов. Каждый элемент культуры рассматривается как системная  единица, выполняющая определенную функцию по отношению к общей  системе. Кроме того, большое внимание уделяется структуре культуры и  выявлению зависимостей между ее элементами. Старые подходы, в частности эволюционистский, были подвергнуты критике и отброшены. Центральное место в рамках данного этапа занимают функционализм Б.Малиновского и структурный функционализм А.Р.Рэдклифф-Брауна.

В учениях этих антропологов были разработаны понятия социальной системы, социальной структуры, социального  института и др. Культура рассматривалась  как инструментальный аппарат, способствующий удовлетворению потребностей человека. В состав культуры включались такие  социальные институты, как семья, клан, локальное сообщество, образование, социальный контроль, экономика, система  знаний, верований и морали (Б.Малиновский). В настоящее время структурно-функциональный анализ подвергается критике, однако в  российской науке он широко используется как методология проведения исследований в философии, социологии, культурологии  и других дисциплинах.

Информация о работе Культурная антропология Э. Б. Тайлора