Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:48, контрольная работа
Эдуард Бернетт Тайлор (в неточной старой русской транслитерации — Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой — эволюционистской — научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.
введение
Культурная антропология
Биография Э. Б. Тайлора
Определение культуры Э. Б. Тайлора как основа формирования предметной области культурной антропологии
Значение трудов Э. Б. Тайлора
Заключение
1.Введение.
Эдуард Бернетт Тайлор (в неточной старой русской транслитерации — Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой — эволюционистской — научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.
В 1865 г. Тайлор издал свой
первый труд "Исследования в области
древней истории человечества".
В нем он отстаивал идею прогрессивного
развития культуры от эпохи дикости
до современной цивилизации. Различия
в быте и культуре отдельных народов
Э.Тайлор объяснял неодинаковостью
достигнутых ими ступеней развития.
За первой работой последовали "Первобытная
культура" (1871), "Антропология"
(1881), "О методе исследования развития
учреждений" (1888). Своё исследование
Тайлор начинает с общих оснований
антороплогии, касается антропометрии,
рассматривает типы человеческих рас
(книга снабжена рисунками) и переходит
к существенной части своего труда
- детальной истории умственного
и нравственного развития человеческого
рода до возникновения
Таким образом, данная тема является достаточно актуальной.
Цель работы:
2.Культурная антропология.
Культура(возделование,
Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρω
Культу́рная антрополо́гия (иногда социальная или социально-культурная антропология) — наука о культуре как совокупности материальных объектов, представлений и моделей поведения во всех формах ее проявления и на всех исторических этапах ее развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Как самостоятельная дисциплина сформировалась в конце XIX начале XX века в основном в США .
Объект и предмет культурной антропологии.
Чаще всего в качестве объекта культурной
антропологии рассматриваются экзотические
общества, общества, не имеющее письменности
и характеризующееся относительно простой
культурой. Иногда их называют современными
первобытными, или примитивными, обществами.
С изучения таких обществ действительно
берет начало культурная антропология.
Родоначальник культурной антропологии
в США Ф. Боас (1858-1942) изучал культуру и языки индейцев
и эскимосов, живущих в Северной Америке.
В Великобритании основателями и лидерами
социальной антропологии считаются Б.Малиновский (1884-
В настоящее время объектами
культурной антропологии являются культурно-исторические регионы
Предметом культурной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культуры. Более конкретно основные предметные области культурной антропологии можно сформулировать следующим образом:
В зависимости от выделенных областей
формируются различные
Основные этапы развития культурной антропологии.
В историческом развитии культурной
антропологии можно выделить несколько
этапов. При этом необходимо иметь
в виду, что какого-то жесткого перехода
от одного этапа к другому не происходило,
один этап мог накладываться на другой.
В некоторых случаях они
Второй этап называется эволюционистским.
Он начинается в 1860-е годы и заканчивается
в начале ХХ века. Эволюционистский этап
связан, прежде всего, с распространением
эволюционных взглядов, с применением
идеи развития к пониманию культуры и
общества. Большую роль в распространении
эволюционизма сыграло учение Чарльза
Дарвина. Идея эволюции (развития), успешно
применявшаяся в астрономии, в геологии,
в физике, химии, стала распространяться
и на социокультурную сферу. Крупнейшими
представителями эволюционизма
В нашей стране идеи эволюционизма всегда пользовались популярностью. Э.А. Орлова считает, что это самая сильная парадигма изучения культуры [2].
Третий – исторический
– этап начался в середине
1890-х гг. и продолжался до середины 1920-х
гг. Данный этап связан с деятельностью
американского антрополога Ф.Боаса (1858-
Четвертый - психологический – этап продолжался с конца 1920-х до 1950-х гг. Его сущность заключалась в применении психологического подхода к изучению культуры. Основателями этого направления считаются немецкие ученые М.Лацарус (1824 – 1903) и Х.Штенталь (1823 – 1899), занимавшиеся изучением психологии народов (психологической сущности народного духа, выявлением законов духовной деятельности народа, исследованием причин развития и исчезновения народов). Можно сказать, что с их деятельности начинается исследование национального характера. Становление психологической антропологии и ее бурное развитие связано со школой «культура и личность», которую представляли американские антропологи Р. Бенедикт (1887-1948) и М. Мид (1901-1978). В рамках этого направления были исследованы различные аспекты социализации и инкультурации личности в условиях различных культур, проблемы национального характера, разработана специфическая концепция культуры. Большое внимание уделялось изучению особенностей мышления в различных культурах, измененных состояний сознания, национального менталитета и др. Культура понимается здесь как определенная модель мышления и поведения, присущая социальной общности или группе, как образ жизни. С точки зрения психологической антропологии, поведение можно рассматривать как элемент культуры, если речь идет не об индивидуальном поведении, а о социально стандартизированном поведении, присущем определенной социальной группе или общности. То же самое относится и к мышлению. Если мы говорим, что московские мальчики не представляют себе, что они могут работать дворниками, то это общее представление есть, бесспорно, элемент современной российской культуры.
Пятый этап называется структурно-функционалистским.
Он охватывает 1930 – 1950-е гг. Данный этап
связан с применением к изучению
культуры принципов структурно-
В учениях этих антропологов
были разработаны понятия социальной
системы, социальной структуры, социального
института и др. Культура рассматривалась
как инструментальный аппарат, способствующий
удовлетворению потребностей человека.
В состав культуры включались такие
социальные институты, как семья, клан,
локальное сообщество, образование,
социальный контроль, экономика, система
знаний, верований и морали (Б.Малиновский).
В настоящее время структурно-