Культурное развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:13, контрольная работа

Краткое описание

Культурный прогресс - это поступательное, восходящее развитие культуры, смена культурных типов, из которых каждый последующий превосходит предыдущий, открывает большие возможности для развития культуры.
Культурный регресс - это развитие культуры по нисходящей линии, ее попятное движение, утрата уже достигнутого, уничтожение культурных ценностей.
Регресс не следует понимать как возврат к старому. Это процесс качественного обновления систем, но с той особенностью, что уровень развития новых образований менее высок, чем у исходных форм.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурный прогресс.docx

— 27.82 Кб (Скачать файл)

Главным критерием культурного  прогресса является мера развития сущностных сил человека (объективированных  и субъективированных). В процессе культурного развития все более  совершенными становятся средства практического  и духовного освоения действительности, растет мастерство человека, совершенствуются его умения, навыки, практические способности  (технологическая сторона прогресса). Происходит прогрессивное развитие и объективированных сущностных сил человека, прежде всего средств производства. Прогресс здесь очевиден - от примитивных каменных орудий до современных автоматизированных линий, роботов, микропроцессоров, компьютеров. Культурный прогресс включает и гносеологическую сторону. Он связан с обогащением человеческих знаний, со все более углубленным и разносторонним отражением действительности в различных видах духовной культуры (философии, науки, искусства и др.). Развитие гносеологической стороны культурного прогресса в свою очередь создает условия для расширения свободы выбора. По мере исторического развития возрастает свобода выбора во всех сферах общественной деятельности человека: экономической, политической, духовной. Культурный прогресс связан также с развитием и обогащением человеческих потребностей.

Кроме главного существуют и специфические критерии культурного  прогресса для отдельных видов  культуры. Прогресс в искусстве проявляется  в том, что в процессе его развития расширяется и углубляется область  художественного исследования, возрастает информационное содержание искусства, становятся более совершенными и  многообразными художественные средства, возникают новые виды, жанры и  направления в искусстве. В качестве примера рассмотрим литературу. Аристотель в "Поэтике" различал три вида литературы: эпос, трагедию и поэзию. А сейчас существует многообразие ее видов и жанров. Многообразие наблюдается  даже в рамках одного и того же вида литературы. Из истории литературы мы знаем о существовании таких видов романа, как плутовской, социально-бытовой, психологический, роман-метафора (типа "Чумы" А. Камю), интроспективный, исторический и др. Каждый из них отличается своим содержанием и формой - техникой, стилистикой, композицией.

Общепринятым критерием  прогресса науки считается накопление, обогащение, рост знаний. Человеческое познание развивается как вглубь, так и вширь. Рост познания находит  выражение в таких количественных показателях, как объем научных  знаний, число ученых, количество книг и журналов, научных учреждений и  лабораторий. Происходит ускорение  научного прогресса. За каждые 10 - 15 лет  удваивается объем научной информации. Важным критерием прогресса науки  является возникновение новых направлений  познания и рост числа научных  дисциплин. Этот показатель свидетельствует  о том, что расширяется сфера  научных исследований и область  практического применения науки. Критерием  прогресса науки, как и других видов культуры, следует также  считать степень распространения  научных знаний. Передача знаний происходит в процессе обучения, обмена информации между странами. Науке подчинена  и такая область культурной жизни, как образование, просвещение.

Критерии прогресса образования  вытекают из критериев прогресса  науки. К ним можно отнести  количество школ и университетов  по сравнению с предшествующим периодом, число учащихся школ и студентов, количество и качество подготовки педагогических кадров; число книг, библиотек и лабораторий, имеющихся в распоряжении учащихся и студентов; доступность образования.

Противники идеи прогресса  часто аппелируют к сфере морали. Однако и в этой сфере можно говорить о прогрессе. Прогресс в сфере морали проявляется в том, что в процессе ее исторического развития происходит обогащение мотивов поведения, возрастает свобода выбора, расширяется диапазон возможных форм поведения, происходит вытеснение элементов принуждения в морали, равноправие распространяется на все больший круг лиц, возрастает мера осознанного, духовно мотивированного в нравственном поведении.

Таким образом, критериями культурного  прогресса являются количество и  качество материальных и духовных благ, производимых определенной общественной системой, а также доступность  этих благ для членов данного общества и степень их участия в культурном творчестве. Культурный уровень развития общества определяется комплексом факторов:

1. Характером производства  духовных ценностей, степенью  участия людей в культурном  творчестве.

2. Содержанием тех духовных  ценностей, которые создаются  в данном обществе, полнотой и  разнообразием культурной жизни,  характером идей, господствующих  в обществе, состоянием науки  и искусства.

3. Системой распределения  духовных ценностей, состоянием  образования, степенью демократичности  культурных ценностей, равномерностью  их распределения по территории  страны.

4. Характером процесса  потребления духовных ценностей,  уровнем культурного развития  различных слоев общества, содержанием  и направленностью их духовных  запросов, разносторонностью их  духовных потребностей.

Таким образом, критерии культурного  прогресса включают в себя как  богатство содержания духовных ценностей, так и всю систему их производства, обмена, распределения и потребления.


Информация о работе Культурное развитие