Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:45, лекция
1. Культурно-исторические типы.
2. Античность как тип культуры.
2.1 Древнегреческий этап античной культуры.
2.2 Эллинистический этап античной культуры.
2.3 Римский период в развитии античной культуры.
Духовная культура Древней Греции
Идеологической основой духовной
жизни древних греков были антропоморфный
политеизм и мифология. Древнегреческие
боги в период классической Греции (V-IV
вв. до н.э.) представляли собой скульптуры
прекрасных гармоничных людей. У греков
не было фиксированной формы мифологических
сказаний. Сюжеты мифов передавались в
рисунках вазописи, на сосудах, могильных
плитах, стенах храмов и т.п. Они жили в
сценических произведениях, пересказах,
песнях, ритуальных действиях. Это рождало
свободное отношение к содержанию мифов
и даже проявлению критики в адрес богов.
За очень откровенную критику богов существовали
наказания вплоть до смертной казни. Так,
философ Протагор за книгу "О богах"
был осужден на казнь, но спасся, бежав
из Афин. Содержанием мифов были деяния
богов - Зевса, Геры, Афины, Диониса, Аполлона
и др., их борьба с титанами, отношения
к героям (Гераклу), простым людям. Греки
не относились к вере экстатически, это
придавало вере деловой характер. Богов
они воспринимали как реальных существ,
связывали с ними свои дела. Каждый грек
считал, что родоначальником его рода
является какой-либо бог или герой. Так,
врач Гиппократ считал себя 7-м потомком
бога врачевания Асклепия, а потомки Гиппократа
еще в течение 200 лет тоже считали себя
асклепиадами. Мать македонского царя
Александра была из рода гераклидов, что
предполагало непосредственное родство
с Гераклом. Каждому божеству посвящался
храм, где было его изваяние и где хранились
подношения. Выдающимися архитектурными
шедеврами классического времени являются
храмы Парфенон и Эрехтейон
на афинском акрополе.
Древние греки, заимствовав у египтян
форму колонн, усовершенствовали их и
использовали при строительстве храмов
(прямоугольных и круглых в плане с одним
или несколькими рядами колонн). Храмы
имели портики, богато
украшались скульптурой. Скульпторы Скопас, Мирон, Поликлет,
Фидий и др. создали неповторимые по
уровню художественности произведения.
Греки - родоначальники театра
в его профессиональном понимании. Мировую
славу греческой драматургии принесли
комедиограф Аристофан ("Осы", "Лисистрата"),
автор трагедий Эсхил ("Прометей прикованный",
"Персы"), драматурги Софокл ("Царь
Эдип") и Еврипид ("Медея"). Имея
богатую литературу: эпические поэмы Гомера
"Илиада" и "Одиссея", поэтическое
творчество Анакреонта, Сафо, Эзопа, Гесиода
и др., греки основали и науку о литературном
творчестве.
Заимствовав у финикийцев принцип фонационного
письма, греки создали свою систему обучения
грамоте. Считается, что в Афинах, например,
грамотным было большинство свободных
греков. С 7 до 16 лет мальчики из семей свободных
греков получали образование в платных
школах, где изучали грамоту, арифметику,
музыку, читали тексты Гомера и Гесиода.
С 13-14 лет юноши посещали палестры и гимнастические
школы. В Афинах существовала академия
Платона (с 386 по 529 г. до н.э.), ликей Аристотеля,
где можно было получить философское (самое
широкое в те времена) образование и другие
школы.
Существовали школы ремесленников, школы при храмах. Знание в Греции в отличие от Египта не было сакральным (передаваемым только посвященным). Греки собирали и систематизировали знания, добытые другими народами. Знания финикийцев, египтян, вавилонян и других народов были прикладными. Греки же, заимствовав эти знания, сумели придать им абстрактно-теоретический характер. Они были первыми, кто заложил основы принципиально новой науки - философии, которая долгие времена была основой основ общего образования. Философские достижения древних греков связаны с огромным числом выдающихся мыслителей - Фалесом и Анаксагором, Сократом, Платоном и Аристотелем, Левкиппом и Демокритом и многими другими.
Спортивные занятия и культура тела для греков имели особое значение, т.к. греки были хорошими воинами. Это были первые профессионально обученные воины, дававшие наемников в любые армии. Римляне переняли у греков систему военной подготовки юношества. Особой воинственностью отличались греки-спартанцы. Государство Спарта в Лаконии вошло в историю мировой культуры и военного дела как военизированное государственное образование, в котором дети с раннего возраста готовились стать доблестными воинами.
Свое спортивное мастерство греки демонстрировали на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и других. Греческая культура оказала огромное влияние на развитие культуры других народов.
2.2. Эллинистический этап античной культуры
Этот этап охватывал около трех столетий (с конца IV в. н.э. до I в. до н.э., т.е. до начала завоеваний территории Египта Римом). Он связан с завоеваниями македонского царя и полководца Александра Македонского, который при поддержке греческой армии и армий других завоеванных им государств в течение 10 лет создал огромную империю. Она включала в себя Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии вплоть до нижнего течения Инда. После смерти Александра империя распалась на ряд монархий, во главе которых стояли его преемники (диадохи): Македонию, Египет со столицей в Александрии, Сирию со столицей в Антиохии и Пергамское царство с центром Пергам.
Александр Македонский вошел
в историю как выдающийся полководец,
не проигравший ни одной битвы, человек,
получивший прогрессивное и разностороннее
по тем временам образование. Достаточно
сказать, что его учителем был известный
греческий философ-энциклопедист Аристотель,
создатель трудов по политическому устройству
государств, логике, этике, риторике, биологии,
поэтике, филологии, философии и др. Идея всемирного
космополитического царства, объединяющего
многие народы и государства, создание
единой культуры - такова была движущая
сила завоеваний Александра. Однако
ему не удалось до конца осуществить свою
идею. Он умер в Вавилоне в 323 г.
Как же складывалось культурное развитие
в ходе завоеваний и что произошло после
установления власти диадохов во вновь
образованных государствах?
Материально-культурное развитие
В этот период произошло перераспределение и слияние экономических регионов, ранее находившихся в рамках разных государственных и этнических образований. Крупные чиновники, военная верхушка, храмы, царские семьи новых государств закабаляли и превращали в рабов бывших свободных людей. В собственность государств переходили новые богатства. Интенсивная колонизация восточных земель сопровождалась градостроительством по греческому образцу. В каждом городе возводились храмы, театры, палестры, гимнасии, стадионы. Расширялась и оживлялась торговля с новыми странами, в связи с чем активизировалось кораблестроение, строиельство портов, маяков. В Александрии был построен знаменитый Фаросский маяк, на острове Родос - Родосский колосс (бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса) высотой 35 м.
Социально-политическое развитие
Характерной чертой было то, что на второй план отступили национальные проблемы. Александр Македонский стремился сгладить этнические особенности, устраивал праздник массового обручения знатных македонян с персиянками, предпринимал попытки переселять греков в зависимые области. Армия Александра представляла собой многоэтническое целое, организованное не по национальному признаку. Во вновь созданных государствах установилась веротерпимость. Активно шло строительство храмов,посвященных богам разных народов. Стали культивироваться новые политические идеалы и принципы - появился культ царя, что не было присуще грекам, никогда не обожествлявшим выборные должности. В этом сказалось влияние восточных деспотий на политическое поведение диадохов.
Духовная жизнь
Произошло обогащение всех
составляющих духовной жизни народов,
входивших в новые государственные образования,
расширились культурные горизонты. Интенсивно
шло взаимное проникновение двух мощных
культурных волн: европейской (греческой)
и восточной. Появилась идея "ойкумены",
"обитаемого мира" как целого, общего
владения. Для обслуживания этого
мира родилась новая форма греческого литературного
языка - "койнэ",
что означает "общая речь". До этого
периода греческие регионы писали и говорили
на своих наречиях. Этой речью стали пользоваться
не только греки, но и азиаты, она звучала
от Марселя до Индии, от Каспийского моря
до порогов Нила. Поэтому в языках многих
современных народов так много греческих
слов. Вместе с процессом появления общего
литературного языка оживилось образование.
Сосредоточение в руках греков производства
папируса, а затем и пергамента содействовало
организации мастерских по переписке
книг, трактатов, литературных произведений.
Это позволило им выпускать книги в неведомых
ранее масштабах.
Стала обогащаться художественная культура
эллинистических столиц. Правители привлекали
в свои города художественную интеллигенцию
и ученых. Открывались государственные
библиотеки в Пергаме, на Родосе, в Смирне,
Антиохии, Александрии. В Александрии
был основан Мусейон (храм муз),
библиотека которого к I веку насчитывала
примерно 700 тыс. свитков. Здесь были созданы
условия для работы ученых, залы заседаний,
гостиница, обсерватория, собраны коллекции
растений, животных для описания и опытов.
Особенностью литературы этого периода считается возросший интерес к "технологической" стороне творчества, увлечение внешними приемами, подражанием редким, изысканным манерам. Литераторы этого времени Менандр, Феокрит Сиракузский - создатель литературного жанра пастушеской идиллии, Каллимах Киренский - автор эпиграмм и др. Художники этой поры больше внимания уделяли утонченности пропорций, психологической разработке образа, изысканности форм. Скульптурные композиции отличают динамика и виртуозность исполнения (скульптурная группа Лаокоон, I в до н.э., Алтарь Зевса и Геры в Пергаме - II в. до н.э.). Шедеврами эллинистической скульптуры считают Никэ (крылатую богиню победы) с острова Самофракия, скульптурную группу "Лаокоон", "Умирающий галл" и др. К образцам портретного искусства относят файюмский портрет (портреты, предназначенные для погребальных церемоний).
Научные труды, созданные в этот период, охватывают самые разные области знания. Здесь имена Евклида, Архимеда, Аристарха Самосского и многих других. В эти века разработаны теория конических сечений, дифференциальное и интегральное исчисление, устанавливается зависимость морских приливов и отливов от положения Луны, составляется карта Ойкумены, создаются работы по географии, астрономии, метеорологии, истории и др.
В эллинистическое время в Греции
продолжали работать академия Платона
и ликей Аристотеля; две новые школы Эпикура и Зенона
явились продуктом новой эпохи. Эти школы
учили избегать страстей и волнений, придавали
практическое значение этике. Они заложили
основы стоицизма и эпикуреизма.
В религии стали утрачивать свою привлекательность
боги Олимпа, во многих случаях стали объединяться
боги, выполняющие одни и те же функции
у разных народов. Особое место занимал
культ богини Исиды. Функции, которые она
выполняла, стали открытием для многих
народов, не имевших богинь-покровительниц
материнства и младенчества. Исида пережила
падение культов языческих богов. Культ
девы был введен еще до разрушения языческих
храмов, и поклонники этой богини спокойно
перешли к культу другой Матери, а ее изображения
долго еще служили изображениями Мадонны.
В религиозных обрядах приобрели широкое
хождение мистериальные действия типа
"посвящения себя богу", сопровождавшиеся
омовением водой, переодеваниями, имитирующими
преображение, путешествиями в лабиринтах,
храмовых подземельях, воспроизводящих
путешествие душ в подземном мире и т.п.
2.3. Римский период в развитии античной культуры
Римская цивилизация возникла на Aпеннинском полуострове, расположенном в центральной части Средиземного моря. Берега полуострова мало пригодны для судоходства, но само побережье и широкие долины, тянущиеся вдоль гористого хребта, представляют собой земли, удобные для хлебопашества и скотоводства. Все это привлекало разные племена, среди которых было племя латинов, основавших Рим. На юге Италии поселились греки. Их богатые города с цветущими садами называли Великой Грецией. Самым загадочным племенем были этруски. В VII-VI вв. до н.э. они как более сильное и организованное государственное образование распространили свою власть на другие племена, в том числе и на латинов.
Рим, вначале небольшое поселение, ведет свое летосчисление с 21 апреля 753 г. до н.э. Путем захватнических войн Рим распространил свое влияние на Грецию, Малую Азию, Египет, Испанию, часть европейских территорий, Британские острова. Его могущество стало ослабевать к III в. н.э. В V в. н.э. Рим прекратил свое существование как империя.
Материально-культурное развитие
В огромной мере материальное развитие Рима находилось под влиянием двух факторов: этнического и военного.
Государство в период империи вооружало воинов, платило им жалование, обеспечивало землями и пособиями после выхода на пенсию и др.
Устройство городов римляне осуществляли, как впрочем и все другие народы в этот период, на холмистых местах. Поэтому и Рим основан на семи холмах. Главные площади городов, которые были одновременно рынками, назывались форумами. На них устраивались общие собрания, проходила торговля, строились храмы, портики, в которых вывешивались для ознакомления народа законы и указы. Форумы с годами становились все богаче. На форумах появились жилища царей, хранилища казны, триумфальные арки, колонны, скульптурные украшения. Многие императоры, не довольствуясь старыми застроенными форумами, строили свои. Так, в Риме есть форумы Трояна, Юлия. Прямые, как стрелы, улицы городов окаймлялись рядами колонн, представлявших собой самостоятельные сооружения. Такой принцип застройки улиц был принят другими государствами, и в частности Пальмирой, впоследствии покоренной римлянами. Триумфальные арки (из которых наиболее хорошо сохранились арки Константина и Тита) возводились в честь императоров-победителей по решению Сената.
Информация о работе Культурно-исторические типы. Античность как тип культуры