Культурно-исторические типы. Античность как тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:45, лекция

Краткое описание

1. Культурно-исторические типы.
2. Античность как тип культуры.
2.1 Древнегреческий этап античной культуры.
2.2 Эллинистический этап античной культуры.
2.3 Римский период в развитии античной культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

античность как тип культуры.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Древний Рим был обильно снабжен водой, для чего строились многочисленные акведуки, колодцы, хранилища для воды. Император Агриппа устроил в Риме 700 колодцев (в том числе 105 фонтанов), украшенных 300 статуями и 400 мраморными колоннами. В Риме в определенный период функционировала система стока отходов, так называемая клоака, и система общественных туалетов, приносивших большой доход ее организатору, откуда и пошла поговорка: "Деньги не пахнут". Потребность мыться каждый день привела к строительству бань (терм). Со временем термы превратились в места отдыха и развлечения римлян. Они включали сады, помещения для игры в мяч, библиотеки, залы для гимнастических упражнений, галереи художественных произведений (скульптур), залы для бесед и отдыха. Римляне располагали временем для досуга, поэтому и в первой, и во второй половине дня они могли посещать амфитеатры.

Римские театры приобрели грандиозные размеры. Среди них - Колизей, вмещавший 70 тыс. зрителей. На закате своего существования Рим продолжал возводить колоссальные театры-крепости даже на окраинах империи.

 

Социальная дифференциация римлян порождала разный уровень потребления. Однако богатые и свободные римляне могли пользоваться услугами ремесленников самых разных специальностей. Среди них были производители самых разных сортов бумаги - от тончайшей, белой и гладкой до грубой, предназначенной для обертки товаров. Существовало огромное количество специалистов в области хлебного дела, повара, кондитеры, виноделы и т.п.

Широко распространено было "банковское" дело. Государство пыталось контролировать книги банкиров. Известны случаи субсидирования разорившихся банкиров из государственной казны.  
     Для религиозных целей римляне строили базилики, храмы, уличные алтари. Самым крупным храмом был Пантеон - храм всех богов, имеющий подкупольное пространство 42 м в высоту, 10-ти метровое отверстие-окно в куполе. Для римских сооружений характерны монументальность, оригинальность решений, разнообразие используемого материала, долговечность.

 

Социально-политическая культура

Рим знал три формы государственного устройства: царскую, республиканскую и императорскую. Каждой форме власти соответствовало свое устройство.

  • Первые цари были из этрусков, предпоследний из них Сервий Туллий провел государственную реформу, в ходе которой вся территория Рима была поделена на четыре округа (или трибы). Население Рима разделялось на 5 имущественных классов, между которыми распределялись воинские повинности и политические роли. Самые богатые составляли первый класс, назывались всадниками (т.к. могли покупать себе лошадей для участия в войске). Они выставляли 80 сотен (центурий) пехотинцев и 18 центурий всадников в собственном вооружении и доспехах. Они же располагали большинством голосов в Народном собрании. Самые же бедные - пролетарии - выставляли только 1 центурию. Соответственно военная добыча и политические права их ограничивались. Реформа Сервия Туллия ограничивала власть патрициев - членов коренных римских родов, державших в своих руках общественные земли, обладавших властью. Среди всадников были и люди не знатные, но обогатившиеся разными путями. Таким образом, власть регулировала распределение политических прав и возможность участия в управлении государством, устраняя одних и возвышая других.
  • В республиканском Риме во главе государства стояли два консула, правящие попеременно и во время войн попеременно же управлявшие войсками. Они опирались на Сенат, готовивший законы для Народного собрания. Его составляли очень богатые римляне - представители "римского народа", которые избирались либо по сотням (центуриям), либо по округам (трибам). Трибуны, представители народа от округов-триб, имели право потребовать созыва Народного собрания и имели право "вето". Исполнительная власть совершенствовалась и в разное время включала в себя: преторов, занимавшихся гражданским судопроизводством; квесторов, заведовавших казной; цензоров, выполнявших множество функций внутри общин; разного рода прокураторов (так называли разные должности: финансового чиновника, секретаря императора, чиновников, посылаемых из центра для исполнения каких-либо поручений, наместников, назначаемых императором).
  • Советники императоров всегда должны были иметь юридическое образование. Надо сказать, что Рим дал миру два вида права - частное и общее, примеры рассмотрения множества юридических казусов.

Рим знал огромное число мощных восстаний рабов. Восстание под руководством раба Спартака блестяще отражено в художественной литературе, кинематографе и музыкально-хореографическом искусстве. Социально-экономическими причинами разрушения римской государственности считают рабство, которое подрывало экономику и жизненные устои страны. Крупные землевладельцы получали огромные прибыли от дешевой рабочей силы. Им не было резона ни трудиться, ни развивать технику и технологию, ни совершенствовать труд рабов и развиваться самим; рабам не было смысла работать лучше, т.к. от их усердия и качества труда в их жизни ничего не изменялось, они рождались и умирали рабами, не могли иметь семьи и собственность; свободные крестьяне не могли улучшить свою жизнь, конкурируя с огромными богатыми латифундистами, которые производили дешевые продукты и товары. Крестьяне разорялись, пополняя либо ряды рабов, либо люмпенов в городах. Эта огромная армия ничем не занятых людей в целях заработка шла на любые сделки: служила лжесвидетелями, проститутками, продавала свои голоса на выборах, доносила, воровала. Они жили на крохи от раздач денег и пищи богатыми людьми, триумфов полководцев, на государственные пособия. Отсюда пошло известное выражение: "Плебс съел Рим". Кроме того, с III в. до н.э. Рим, так же как и другие государства, стал подвергаться систематическому нападению кочевых племен, натиск которых становился все сильнее, а экономические и военные возможности Рима уменьшались. Римские провинции стремились к самостоятельности, поднимали восстания и отделялись. Римская империя распалась на две части: Западную и Восточную (Византия).

 

Духовная жизнь

Духовная жизнь римлян, как и других народов в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях (анимистических, пантеистических, тотемических и т.п.). Первоначально римляне не знали богов-личностей. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деятельности, ведавшие судьбами людей, защитой государства, удачей и др. Греки заимствовали антропоморфных богов у греков, дав им свои имена: Юпитер, Юнона, Минерва, Феб, Венера и др. Кроме богов, у них была вера в гениев как духов-покровителей, сопровождавших человека в жизни и руководивших помыслами и действиями. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки.

За отправление религиозных культов отвечали жрецы, объединенные в коллегии и служившие какому-либо божеству. Но был высший разряд жрецов-понтификов, которые наблюдали за правильностью отправления религиозных обрядов в целом. Понтификами становились, время от времени, и высшие должностные лица и императоры. В каждой семье глава семьи выполнял жреческие функции.

Римляне придавали большое значение культу предков. Скульптурные портреты предков по мужской линии находились в доме. В царское и республиканское время, а также в ранней империи глава государства не обожествлялся.

У римлян не было поэтической мифологии. Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима). Вместе с тем некоторые сюжеты мифологии древних греков привились на римской почве. Греческий Геракл, став римским Персеем, также совершал подвиги. В отличие от греков, которые использовали мифологические сюжеты для драматических спектаклей, римские драматурги по-своему перерабатывали греческих литераторов. Однако римлянам были чужды пафос и философия греческой драматургии. Они предпочитали комедии с буффонадой, непристойностями, остроумными словами и выходками героев. Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей.

"Золотой век" римской  литературы относится к концу  республики и началу империи. Это так называемая "цицероновская  эра". Кроме произведений Цицерона ("Студенческие беседы", "Об ораторе", "Об обязанностях" и др.), в этот период появляются произведения Варрона - "ученейшего из мужей". Среди лирических произведений популярны были труды Флакка и Овидия. Римские историки создавали труды, восстанавливавшие последовательность разных событий (Тит Ливий "От основания города", Светоний "Жизнеописания 12 цезарей").

Скульптурный портрет римлян отличался жизненной правдой, доходившей до натурализма.

Рим имел своих ученых, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер.  
     Любовь к наслаждениям, аморализм и распущенность - характерные черты образа жизни позднего Рима. Индивидуализм и эгоцентризм стали господствующей линией поведения в последние века. Римляне вывозили произведения искусства из всех покоренных стран. Постепенно наступил кризис античного мировоззрения. Люди испытывали неуверенность, они были отделены от государства, чужды мифологическим преданиям предков. Это пробуждало тягу к новому, таинственному. Новые религиозные веяния пришли с восточными культами и религиозными учениями, наполнявшими позднеримское время. Появляются первые христианские секты, с которыми власти ведут борьбу. В 313 г. по отношению к новой вере объявляется веротерпимость.

В 330 г. император Константин переносит столицу в новый город, названный Новый Рим, а позже Константинополь, в провинцию Визант. В 476 г. завершает существование Западная часть Римской империи. Восточная часть Римской империи - Византия просуществует еще 1000 лет. В 529 г. эдиктом византийского императора Юстиниана в Византии были запрещены все языческие культы, закрылись храмы, учебные заведения (типа Академии Платона в Афинах). Государственную поддержку получила христианская вера.

Выводы:

Античная культура оказала влияние на развитие европейской и отечественной культуры в следующих областях:

  • Она заложила основы европейского менталитета. Латынь и греческий язык вошли составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики.
  • Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством.
  • В праве заложила основы общего и частного права всех европейских государств.
  • В искусстве послужила образцом для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира.
  • В спорте дала основу многих видов спорта - борьбы, легкой атлетики, конных состязаний и др., заложила принципы соревновательной деятельности и Олимпийских игр.
  • В образовании ввела принципы дидактики и воспитания подрастающего поколения.
  • В военном деле становила правила организации войска, обучения воинскому делу, основы стратегии и тактики.
  • В науке и медицине дала множество базовых знаний, оснастила языком науку и медицину, дала терминологию.
  • Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философию, логику, филологию и др.

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Алпатиов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.,1987.
  2. Античность как тип культуры. - М., 1988.
  3. Античная культура. Словарь-справочник/ Под ред В.Н.Ярхо . - М., 1995.
  4. Боннар А. Греческая цивилизация. - М., 1992.
  5. Винничук Л. Люди, обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1984.
  6. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М., 1972.
  7. Всеобщая история архитектуры . Т. 2. - М., 1973.
  8. История Древнего Рима: Учебник. - М., 1993.
  9. Кнаббе Г.С. Древний Рим: история и повседневность. - М., 1986.
  10. Культура Древнего Рима. В 2-х т. - М., 1985.
  11. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990.
  12. Словарь античности. - М., 1992.
  13. Уколова В.И. Поздний Рим: шесть портретов. - М., 1992.
  14. Хефлинг Гельмут. Римляне, рабы, гладиаторы. - М., 1970.

 

 

 

 

 


Информация о работе Культурно-исторические типы. Античность как тип культуры