Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 00:41, реферат
Наше Отечество переживает трудные дни. Трагедия и отчаяние Смутного времени, известные нам ранее по учебникам истории, сегодня во многом стали нашей повседневностью. Кризис - в экономике, политике, государственном строительстве и народном хозяйстве, - но, главное, - кризис в душах, Черствеет душа русского человека. Почти неслышим сегодня тот колокол духа и совести, в лад звону которого сплачивалась Российская Держава, которым объединялся русский народ. Духовная крепость, построенная с помощью Божьей усилиями и подвигами наших предков, сегодня разрушается. Обесценивается в людях тот жизнеобразующий, плодородный слой, без которого не прививаются в человеке понятия Чести, Долга, служения Истине и Отечеству.
В этой неопределенности для позиций молодежи есть пока только один положительный момент. Это - отсутствие жесткого диктата и, какой-никакой, но относительно свободный выбор в социально-культурном пространстве возможностей реализации себя и судьбы России. Но каждый день неопределенности приближает наступление таких процессов и следствий разрыва преемственности поколений, которые окажутся для социума уже необратимыми.
Известно, что лишенный традиций социум обречен на вымирание, если он не способен спастись на пути осуществления стратегических инноваций. Поэтому задача молодежи России сегодня - действительно историческая. На ее плечи возложена ответственность за судьбу страны в полном смысле этого слова. Готова ли она принять ее? Ответ будет известен в самое ближайшее время, когда дадут плоды ее замыслы. Ведь не вся же она ушла в криминал, как пытаются это изобразить некоторые средства массовой информации. Где-то уже идет созревание новой молодежи России, для которой судьба страны - не пустой звук.
5. Культура - трагедия трагедий
Смысл культуры в жизни каждого человека и - особенно роковым образом - в жизни современного человека возможно, на мой взгляд, понять в двух определениях.
Первое определение культуры, почти тавтологическое, фокусирует тот образ культуры, что был намечен выше: культура есть форма одновременного бытия, общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур (каждая из которых есть... См. начало определения). И несколько дополнений: время такого общения - настоящее; конкретная форма такого общения, такого бытия (и взаимопорождения) прошлых, настоящих и будущих форм - это форма (событие) произведения; произведение - форма общения индивидов в горизонте общения личностей как (потенциально) различных культур.
Второе определение культуры. Культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; то есть культура - это форма свободного решения и перерешения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности. Это - прибор, способный преобразовывать все самые мощные детерминации «извне» и «изнутри». Вживленный в наше сознание своей вершиной, этот прибор позволяет человеку быть полностью ответственным за свою судьбу и поступки. Или, скажу так, при помощи этой «линзы» человек обретает действительную внутреннюю свободу совести, мысли, действия. (Правда, если сам человек решится, что бывает очень редко, на полную меру своей свободы и ответственности.) Этот странный прибор - культура.
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение является неотъемлемой частью существования таких областей жизнедеятельности человека как образование, наука и искусство, в свою очередь, тесно взаимосвязанных между собой в силу диалогичности своей сущности. Ярким доказательством этому служит глубокая связь культуры и образования.
С изменением социальной
ситуации, наметились коренные перемены
во взглядах на сущность и содержание
образования. В современных условиях
оно рассматривается как
Культура - понятие
многогранное, затрагивающее все
сферы жизнедеятельности
культура как форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих
- культур, форма
диалога и взаимопорождения
культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления;
культура - это изобретение "мира впервые".
Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С. Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Отношение к человеку как к высшей ценности бытия легло в основу современного образовательного процесса. Гуманистическая сущность педагогической науки и практики широко освещена в многочисленных современных исследованиях Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, Э.Н. Гусинского, Л.В. Заниной, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, С.В. Петериной, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Е.Н. Шиянова и др.
Общение выступает одним из ведущих факторов возникновения и существования культуры, будучи при этом культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку является условием и средством познания, сохранения, трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры. Исходя из этого, вполне объясним интерес к проблеме общения различных областей человекознания. Философия выполняет общетеоретическую и методологическую функции в комплексном исследовании общения такими науками, как психология, социология, педагогика, культурология и др. За переделами философской мысли изучение феномена общения имеет место прежде всего в психологической науке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти свое место среди людей и не услышит в свой адрес: "подвинься".
Культурность - совокупность образования, самовоспитания и воспитания, врожденной интеллигентности. Многое дает и дружба с книгой, начитанность. Вот только жаль, что человек за свою сознательную жизнь сможет прочитать не больше 5 тысяч книг из миллионных сокровищ, книги в доме - признак культуры. Дом без книги -дом дикарей. К сожалению, не ушло еще явление книгомании, когда книги собираются не для чтения, а ради моды. К тому же ныне мы мало читаем, все больше получаем "готовое", часами просиживаем у телевизора.
Человек, живя в обществе, находится в системе многочисленных социальных, нравственных, экономических и иных связей и опосредований. И эти связи регулируются во много правилам этикета. Не пытаясь рассмотреть весь спектр взаимоотношений людей в обществе, регулируемых правилами хорошего тона, можно остановить лишь на некоторых.
Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении ("возделанное") культура противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующим помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения.
Общение как культурный феномен жизнедеятельности человека
Потребности современного
общества, его духовных и материальных
сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной
С изменением социальной
ситуации, наметились коренные перемены
во взглядах на сущность и содержание
образования. В современных условиях
оно рассматривается как
Культура - понятие
многогранное, затрагивающее все
сферы жизнедеятельности
ЛИТЕРАТУРА.
1. Культура, культурология, образование (материалы "круглого стола") // Вопросы философии, 1997, N2.
2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология: ХХ век. Антология. - М.: Юрист, 1995.
3. Введение в философию : Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2.Гл.Х!!. Познание М.: Политиздат, 1990.
4. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Изд-во Росс. открыт. ун-та, 1995.
1. Теория познания. В 4-х т.т. Т.2. Социально-культурная природа познания. - М., 1991.
2. См.: Холтон Дж. Что такое ''антинаука ''? // Вопросы философии, 1992, ј2.
3. См.: Швырев В., Юдин Э. Сциентизм // Философская энциклопедия. Т.5. - M., 1970.
4. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - M., 1986.
5. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - M., 1990.
6. Тулмин Ст. Концептуальные революции в науке // Структура и развитие науки. - M., 1978.
7. См.: Визгин В.П. Истина и ценность // Ценностные аспекты развития науки. - M., 1990.
8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - M., 1996.
Информация о работе Культурный человек в современном обществе