Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:34, контрольная работа
Целью данной работы является исследование культурологических идей К.Г.Юнга.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:
рассмотрение аналитической теории культуры К.Юнга
анализ концепции архетипов К. Юнга.
Введение………………………………………………………………………..
3
Аналитическая теория культуры К.Юнга………………………………...
4
Концепция архетипов К.Юнга…………………………………………….
7
Заключение …………………………………………………………………….
10
Библиографический список…………………………………………………...
11
Они успели приобрести осознаваемые формы, которые передаются с помощью традиционного обучения в основном в виде тайных учений, являющихся вообще типичным способом передачи коллективных содержаний, берущих начало в бессознательном.
Другим хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки. Но и здесь речь идет о специфических формах, передаваемых на протяжении долгого времени. Понятие «Архетип» опосредованно относимо к representations collectives, в которых оно обозначает только ту часть психического содержания, которая еще не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой еще только непосредственную психическую данность. Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает. (Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется pattern of behaviour.)
То, что подразумевается под «архетипом», проясняется через его соотнесение с мифом, тайным учением, сказкой5.
Заключение
Культура у Юнга - предмет психологического анализа. Социально-политический кризис западноевропейской культуры и общества в целом он объяснял вторжением в жизнь общества архетипов. Следствием этого вторжения он считал расизм фашистов и коммунистический догмат о всеобщем равенстве.
В центре юнговской концепции культуры лежит «коллективное бессознательное». По мнению Юнга, «коллективное бессознательное» передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные «животные» поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т.п.
По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передается по наследству биологическим путем. Юнга иногда упрекают за тезис о биологическом наследовании культурных форм, однако этот упрек, на наш взгляд, не вполне справедлив. Дело в том, что, по Юнгу, архетипы коллективного бессознательного сами по себе вовсе не тождественны культурным образам или символам. Архетип — это не образ, а некое фундаментальное переживание, «тяготение» человеческой психики, которое само по себе лишено какой-либо предметности (образ же всегда предметен). Архетип — это психический смысл в чистом виде, но не просто смысл, а первосмысл, незримо организующий и направляющий жизнь нашей души. (В этой связи стоит заметить, что вообще психический смысл сам по себе лишен предметности; например, один из смыслов — жажда любви, которая не связана изначально с каким-то конкретным образом или человеком)6.
Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они, по сути, являются источником мифологии, искусства, религии, философии. Хотя впервые об архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип грехопадение.
Библиографический список
1 Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. М., 2003.С. 125.
2 Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. М., 2003. С. 76.
3 Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин.. М., 2003.С. 127.
4 Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества. Учебное пособие. М., 2003. С. 77.
5 Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Составители: Д. А. Лалетин, И. Т.Пархоменко, А. А. Радугин. М., 2003. С. 128.
6 Радугин А.А. Культурология. Учебное пособие. М., 2001.С. 37.