Культурология Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

Одним из результатов научно-технического прогресса в 20 веке можно считать усиление интегративных процессов в мыслительной деятельности человечества, что выражается во взаимодействии ранее далеких друг от друга наук и появлении на их стыке новых: биохимии, генной инженерии, технической физики, технической педагогики, биосоциологии, социальной психологии, экономической географии, экологии и т.п. Культурология рассматривается сегодня как интегративная научная область знания, рожденная потребностями современной эпохи на стыке культурфилософии, культурпсихологии, культурной и социальной антропологии, этнологии, социологии культуры, истории культуры, теологии культуры.

Содержание

Культурология, ее функции и сущность…………………………………………3
Культура древнего Рима…………………………………………………………..9
Список использованной литературы……………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Римская культура республиканского периода. Глубокие социально-экономические сдвиги, сопутствовавшие превращению Рима в великую средиземноморскую державу, не только вызвали кризис старой политической системы, но и оказали огромное влияние на идеологическую жизнь римского общества. В конце III – начале I в. до нашей эры – налицо кризис староримской «полисной» идеологии.

Греческий язык широко распространяется в высших кругах римского общества. Вместе с языком в Рим проникает  греческая образованность, грек-учитель  делается непременной  принадлежностью богатых римских семей, знание греческой литературы становится признаком хорошего тона, возникают риторические школы, организуемые греками, группы греческих актеров дают представления в Риме на народном языке. Все большее влияние оказывают эллинистические обычаи на быт и образ жизни римской знати и богачей.

Греческие обычаи распространились и в быту. Упоминавшийся уже  обычай составлять стихотворные надписи  на гробницах был заимствован  из Греции. Бритье бороды, обычай возлежать  за столом во время еды и ряд других также были занесены греками. Подражание всему греческому было «модой», распространявшейся преимущественно среди аристократических кругов римского рабовладельческого общества. Но проникновение этих чужеземных влияний шло не без борьбы и противодействий.

Во II – I  вв. до н.э. различные течения эллинистической философии становятся известны уже не только в высших, но и в более широких кругах римского общества. Особенно много для популяризации философии сделал Цицерон, изложивший в ряде сочинений не слишком глубоко и точно, но зато вполне доступно основы различных философских систем и разработавший латинскую философскую  терминологию.

В тоже время в Риме жил один из крупнейших философов  древности – Лукреций (98-55). В своей  блестящей по форме поэме «О природе вещей» он развивал и пропагандировал материалистическое учение Эпикура, стремясь избавить людей от порожденных невежеством религиозных суеверий и страха перед богами и загробной жизнью. Отрицая всякое вмешательство богов в жизнь людей, Лукреций давал  естественное объяснение происхождению и развитию вселенной и человечества[5, с.76] .

В науке, как и в  философии, римляне многое заимствовали у греков. Так, Цельс в сочинении  о медицине обобщил достижения эллинистического врачебного искусства, которым прежде римляне пренебрегали. Астроном Сосиген из Египта произвел вычисления для проведенной Цезарем реформы римского календаря (так называемый Юлианский календарь). Но одновременно развивалась и чисто римская наука. Виднейшим ее представителем был Марк Теренций Варрон (116-28),  составивший энциклопедию наук и написавший обширные исследования о римских бытовых и религиозных древностях, римском театре, латинском языке, агрономии и многом другом. Кроме того, Варрон был известен своими сатирами, в которых он высмеивал современные нравы. Ему принадлежит ставшее ходким наименование первого триумвирата «трехглавым чудовищем».

III – I века знаменуются развитием римской архитектуры и изобразительного искусства. Старый римский дом был одноэтажным, теперь начинают строить дома в два-три этажа. В богатых домах украшают колоннами, появляются гостиная, спальня, ванная комната, закрытые дворики и сады. Стены облицовываются мрамором, полы делаются мозаичными.

Из завоеванных греческих  городов в Рим было привезено  огромное количество статуй. Следует отметить также развитие фресковых росписей.

Культура Римской  империи  в III в. Напряженная борьба  шла в области религии и философии, которые в это время в значительной мере сливаются.

Единственный литературный жанр, продолжавший развиваться в III в., - роман – приобретает религиозно-философскую окраску. Наиболее интересен в этом смысле роман, написанный известным софистом Филостратом, о мудреце и «чудотворце» I в.н.э.  Аполлонии из каппадокийского города Тианы.

Среди всех упадочных, пессимистических, аристократических систем наиболее жизнеспособным и крепнущим остается христианство. Оно было самым простым, доходчивым, массовым учением. В этом причина его широкого распространения. Одновременно с этим христианская религия в III в. постепенно теряет свою былую оппозиционность к правительству, к богатству: в ней все громче начинает звучать проповедь смирения и покорности. Складывается общая церковная организация для всей империи, церковная иерархия все больше приобретает монархические черты. Все это подготовляет союз церкви с империей и окончательно ставит христианскую религию на службу господствующим классам.    

 

 

Список использованной литературы:

  1. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.   
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.
  3. Ясперс К. Современная техника //Новая технократическая волна на     Западе. М., 1986.
  4. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси, 1970.
  5. Всемирная история. М., 1986.

   

   

 

 

 

    


Информация о работе Культурология Древнего Рима