Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:18, реферат
Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.
Введение. 3
История становления понятия «культура». 4
Интегративный характер культурологического знания. 5
Уровни знания в социологии культуры. 16
Проблема социологии культуры. 17
Вывод. 20
КУБАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Р Е Ф Е Р А Т
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
КАК НАУКА И
ЕЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ
СВЯЗИ.
Аффтор жжет:
Миронова
Екатерина Сергеевна
Краснодар,
2011 г.
Содержание.
Введение.
Культурология изучается сегодня практически во всех вузах России, вне зависимости от того, позиционируют они себя как классические или технические университеты либо подчеркивают профессиональную направленность в рамках академий и школ. Это обусловлено не только тем, что культурология формально присутствует в перечне учебных дисциплин государственного образовательного стандарта; изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы ситуативного анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.
Роль культурологи в системе гуманитарного знания во многом объясняется ее особенностями эстетического и антропологического характера. История и теория мировой культуры, преодолевая трудности переводов, фрагментарность источников, странности символов и чуждых образов, рисует, воссоздает живой облик прошлого и настоящего, и каждый оттенок образного мировидения говорит о человеке, соответствуя пафосу пробуждающегося гуманитарного сознания и самосознания.
История становления понятия «культура».
Слово «культура» происходит от лат. cultura - возделывание, уход, обработка земли. То есть использовалось значение земледельческого труда. Но уже в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона в его «Тускуланских беседах» употребляется такое выражение: «Культура ума есть философия». Слово культура впервые использовалось по отношению к человеку как синоним слов: образованность, просвещенность, воспитанность. Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, «обрабатывать», как и землю. Только обработка земли - удел раба или крестьянина, а обработка ума - удел свободного человека. Таким образом, слово культура приобретает значение, близкое к современному.
Новое
значение понятия «культура» возникает
в Новое Время, в связи с
теми культурно-историческими
Таким образом, появляется самое широкое значение понятия «культура» - это вторая природа или мир человека, созданный им самим. Существуют и более узкие определения культуры. Например, в прессе культура - это сфера учреждений культуры (театры, музеи). Но в культорологии существует множество определений культуры.
В 1952 г американский ученый Кребер Кланхен в своем труде приводит около двухсот определений культуры. Современная гуманитарная наука приводит несколько сотен определений.
Сложность и многообразие определений связана со сложностью самого феномена культуры и с разнообразием подходов к исследованию культуры.
Интегративный характер культурологического знания.
Рассмотрим четыре тезиса, аргументирующих интегративный характер культурологии.
Тезис первый. Культурология с одной стороны, является обобщением данных социально-научных, естественно-научных и гуманитарных дисциплин, а с другой - содержательно включена в них. Такие области знания,
- как этнология, этнография, физическая антропология, связаны с культурологией через этнопсихолингвистику и культурную антропологию;
- политология - через политическую антропологию;
- социология
- через коммуникативные
- философия культуры - через конструирование «универсальных» исторических циклов становления культур и цивилизаций;
- общая философия - через философскую антропологию, которая изучает ментальные характеристики личности человека, его склад ума, умственные привычки, навыки сознания и т.п., и их своеобразную конфигурацию в рамках определенной культуры;
- этика, эстетика, религиоведение содержат в предметном поле важные для современной культуры идеи, нормы, нравы, эстетические вкусы различных народов мира;
- экономика
- через экономическую
- психология
- через изучение индивидуальных
особенностей отношения к
Тезис второй. Он связан с новым состоянием культурологического знания: имеется ввиду постмодернизм. Хотя понятие постмодернизма появилось еще в 1917 г., сама тенденция проявилась в западной культурной практике и в творчестве интеллектуалов во второй половине ХХв. Точкой отсчета считается работа Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернисткое состояние: доклад о знании» (1979). Особенность постмодернизма в открытости, отказе от традиционных проблемных полей, понятийно-категориального аппарата и в целом в смене познавательной парадигмы. Пространство постмодернизма организуется уже не вокруг человека как центра и источника системы представлений, а по принципу мозаики.
Таким образом, к концу ХХ в. Сформировалось новое поколение теоретиков культуры, которые принципиально утверждают состояние радикальной плюральности концепций и взглядов. Следствием этого явилась фрагментарность, нестрогость в принадлежности к какой-либо определенной научной, теоретической школе. Возникает тенденция к преодолению односторонности в трактовке культуры. И, кроме того, появились новые концепции, пришедшие в социальные науки из естественных, в частности, синергетический подход, потребовавший переосмысле-ния социокультурных процессов. Поэтому интегративная тенденция усиливается, границы концепций размываются, в науках о культуре возникают синтетические теоретические конструкции.
Тезис третий. Интегративность обусловлена возможностями особого, культурологического метода осмысления и выстраивания логики любой профес-сиональной деятельности. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социо-культурная компетентность.
В этой
связи необходимо уточнить, что именно
является особенно ценными необходимым
для культурологического
- нормирующих
и регулирующих ее по
- устанавливающих пороги допустимости социальной и социальных последствий этой деятельности;
- аккумулирующих
и канонизирующих исторический
опыт подобной деятельности в
плане ее социальной
- формирующих «классические» требования к технологиям и нормам обучения по специальности; этику профессионального взаимодействия специалистов;
- создающих
специальные внутриотраслевые
- разрабатывающих
иерархию критериев
Таким образом, предметом культурологического анализа специализированной деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регули-рующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования, а также взаимодействие и взаимопонимание как между профессиональным сообществом и другими общественными структурами, так и внутри него.
Тезис четвертый. Культурология как познавательная парадигма основана не на монологическом языке предшествующей, классической науки, не на познании-созерцании, а на «отношении», действии, диалоге. В этом смысле она интегрирует, например, культуру Запада и Востока как продукт двух разных философских и духовных традиций, взаимодействие, взаимовлияние, проникновение (или отталкивание) разных исторических или современных культур, целью которого выступает достижение согласия в обществе. В аспекте диалога культура понимается следующим образом.
1.Культура
есть форма одновременного
2.Культура
- это форма самоопределения
3.Мир
культуры - это «мир впервые». Культура
в своих произведениях
Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о культуре как целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми культурология входит в контакт, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и социальным фоном развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато культурное наследие.
Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.
Этнография
способствует осознанию национально-
Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.
Смежные
науки не только питательная среда,
но и необходимый фундамент
Может возникнуть вопрос: а зачем нужна культурология, если достаточно знать историю или психологию, этнографию или искусство? Однако вполне очевидно, что каждый из этих аспектов вовсе не исчерпывает объема культуры, а лишь открывает ее отдельные стороны. Кроме того, культурология не просто механически заимствует знания, полученные другими науками, но органично включает их в целостную систему науки о культуре, создавая общую модель или картину культуры определенной эпохи. Исследование общих контуров культуры органично сочетается с глубоким постижением своеобразия и относительной автономности национальных культур.
Культурология, будучи гуманитарной наукой, исследует культуру как исторически развивающееся, многогранное, сложное общественное явление, как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды деятельности человека, его помыслы и чувства, разум и волю, то она является неотъемлемым атрибутом человеческого существования. Ни одна сфера жизни - будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, досуг или спорт - невозможна вне культуры.
Информация о работе Культурология как наука и ее междисциплинарные связи