Культурология как наука о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:47, лекция

Краткое описание

1. Предмет культурологии как науки о культуре.
2.Сущность культуры. Методоло-гические подходы к изучению понятия культуры.
3.Понимание культуры как социального процесса. Культура и “цивилизация”.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология как наука.ppt

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Тема:  Культурология как наука о культуре 
 

План лекции 

 

1. Предмет культурологии как науки о культуре.

2.Сущность культуры. Методоло-гические  подходы к изучению понятия  культуры.

3.Понимание культуры как  социального процесса. Культура  и “цивилизация”.

  •  
  •  
  •  
  •  
  • Культурология – это наука о прошлой и современной культуре, её структуре и функциях, перспективах развития

          Предметом культурологии выступает понятие культуры.

 

 

Объект культурологии ‒ живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы, учреждения.

Первый 

 рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих

   культуру.

 Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее

историческом развитии, социальном  функционировании, а результатом  – 

   система знаний о культуре.

Второй подход

 представляет культурологию как дисциплину, состоящую из разделов, изучающих культуру:      например, культурология как философия    культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и    обратная позиция, согласно которой культурология есть раздел философии    культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания культуре без учета фактора культурного самосознания).

Третий  подход 
рассматривает культурологию как  
самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение  
предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-  
гуманитарного знания.  

Структура культурологии

 

  • теория культуры (философия культуры, культурная антропология

  социология культуры );

  • история культуры;
  • прикладная и эмпирическая культурология (антропология и социология культуры).

 

К У Л Ь Т У Р  А 

 

  • Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.
  • Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.
  • Культура — возделывание души человека (Цицерон).
  • КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи
  • массовая, элитарная культура, субкультура

 

900igr.net

  • Впервые термин “культура” употребил немецкий просветитель И.К. Аделунг в 1782 г. в книге “Опыт истории культуры человеческого рода”.
  • В 1784 г. в работе И.И. Гердера “Идеи к философии и истории человечества” слово “культура” наполняется теоретическим и философским содержанием.

 

  • Описательные определения

 

Культура – это сумма  всех видов деятельности, обычаев, верований; все, созданное людьми: книги, картины, знания пути; приспособления к социальной и природной среде, язык, этику, религию, которые создавались столетиями.

2. Исторические определения

 

  • Подчеркивают роль традиций и социального наследия, которые достались современной эпохе от предыдущих этапов развития человечества.
  • Культура – это результат исторического развития; в неё входит все то искусственное, что люди произвели и что передается из поколения в поколение – орудия, символы, взгляды, верования. 

Нормативные определения

 

  • подчеркивают  значение  принятых правил и норм.
  • Культура – это образ жизни индивида, который определяется социальным окружением.

 

Ценностные определения

 

  •  Культура

– это материальные  и социальные ценности групп  людей, их обычаи, реакции поведения.

 

Идеологические определения

 

  • Культура –

 это идеи, которые переходят от индивида к индивиду с помощью особых действий (слов, иммитаций).

 

Символические определения

 

  •  Культура

– это организация разных  феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), которые состоят в использовании символов.

Итак, культура -

 

  • это надбиологический механизм аккумуляции и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и передаваемый из поколения в поколение.

Основные культурологические  школы

 

  • а) символическая школа
  • Главным, с точки зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей и явлений, основанную на символах". Представителями символической школы являются Кассирер и Леви-Строс.

Основные культурологические  школы

 

  • б) натуралистическая школа
  • Представители этого направления пытаются объяснить особенности той или иной культуры особенностями природного бытия человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса.

Основные культурологические  школы

 

  • в) психологическая школа
  • С точки зрения этого направления культуры - это душа народа, "дух" народа.

Основные культурологические  школы

 

  • г) социологическая школа
  • Объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют общечеловеческий характер. Парсонс считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной.

Основные культурологические  школы

 

  • г) аксиологическая школа

Это направление является  самым распространенным в культурологии. Не случайно чаще всего можно  встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных  и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется  в работах Канта. Широкое использование  этого понятия в культурологии  начинается с работ Вин-дельбанда. Видными представителями этого  направления являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

Функции культуры

 

  • 1.Аккумуляция родового опыта.
  • 2. Функция гносеологическая.
  • Охватывая все сферы общественного сознания, взятых их в единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира, а также уровень навыков и умений людей.

3. Функция исторического  обмена, передачи социального  опыта 

 

  • Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого механизма передачи социального опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества.
  • .

4. Коммуникативная функция,

 

  • Воспринимаемая информацию, заключен-ную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное, опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством общения выступает прежде всего выступает язык

5. Регулятивная и нормативная функция.

 

  • Культура ‒ это система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

6. Сигнификативная функция  культуры  

 

- это ее способность создавать целостные, осмысленные представления о мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

 

7. Функция "психологической разрядки

 

  • " - как бы противоположна предыдущей, нормативной. Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это праздники и ритуалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы. 

8. Гуманистическая функция 

 

  • Культура облагораживает человека, делает его личностью, прививает культуру общения, культуру восприятия, милосердие, альтруизм, такт, любовь к другим людям. Культура выполняет свои функции, влияет на социальную жизнь разными путями: а) через социализацию, б) через создание и введение ценностей, в) через образцы поведения, г) через создание моделей институтов и социальных систем.

Понятие «цивилизация»  

 

  • Слово цивилизация происходит от лат. civilis –    гражданский, государственный.
  • Возникло в античную эпоху для обозначения    качественного отличия античного общества от     варварского окружения.

  Цивилизация – это определенный уровень   общественного развития, организация общественной жизни на основе закона, перед   которым все равны.

  • Коли виникла культурологія? Хто був її засновником?
  • Що уявляє собою предмет і об’єкт культурології?
  • Які Вам відомі підходи у вивченні такого явища як культура?
  • Що свідчить про складність такого суспільного феномена як культура?
  • Дайте визначення культури.
  • Якою є структура культури?
  • Які функції вона виконує?

Информация о работе Культурология как наука о культуре