Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 16:09, доклад
Куртуазная любовь - категория средневековой куртуазной литературы.Средневековые авторы определяли это понятие как «истинную любовь», Fin' Amor, и выстраивали всю систему ценностей по отношению к нему.
Содержание куртуазной любви включает в себя как психофизиологическое состояние влюбленного, к которому любовь приходит независимо от его воли («истинный влюбленный» бледнеет при виде своей возлюбленной, его сердце бьется сильнее, он мало ест и плохо спит, - пишет в трактате «О любви» АндрейКапеллан), так и свод правил и законов, согласно которым «истинный влюбленный» должен поступать (он щедр, ни в чем не отказывает своей даме, совершает ради нее подвиги, а также красноречив, знает, что такое истинная верность, и т. п.).
Кроме того, куртуазная любовь имела воспитательное значение. Двор был школой, в которой мальчики проходили обучение при сеньоре их отца или дяди по материнской линии. Естественно, что женщина, жена патрона, дама, принимала участие в воспитании будущих рыцарей. Признаннаяпокровительница живущих при дворе юнцов, она в их глазах заменяла им мать, от которой они были оторваны почти детьми. Она была их доверенным лицом, наставляла и имела на них неоспоримое влияние. Это влияние подкреплялось тем, что дама делила с их господином не только ложе, но и его помыслы. Не говоря уже о ее прелестях, для преодоления соблазна
Куртуазная любовь способствовала
утверждению существующего порядка, проповедуя
мораль, основанную на двух добродетелях:
выдержкеи дружбе. Рыцарь должен был уметь
владеть собой, укрощать свои порывы. Правила
игры, запрещающие грубо овладевать женщинами
из хорошего общества, предполагали благородные
пути для их завоевания. В то же время в
языке трубадуров слову «любовь» постоянно
сопутствует слово «дружба». Чтобы завоевать
благосклонность той, кого рыцарь называл
своим «другом», он демонстрировал самоотречение,
преданность, самоотверженность в служении.
А это как раз те качества, которых сеньортребовал
от вассала. Так стихи, воспевавшие куртуазную
любовь, способствовали укреплению вассальной
этики, на которой покоились политические
устои феодального государства. Иногда
кажется, что эти произведения были сознательно
введены в систему рыцарского воспитания
стараниями князей-меценатов, законодателей
мод, которые стремились укрепить то, что
мы назвали бы гражданским чувством.
Практика fine amour прежде всего
повышала престиж «мужских» качеств: мужчине
надлежало быть смелым и развивать присущие
ему добродетели. От женщин тоже требовались
смелость и осмотрительность. По правилам
игры, падение женщин должно было происходить
«благородным образом»: им следовало учиться
держать себя в руках, владеть свои-
.
ми чувствами, бороться со своими недостатками
— легкомыслием, лицемерием, чрезмерным
вожделением. Так в высших слоях общества
любовная игра служила воспитанию женщин.
Она, по всей видимости, ни в малейшей степени
не имела целью изменить существующий
порядок подчинения женщины мужчине: как
только игра кончалась, женщина возвращалась
на отведенное ей Богом место, в непосредственную
зависимость от мужчины. Однако способствуя
душевному совершенствованию женщины,куртуазная
любовь подготавливала тем самым условие
для ее возвышения хотя бы в этом смысле.
Влияние куртуазной любви
на общество оказалось весьма плодотворным,что
повлекло за собой быстрое распространение
ее традиций. Чтениекуртуазной литературы
и проецирование ее сюжетов на обыденное
поведение людей постепенно вовлекли
в сферу игры незамужних девиц — с конца
XII в. во Франции куртуазные обычаи становятся
частью ритуала,предшествовавшего вступлению
в брак. В игру включались и женатыемужчины.
Они теперь также могли выбирать себе
среди женщин «друга», которому служили,
как молодые рыцари. Все рыцарское общество
целиком стало куртуазным. Куртуазные
обычаи превратились в норму, и то, что поэты
некогда воспевали как опасный и почти
недостижимый подвиг, стало теперь обычным
требованием хорошего тона.
Здесь уместно обратиться
к литературному произведению, носящемунормативный
характер. Я имею в виду «Трактат о любви»,
написанный Андре Капелланом в Париже
около 1200 г. на латинском языке. Толкование
этого произведения представляет большую
трудность, что породило многочисленные
и противоречивые его комментарии. Однако
сегодня мы можем с уверенностью сказать,
что «Трактат о любви» посвящен не толькоизложению
правил куртуазной любви, но и ее критике.
Автор, весьмапросвещенный клирик, подробно
объясняет благовоспитанным молодымлюдям,
обучающимся при дворе Филиппа-Августа,
что такое куртуазная любовь и каковы правила
игры. Одновременно он указывает на то,
что разгоревшуюся страсть нужно уметь
вовремя укротить, так как она ведет к греху.
Любовь, по его мнению, есть болезнь, испытание,
которое нужнопройти, чтобы закалить себя.
Но мужчина должен уметь победить в себелюбовь,
иначе он рискует попасть под власть женщины.
Произведение не предназначалось для женщин,
так как в последней части книги Андре Капеллан
поносит их с очевидным удовольствием.
Его сарказмы — лекарство для восстановления
чувства мужского достоинства в соответствии с
«правильным устройством мира».
Андре Капеллан стремился
дать ответ на многочисленные и непростыевопросы,
возникавшие в результате заимствования
королевским дворомгалантных обычаев,
укоренившихся при соперничающих дворах
феодальных князей. Распространение обычая
требовало поставить его в определенные
рамки, воспрепятствовать его «чрезмерности».
Трактат Капеллана был единственным произведением
такого рода, внесенным в списки королевской
канцелярии, что, по всей видимости, является
признанием его
полезности. Он и был полезен в трех отношениях:
призывом уважатьиерархические различия;
стремлением уменьшить издержки сексуальнойактивности
вне брака путем внедрения в эту сферу
норм, соответствующихматримониальным
установлениям; проповедью плотских ограничений,благодаря
которым телесная сторона любви, не теряя
привлекательности, была менее чревата
опасностью появления на свет незаконных
наследников.
При чтении этого замечательного
произведения следует отметить большое
влияние куртуазной любви на изменение
положения женщин. Андре Капеллан — один
из первых авторов, приводящих высказывания
женщин, которые звучат порой более значительно,
чем речи мужчин. Кроме того, автор указывает
на ту пользу, которую женщины могли извлечь
из куртуазных обычаев: выражение сексуальных
устремлений мужчин становилось менее
агрессивным и опасным и, как следствие,
опека со стороны мужей и отцов — менее
строгой. Может быть, именно благодаря
этой свободе влияние женщин стало проникать
за рамки женской половины дома.
Общий прогресс, особенно
интенсивный во Франции на рубеже XII—XIII
вв., освобождал личность от уз коллективных
форм жизни. Обычаи куртуазной любви в
значительной мере ослабили насилие и
грубость в сексуальном поведении мужчин
и в матримониальной политике родов. Мужчины
начали понимать, что женщина — это не
только тело, что нужно сперва завоевать
ее сердце, заручиться ее согласием, что
следует признатьза женщиной наличие
особых достоинств. Заповеди любовного
кодексасоответствовали тому, что проповедовала
церковь, стремясь доказать, что женщины
должны иметь равные права с мужчинами
не только на супружеском ложе, но и в вопросе
согласия на вступление в брак. Случайно
ли, что куртуазные обычаи вошли в моду
как раз в то время (около 1200 г.),когда проповедники,
почувствовав настроения женщин, стали
прилагатьусилия для развития форм чисто
женской духовности?
То, что вначале было только
игрой, предназначенной для мужчин, помогло
женщинам феодальной Европы выйти из своего
приниженного состояния. В течение веков,
последовавших за утверждением новой
модели отношений, вошедшие в ритуал слова
и поступки, а через них соответствующие
взгляды распространялись на все более
широкие круги общества, как всегда бывает
с культурными моделями, которые складываются
в аристократических кругах, а затем постепенно
проникают до самых нижних слоев социальной
структуры. Так сформировался тип отношений
между полами, характерный для западного
общества. Еще и сегодня, несмотря на огромныеперемены
в этой области, яркой отличительной чертой
европейской цивилизации являются традиции,
унаследованные от куртуазной любви.