Латинская Америка
(в середине XIX – начале
XX века)
Народы стран Латинской Америки:
жизнь и история в первой половине ХХ века
- В начале ХХ века в 20 латиноамериканских республиках проживало 5% населения Земли - около 95 млн. чел. Самыми крупными из них были Бразилия, Мексика и Аргентина. Последняя вышла на первое место и по уровню экономического развития.
Особенности складывания латиноамериканских
наций, включения в мировую систему
капиталистического хозяйства обусловили
специфику этого региона. Решающую
роль в истории Латинской Америки
сыграл колониальный период. В
результате смешивания древних
индейских традиций, культуры креолов
(потомков европейских завоевателей),
негритянских элементов (с XVI в. на
континент завозились негры-рабы)
сложился весьма своеобразный
этнокультурный симбиоз со своеобразными
чертами национального характера
и менталитета. Процесс формирования
наций к началу ХХ в. еще
не завершился. В большинстве
стран господствовал испанский
язык (только в Бразилии преобладал
португальский, а на о.Гаити –
французский), элементы испанской
культуры доминировали в образе
жизни и мышления господствующих
классов. Основные массы населения
концентрировались преимущественно
в крупных городах (Мехико, Буэнос-Айрес,
Сан-Паулу), в то же время в
зарослях бассейна Амазонки немногочисленные
индейские племена находились
на стадии развития каменного
века. Потомки европейцев и индейцев
назывались метисами, европейцев
и негров – мулатами.
- Особую живучесть в Латинской Америке приобрели патриархально-патерналистские традиции, роль личности вождя “клана”, связь между лидером и массой, которая была зачастую прочнее социальной. Вождь (каудильо) должен был быть яркой, темпераментной, сильной фигурой, способной психологически сплотить и увлечь за собой массы. Его программа имела при этом второстепенное значение. Отсюда и необыкновенно высокая доля популистских (обещания того, что иногда невыполнимо, но чего ждут массы) тенденций. К сожалению, большой вес в политической жизни Латинской Америки приобрел фактор насилия (многочисленные восстания, перевороты, диктатуры каудильо и т.п.). Особо стоит отметить и влияние католической церкви.
Каудильизм
- Каудильизм (от испанского каудильо - вождь, политический лидер, глава государства, предводитель военных отрядов)
- это социальный феномен Латинской Америки 19-20 вв. Возникновение каудильизма связано с завоеванием латиноамериканскими странами политической независимости в первой четверти 19 века и борьбой за власть различных социальных группировок. В результате этого процесса в странах Латинской Америки сформировались политические течения (преимущественно либеральные и консервативные, на базе которых сложились политические партии), носившие тогда в большинстве стран каудильистский характер. Политическая борьба проходила как соперничество между кланами или отдельными каудильо, представлявшими главным образом латифундистов.
- Если в середине 19 века многие каудильо были сторонниками и проводниками центробежных тенденций, то в конце 19-начале 20 веков формируется новый тип каудильо, выступивших против сепаратизма, за централизацию государственной власти и консолидацию государства.
- Видным представителем нового типа каудильо был президент Гватемалы Хусто Барриос, установивший в 1873 г. режим единоличной диктатуры. За время пребывания у власти (1873-1885 гг.) Х.Барриос, проведя социально-экономические преобразования ( расширил плантационное хозяйство, стремясь расширить слой мелких и средних фермеров осуществлял широкую продажу государственных земель, ввел обязательное бесплатной начальное образование и т.д. ) и антиклерикальную реформу, поставившую церковь под контроль государства, способствовал консолидации стран и превращению Гватемалы в самое передовое по тому времени государство Центральной Америки.
- В процессе решения этих проблем Х.Барриос временами отказывался от традиционных институтов представительной демократии и правил по существу авторитарными методами. Он часто полагался только на свой пример, на свою волю, когда многое говорило, что для достижения цели необходимо выгодное стечение обстоятельств и подготовленная работа.
- Добившись консолидации и укрепления Гватемалы, Х.Барриос поставил перед собой задачу во что бы то ни стало объединить все государства Центральной Америки в единое государство. Для достижения этой цели он использовал любые средства, в том числе и вмешательство во внутренние дела соседних Центральноамериканских государств. В 1885г. Х.Барриос издал декрет, которым провозглашал создание в Центральной Америке единой республики вместо пяти существовавших ранее и начал военную компанию, в ходе которой был убит.
- Патриотические идеи с ярко выраженными признаками реформаторства были свойственны и боливийскому Каудильо Мануэлю Бельсу и перуанскому Каудильо Рамону Кастилья и некоторым другим государственным деятелям. Но все же большинство латиноамериканских Каудильо выделялись своим консерватизмом, враждебностью к социальному прогрессу и всякому проявлению свободомыслия, инакомыслия.
- Некоторые из консервативных Каудильо, как, например, аргентинец Хуан Росас и венесуэлец Хосе Паэс, начинали свою политическую карьеру в качестве предводителей вооруженных отрядов. В сформированных отрядах ( рекрутировались преимущественно из Гаучо, пеонов, бывших негритянских невольников ) и подвластных им районах Х.Росас, Х.Паэс и им подобные Каудильо являлись полновластными хозяевами, властителями над жившими там людьми, вершили суд и расправы. Таким Каудильо центральная власть признавалась настолько и поскольку, поскольку это было выгодно ему самому, и насколько у нее хватало сил сдерживать его самовластие.
- Путь наверх, к Каудильо национального масштаба и Х.Росас, и Х.Паэс, и им подобные деятели проделывали, опираясь на поддержку консервативной верхушки армии, клерикальных кругов, латифундистов и торговой олигархии. Их интересы претворялись в жизнь. Так, Х.Росас добившись полновластия восстановил в Аргентине орден иезуитов и привилегия католической церкви, приостановил иммиграцию, что затруднило проникновение в страну передовых идей, содействовал укреплению латифундизма, осуществлял агрессивную внешнюю политику. Режим Х.Росаса (1835-1852гг.) представлял собой худший вариант каудильизма.
- Каудильистские главным образом консервативные методы в политике используются правящими кругами латиноамериканских стран и в настоящее время. Сохранению их способствует ряд причин и, прежде всего наличие латифундизма с его докапиталистическими пережитками и системой патриархально-авторитарных отношений в обществе.
- Идеи каудильизма послужили основой возникновения в середине 20 века массовых политических движений националистического типа: перонизма в Аргентине, варгасизма в Бразилии, анапизма в Колумбии и т.д. Их идеология заключала в себе элементы корпоративизма, национал-реформизма и социального христианства.
Хозяйство Латинской Америки
- Хозяйство Латинской Америки вышло на мировой рынок, когда международное разделение труда и доминирование европейских индустриальных держав уже установились. Поэтому для латиноамериканской экономики не было иного пути как превращение в аграрно-сырьевой резерв ведущих государств. Практически каждая страна специализировалась на производстве и экспорте какой-либо монокультуры или сырья, что создавало диспропорции в собственном экономическом развитии. Так, Бразилия и Колумбия являлись поставщиками кофе, Аргентина – мяса и зерна, Куба – сахара, Эквадор – какао и тропических культур, Уругвай – мяса, Венесуэла, Мексика – нефти, Чили – селитры и меди, Боливия – олова. Первая мировая война способствовала дальнейшей специализации, так как возросли мировые цены на сырье и продовольствие.
Бразилия являлась поставщиком
кофе…
Куба – сахара…
Аргентина – мяса…
- Соответственно в сельском хозяйстве латиноамериканских стран исключительное положение (до 80% площади обрабатываемых земель) занимали латифундии – крупные помещичьи хозяйства. Их владельцы и члены их семей, торговая буржуазия образовывали помещичье-буржуазную олигархию, которой чаще всего принадлежали командные посты в экономике и государстве. Старые экономические структуры – латифундии – интегрировались в хозяйство, почти не изменяя своего характера. Основная масса сельского населения страдала от малоземелья и вынуждена была на тех или иных условиях обрабатывать поместья богачей. Последние не были заинтересованы в существенной интенсификации производства или в пропорциональном развитии экономики. Культивирование монокультур усиливало и зависимость от иностранного капитала и конъюнктуры мирового рынка. Кроме кредитов и займов европейские державы охотно вкладывали средства в быстро окупавшееся строительство железных дорог, одновременно консервируя отношение к этому региону как к мировой периферии, “младшему партнеру”.
- Политически Латинская Америка, несмотря на республиканские “вывески”, представляла собой довольно пеструю картину. Одним из наиболее ярких событий начала ХХ века стала мексиканская революция 1910-1917 г.г., свергнувшая диктатуру генерала Диаса и установившая конституционный режим. Буржуазно-реформистские формы правления в 20-е г.г. (Аргентина, Уругвай) соседствовали с консервативно-олигархическими (конституционными – Бразилия, диктаторскими – Венесуэла). Нередким было и установление откровенных правых диктатур (Куба, Чили и др.). В 30-е г.г. политическая ситуация во многих из вышеназванных стран была противоположной. Это объяснялось и политической непросвещенностью, экспансивностью, неорганизованностью большинства народа, отсутствием политического опыта. Интересен опыт Чили, где в 1936 г. был создан Народный фронт из коммунистов, социалистов, радикалов, демократов и профсоюзов.
Аргентина
Создание объединенного государства.
- Проект первой представительной конституции Аргентины подготовил в 1853 известный юрист Хуан Баутиста Альберди, взяв за образец конституцию США. В соответствии с этой конституцией, в 1854 Уркиса вступил на пост президента. Однако Буэнос-Айрес не присоединился к союзу провинций, закрепленному конституцией, настаивая на своем особом положении. В 1859 между этой провинцией и остальной конфедерацией произошло открытое столкновение. Силы Буэнос-Айреса под командованием генерала Бартоломе Митре были разгромлены правительственными войсками, и провинция была присоединена к конфедерации.
- Однако в 1861 беспорядки возобновились, и на этот раз Буэнос-Айрес (опять-таки под командованием Митре) одержал победу в битве при Павоне. В текст конституции 1853 были внесены некоторые изменения, после чего Буэнос-Айрес согласился признать ее. В 1862 Митре стал президентом Объединенной Аргентинской Республики. Конституция 1853 действовала до 1949, и в течение почти всего этого времени (до 1930) в Аргентине находилось у власти конституционное правительство, а при возникновении споров между Буэнос-Айресом и внутренними провинциями удавалось найти компромиссное решение.
Хуан Баутиста Альберди, собственной
персоной
- При Митре и двух его преемниках – Доминго Фаустино Сармьенто (1868–1874) и Николасе Авельянеде (1874–1880) с помощью иностранного капитала и технологий строились железные дороги; разводились новые породы крупного рогатого скота и овец; вошла в употребление люцерна как кормовая культура, а пастбища обносились колючей проволокой. Стало применяться замораживание мяса, и начался масштабный экспорт сельскохозяйственной продукции Аргентины (включая охлажденное мясо) в европейские страны. Поощрялась иммиграция; в период с 1850 по 1880 население Аргентины выросло на 150%. Огромным вкладом в дело развития страны явилась проведенная Сармьенто полная реорганизация системы народного образования. Благодаря этим реформам Сармьенто остался в памяти народа как «президент-учитель». Администрация Сармьенто поощряла иммиграцию и способствовала развитию внешней торговли; при нем в 1869 была произведена первая перепись. Экономическое развитие было прервано только однажды – т.н. войной «тройственного союза» (1865–1870), когда Аргентина в союзе с Бразилией и Уругваем воевала против Парагвая.