Лесли Уайт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:11, реферат

Краткое описание

Лесли Алвин Уайт (1900-1975) – выдающийся американский культуролог и антрополог, возродивший эволюционный подход к изучению культуры, выпускник социологического факультета Чикагского университета, высоко ценивший работы Э. Тайлора и Л. Г. Моргана, и последовательно выступавший в их защиту. Будучи талантливым лектором и страстным полемистом, Л. Уайт резко критикует любое проявление креационизма в науках о культуре и последовательно отстаивает эволюционные взгляды на происхождение человека и общества.

Вложенные файлы: 1 файл

ЛЕСЛИ УАЙТ.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

ЛЕСЛИ УАЙТ

Наука о культуре

(...) Мы так приучены к тому, что нас потчуют рассказами  о чудесах современной науки  - я имею в виду физику, химию и медицину - и так свыклись с пренебрежением к общественным наукам, что кому-то вполне может показаться нелепым заявление, будто выделение понятия культуры - один из значительнейших успехов в современной науке. У нас нет ни малейшего желания приуменьшить значение последних успехов физики, химии, генетики и медицины. Некоторые из них, такие как квантовая механика в физике и генетика в биологии, вполне можно назвать революционными. Однако такие успехи имели место в областях, культивируемых наукой в течение нескольких поколений или даже веков. В то же время с выделением понятия культуры науке открылась совершенно новая область. Отсутствие столь значительных достижений в новой науке о культуре не есть, следовательно, свидетельство экстравагантности сделанного нами заявления. Наша наука - новая, она открыла новую область опыта, которую едва только выделили и дали ей определение, и это означает, что еще не было времени для дальнейших достижений. Значительно именно открытие нового мира, а не относительная величина и значимость достигнутого в этом новом мире. ... Однако предназначение человека на этой планете не сводится только к измерению галактик, расщеплению атома или открытию нового чудодейственного препарата. Социополитико-экономические системы - короче говоря, культуры, - внутри которых живет, дышит и размножается род человеческий, во много раз важнее для будущего Человека. Мы только начинаем понимать это. ... «Открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни.

(...) Можно назвать науку о  культуре иначе, нежели культурологией? Если наука о млекопитающих  - маммология, о музыке - музыковедение,  о бактериях - бактериология и  т. д., то почему бы науке о культуре не быть культурологией? Наше рассуждение представляется совершено законным и правильным, наш вывод - здравым и основательным.

(...) Понятие науки о культуре - старое понятие; оно восходит, по меньшей мере, к первой главе  «Первобытной культуры» Тейлора, написанной в 1871 г. Термин «культурология» относительно мало использовался, но он применялся более чем треть века тому назад в точном и особенном смысле, в котором используем его мы, и сегодня им пользуются по меньшей мере на трех континентах.

В своем сочинении «Система наук», созданном в 1915 г., выдающийся немецкий химик и Нобелевский лауреат  Вильгельм Оствальд говорил: «Я, следовательно, много лет назад предложил ... именовать  обсуждаемую область наукой о  цивилизации, или культурологией (Kulturologie)». Нам не удалось обнаружить у него это более раннее употребление данного термина.

Четырнадцать лет спустя, после  выхода, в свет «Системы наук» Оствальда  социолог Рид Бейн говорит о «культурологии»  в написанной им главе сборника «Направления американской социологии», изданного Дж.А. Лунбергом и др. Не вполне, однако, ясен смысл, в котором он его употреблял; похоже, что в одном месте он приравнивает «культурологию» к социологии, а в другом - к экологии человека. Он говорит также о «близком родстве между социальной психологией и культурологией». Я впервые употребил слово «культурология» в печати в 1939 г., полагаю, в «Проблеме терминологии родства», хотя я пользовался им в своих курсах за несколько лет до этого времени.

(...) Итак, культурология предполагает детерминизм. Принцип причины и следствия действует в царстве культурных явлений так же, как и повсюду в нашем взаимодействии с космосом. Всякая данная культурная ситуация определена другими культурными событиями. Если действуют определенные культурные факторы, определенное событие становится их результатом. Наоборот, определенные культурные достижения, как бы страстно их ни желали, не могут иметь места, если не наличествуют и не действуют требующиеся для этих достижений факторы.

Энергия  и  эволюция  культуры

(...) «Культурой» называют определенный  порядок или класс феноменов,  а именно предметы и явления,  связанные с проявлением особой  ментальной способности, свойственной  исключительно человеческому виду, способностью к символизации. Точнее, культура состоит из материальных предметов - орудий труда, утвари, орнаментов, амулетов и т. д., действий, верований и отношений, которые функционируют в символическом контексте. Она представляет собой сложный экстрасоматический механизм, который определенный вид животных - человек - использует в борьбе за выживание и за существование.

(...) Культура - это организованная, интегрированная система. Но внутри этой системы можно вычленить подсистемы, или аспекты. Для наших целей мы выделим три подсистемы культуры: технологическую, социальную и идеологическую. Технологическая система состоит из материальных, механических, физических и химических орудий труда вкупе с технологией их использования, позволяющей человеку как представителю животного мира вступать в контакт с окружающей средой. Сюда входят средства производства, средства существования, строительные материалы, средства ведения войны и обороны. Социальная система состоит из межличностных отношений, выраженных в коллективных или индивидуальных паттернах поведения. Внутри этой системы мы можем, в свою очередь, выделить общественную, экономическую, этическую, политическую, военную, религиозную системы, системы семьи, организации труда, отдыха и т. п. Идеологическая система состоит из идей, верований, знаний, выраженных посредством членораздельной речи или в иной символической форме. Мифология и теология, легенды, литература, философия, наука, народная мудрость и знания, восходящие к здравому смыслу, тоже входят в идеологическую систему.

(...) Мы можем представить культурную систему в виде трех горизонтальных слоев: технологический в основании, философский сверху, социальный между ними. Такая картина соответствовала бы их относительным ролям в культурном процессе. Технологическая система первична, она лежит в фундаменте. Социальные системы являются функциями от технологических; философские производны от производительных сил и отражают социальные отношения. Технологический фактор, таким образом, является детерминантой культурной системы в целом. Он определяет форму социальных систем, а технология с обществом вместе определяют содержание и направление философии. Конечно, нельзя утверждать, что социальные системы никоим образом не влияют на технологические процессы или что философия не оказывает никакого влияния на социальную и технологическую системы. И то, и другое, безусловно, происходит. Но влиять - это одно; определять - другое.

Итак, ключ к пониманию роста  и развития культуры - технология. Человек - это материальное тело; вид Homo sapiens - материальная система. Планета Земля - материальное тело; космос - материальная система. Технология служит механическим средством сочленения этих двух материальных систем, человека и космоса. Но эти системы не статические, а динамические; следовательно, их функционирование связано с затратами энергии. А значит, все - космос, человека, культуру - можно описать исходя из понятий материи и энергии.

(...) Культурология - совсем молодая отрасль науки. После нескольких веков развития астрономии, физики и химии, нескольких десятилетий развития физиологии и психологии наука, наконец, обратила свое внимание на то, что в наибольшей степени определяет человеческое поведение человека - на его культуру. После многих неудачных попыток было все-таки показано, что культуру невозможно объяснить с точки зрения психологии; подобные интерпретации представляют собой не более чем антропоморфизм в научном одеянии. Объяснение культуры может быть только культурологическим. Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение - вперед и вверх.

Понятие  культуры

(...) В последнее время дискуссия  вокруг понятия культуры заострилась  на проблеме различия между  терминами «культурология» и  «человеческое поведение». Долгие годы антропологи совершено спокойно определяли культуру как научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающееся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. Однако теперь на этот счет возникли сомнения, которые привели к утверждению, что культура есть не само поведение, а лишь его абстракция.

(...) В том случае, когда символизированные  предметы и явления рассматриваются  во взаимосвязи с организмом  человека, т. е. в соматическом контексте, их по праву можно назвать поведением человека, а изучающую их науку - психологией. Когда же символизированные предметы и явления рассматриваются и объясняются во взаимосвязи друг с другом, а не с организмом человека, мы называем их культурой, а изучающую их науку - культурологией.

(...) Таким образом, очевидно, что  существуют два различных научных  подхода к изучению подобного  рода предметов и явлений, зависящих  от символической способности  человека к символизации. Если  мы их рассматриваем во взаимосвязи с организмом человека, т. е. в соматическом контексте, то эти предметы и явления есть для нас человеческое поведение, а сами мы занимаемся психологией. Если же мы будем рассматривать их во взаимосвязи друг с другом, независимо от организма человека, т. е. в экстрасоматическом контексте, то эти предметы и явления станут для нас культурой - культурными элементами или культурными чертами, а мы займемся культурологией. Психология человека и культурология имеют в качестве объекта исследования одни и те же феномены: предметы и явления, зависящие от способности человека символизировать (символаты). А отличаются эти две науки друг от друга различными контекстами, в которых изучаются эти феномены.

(...) Таким образом, культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте. Это определение спасает культурную антропологию от неосязаемых, неуловимых и онтологически не существующих абстракций и снабжает ее реальным, материальным, познаваемым предметом исследования. Ибо оно проводит четкую грань между поведением и культурой; между наукой о психологии и наукой о культуре.

(...) Если мы определим культуру  как совокупность предметов и  явлений, реально существующих в окружающем нас мире, то неизбежен вопрос: где они располагаются, т. е. каково местоположение культуры? Ответ таков: предметы и явления, составляющие культуру, располагаются во времени и пространстве 1) в организме человека (идеи, верования, эмоции, отношения); 2) в процессах социального взаимодействия людей; 3) в материальных объектах (топоры, фабрики, глиняные сосуды), находящихся вне организма человека, но в пределах моделей социального взаимодействия между людьми.

(...) Среди множества классов  предметов и явлений, рассматриваемых в современной науке, есть один, для которого нет названия. Это класс феноменов, связанных с присущей исключительно человеку способностью придавать символическое значение мыслям, действиям и предметам и воспринимать символы. Мы предложили назвать предметы и явления, связанные с символизированием, символатами. Дать название этому классу феноменов совершенно необходимо, чтобы стало возможным выделить его среди других классов предметов и явлений.

К этому классу относятся идеи, верования, отношения, чувства, действия, модели поведения, обычаи, законы, институты, произведения и формы искусства, язык, инструменты, орудия труда, механизмы, утварь, орнаменты, фетиши, заговоры и т.д.

 

 

1 Уайт, Л.А. Наука о культуре // Антология исследований культуры. Т. 1. - СПб., 1997. С. 155.

2 Работы Л.А. Уайта по культурологии. – М., 1996. С. 162.

3 Уайт, П. А. История, эволюционизм и функционализм как три типа исследования культуры // Антология исследований культуры. С. 560.

4 Там же. С. 561.

5 Уайт,  Л. А. Науки о культуре // Там же. С. 147.




Информация о работе Лесли Уайт